Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19 формирования речевой деятельности младших школьников, эффективность такой работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию письменной речи, работа по развитию письменной речи обучающихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности, развивает познавательные процессы и мышление младших школьников, развивает их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, воспитывает любовь к родному языку.
1.3
Проблема
совершенствования
норм
письменной
речи
обучающихся на уровне начального общего образования посредством
воспитания любви к русскому языку
Русский язык - это предмет, учебная дисциплина, которой принадлежит решающая роль в становлении духовной жизни человека. Благодаря языку формируется познание, мышление, развитие личности. Наш родной русский язык богат возможностями творческого обогащения подрастающего человека.
Весь поток информационного познания идет по каналам языка. Так, через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и оформляется в речь.
Речь же в свою очередь является каналом развития интеллекта.
Развитие речи - это большая и сложная область методики преподавания русского языка. Сложная она потому, что касается такого уникального явления, как речь человека. Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе
– это работа, которую проводит педагог по изучению грамматики, словообразования, правописания. Эта работа необходима для того, чтобы ученики овладевали языковыми нормами, умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целями, содержанием речи и условиями общения.
Изменившиеся цели начального образования согласно ФГОС НОО ориентированы на развитие личности ребенка посредством формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [3].
В учебниках по русскому языку для начальной школы предлагается разнообразная работа по совершенствованию норм письменной речи. Так, в учебно-методическом комплексе по русскому языку системы «Школа России» обучающиеся выполняют задания, направленные на понимание признаков текста, по подготовке текстов разных типов речи.
В системе «Гармония» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко обучающимся предлагается выступить в роли редакторов, где одним из действий становится анализ правильности и точности выражения мысли в высказывании. В памятке
20
«Как сделать текст лучше?» дети овладевают способами правки как композиционных, смысловых, так и речевых ошибок [30].
Анализ учебно-методических комплексов показал, что выполнение письменных упражнений на уроках русского языка носят механический характер. Обучающиеся мало упражняются в выполнении упражнений творческого характера. Некоторые педагоги во избежание ошибок и трудностей творческие работы подменяют контрольными диктантами, мало пишут сочинения, изложения. В результате продуктивная письменная речь уходит на второй план.
Вопросам классификации речевых письменных ошибок посвящено немало статей, научных трудов, исследований, однако до настоящего времени нет научно обоснованных, внутренне непротиворечивых и общепризнанных классификаций ошибок, которые допускаются учащимися в процессе создания письменного текста.
Тем не менее, рассмотрим некоторые типичные ошибки, наиболее часто встречающиеся в письменных работах обучающихся 2-4 классов:
- нарушение в тексте логики и точности, в результате мысль не получает достаточного развития, обрывается;
- не умение выделять микротемы, определять их количество в пределах одной главной темы;
- не умение выделять или выделять неправильно абзацы в тексте;
- не умение использовать вступление, делать заключение к письменному тексту;
- нарушение связи между элементами текста, в результате текст становится прерывистым;
- использование в тексте лексических повторов, местоименных замен;
- не умение использовать синонимической замены;
- большое количество грамматических ошибок, в результате слабой подготовки учащихся в области морфологии и синтаксиса;
- неправильная последовательность изложения мысли, нарушение ее логической последовательности;
- большое количество орфографических ошибок [34].
В то же время анализ школьной практики показывает, что сами учителя, осуществляя работу по совершенствованию письменной речи детей в области обучения их анализу, исправлению речевых ошибок и совершенствованию письменной речи, нередко испытывают трудности:
- собственные знания о типах и природе речевых ошибок отсутствуют, частичное видение педагогами ошибок в детских работах и, как следствие, несвоевременная организация работы с ними на уроках и во внеурочное время;
- отсутствие разработанной системы обозначений различных речевых ошибок для учащихся, что в результате снижает эффективность работы по обучению способам их нахождения и последующего исправления;
- затруднительная работа по выбору формы организации работы с допущенными ошибками на уроке, способами их исправления, подбором
21 дидактического материала, т.к. речевые ошибки младших школьников в большей степени носят индивидуальный характер;
- исправлению речевых ошибок отводится время только на уроках во время анализа выполненных письменных работ, это снижает участие самих обучающихся в совершенствовании созданного высказывания. Анализируя собственное высказывание на наличие речевых ошибок, обучающиеся испытывают трудности, т.к. им сложно взглянуть на свою работу как бы «со стороны», это требует от школьников определенных речевых знаний, способов установления соответствия или несоответствия между литературной нормой и собственным речевым оформлением мысли.
- умение «увидеть» собственную ошибку, узнать ее, и главное, найти способ исправления;
- совершенствование своей работы в соответствии с внесенными исправлениями.
Таким образом, организуя работу по совершенствованию норм письменной речи, учителю необходимо специально организовывать
«знакомство» учащихся с речевыми ошибками и совместно с ними открывать способы их исправления.
Начинать работу нужно с тех ошибок, которые учащиеся допустили в процессе создания высказываний в письменной речи. Это могут быть не только тексты изложений или сочинений, но и отдельные предложения, которые учащиеся составляли самостоятельно. Также необходимо предлагать учащимся проводить сравнительную работу анализируемого предложения (или часть текста) с правильным образцом для нахождения несоответствия речевой нормы и созданного речевого оформления мысли.
Возможно совместно с учащимися ввести условные обозначения
«открытой» ошибки. Это позволит отразить специфические признаки допущенной ошибки и систематизировать речевые знания, зафиксировать ее определенным символом. Открывать совместно с детьми способ исправления допущенной ошибки, создавая алгоритм, подбирая аналогию из речевой нормы.
Общеизвестно, что чужие ошибки обучающиеся видят быстрее и проще, чем свои. В связи с этим ученику в процессе самопроверки созданного высказывания предстоит критически осмыслить результат речевой деятельности, что требует от него сформированности не только речевых знаний
(что проверять?), но и способов рефлексии(как проверять?).
Своеобразным «помощником» ученикам может статьсправочник речевых ошибок,в котором он будет фиксировать «открытые» ранее типы речевых ошибок, способы их исправления. Особая роль необходимо отводить дополнительным упражнениям, которые могут быть подобраны учителем или самими учениками, с постепенным усложнением характера самостоятельности ученика при их выполнении. Работа будет вестись от сравнения образца и ошибочного варианта к конструированию единиц высказывания из
22 предложенных верных и ошибочных вариантов, а в последующем - самостоятельное редактирование созданного.
Особое место в обучении младших школьников умению анализировать собственное речевое высказывание отводится урокам, посвященным анализу выполненных творческих работ. В связи с этим возрастает значимость подготовки учителя к организации таких уроков, которая предполагает анализ детских высказываний на предмет сохранения вида творческой работы
(подробное изложение или с творческим заданием, сочинение по наблюдениям или на основе увиденного и т.д.); решение автором коммуникативной задачи в созданном тексте; сохранение признаков текста и стиля создаваемого высказывания; выявление речевых, композиционных и орфографических ошибок.
К сожалению, чаще всего при планировании такого урока большое внимание отводится работе с орфографическими ошибками, в то время как анализ речевого оформления созданного текста должен стать предметом совместного обсуждения.
По словам К.Д. Ушинского, совершенствование письменной речи на уроках русского языка через детское творчество способствуют развитию дара слова, сознательному обладанию сокровищами родного языка и помогают добиваться усвоению логических законов языка [35].
Для формирования умения совершенствовать письменные тексты можно использовать такие учебные тексты, как:
- текст-образец, который будет отражать ресурсы построения нового текста для изучения текстовых явлений: тема текста, его основная мысль, необходимые средства связи, опорные и ключевые слова и др.;
- репродуцируемый текст: способствует развитию умений воспроизводить текстовые явления, изученные ранее, на основе восприятия данного текста;
- деформированный текст: формирует умение улучшать текст, создавая на его основе новый, что способствует развитию творческой активности обучающихся;
- продуцируемый текст: способствует максимальному проявлению самостоятельности, свободы творчества при создании собственного, нового текста.
М.Р. Львов предлагает развивать письменную речь младших школьников на уроках родного языка с помощью таких групп методов, как: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития письменной речи учащихся.
Имитативные методы - это методы «по образцу». К таким методам можно отнести следующие упражнения:
- составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели;
23
- отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным.
Коммуникативные методы связаны с теорией речевой деятельности. Это создание речевых ситуаций; ролевые игры, походы и экскурсии, специально организованные наблюдения; рисование картин, ведение записей; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров — докладов, выступлений и др.
Большим набором приемов и типов речевых упражнений располагает метод конструирования текста. К ним относят:
- словарную работу;
- работу над словосочетанием, предложением;
- работу с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
- моделирование структуры текста, образцов, редактирование своего текста;
- составление текстов различных смысловых типов (описание, повествование и рассуждение) и жанров (рассказа, пейзажной зарисовки, описание картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы) [9].
Рассмотренные методы развития письменной речи способствуют развитию умений, связанные с выбором темой письменной работы, ее пониманием, определением ее границ, раскрытием микротем; умений подчинить собственные мысли определенному замыслу, выражать свою позицию, свои эмоции, свое отношение к героям, их поступкам; умений собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом; умений систематизировать материал, располагать его, обдумывать, составлять план, работать над композицией – началом, завершением; умений в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, подбирать фразеологию, раскрывать о6разы; умений составлять импровизированный текст в устной речи, а затем записывать его без ошибок, рационально располагать текст на листе, делить его на абзацы; умений совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.
Письменные упражнения, творческие уроки (написание сочинений и изложений) в начальных классах проводятся сравнительно редко. Педагогу важно осознавать, что письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения по развитию речи следует проводить регулярно. Успех обучения в совершенствовании норм письменной речи будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в системе упражнений и выполняться систематически. Выполнение письменных упражнений, особенно творческого характера, должно стать для обучающихся привычным делом.