Файл: Практикум по бизнес планированию учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 984

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51

Охват време- ни: сутки , де- када, месяц.

Охват про- цессов: сменно- суточный – план производ- ства, выручка, затраты

Охват вре- мени: месяц, квартал, год

Охват про- цессов: марке- тинг, произ- водство, труд, финансы

Охват вре- мени: три года

Охват про- цессов:
НИОКР, финансы, производство

Охват време- ни: 10 лет и больше

Охват процес- сов: цель, про- ект, политика компании
Оперативное планирование
Текущее (коррек- тирующее)
Среднесрочное планирование
Индуктивное умозаключение
Стратегическое планирование
Рис. 2.12. Процедура формирования планирования в компании
Детализация условий, влияющих на процесс формирования по- литики оперативного планирования компании, представлена на рис. 2.13.
Оперативное планирование
Условия – эффективная деятельность компании
(внутреннее состояние)
Условия – конъюнктура рынка
Условия – уровнь конкурентоспособности
Условия – степень технологической вооруженности и новизна оборудования
Система контроля работы сотрудников (оперативный контроль)
Оценка выполнения сменно-суточных плановых показателей
Оценка выполнения декадно-плановых показателей
Оценка выполнения месячных плановых показателей
Рис. 2.13. Фрагмент условий, влияющих на процесс оперативного планирования
Таким образом, стратегическое планирование вырабатыва- ет генеральную цель развития компании путем подбора, создания

52 эффективных организационно-экономических рычагов управле- ния, а также адаптивно-трансформирующих средств достижения, генерации динамически-конкурентной внешней и внутренней по- литики, как следствие, происходит осознание сущности миссии компании.
Миссия – это идеальное состояние развития сущности гене- ральной цели компании в пространстве и времени. В широком аспекте миссия – обеспечивает направления и ориентиры для оп- ределения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Для эффективного построения планирования необходимо учитывать его основные принципы, которые впервые предложил
А. Файоль:
– принцип необходимости планирования означает повсемест- ное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в ус- ловиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблю- дение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
– принцип единства планов предусматривает разработку об- щего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вер- тикальном уровнях планирования и управления;
– принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являют- ся взаимосвязанными между собой и должны осуществляться без остановки;
– принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки уста- новленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
– принцип точности планов определяется многими фактора- ми, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти.


53
В современной практике планирования помимо рассмотрен- ных классических широкую известность приобрели общеэконо- мические принципы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Общеэкономические принципы построения планирования
в компании
Наименование принципа
Содержание
Принцип комплексности
Подразумевает целостную комплексную систему плано- вых показателей, так что всякое количественное или ка- чественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия
Принцип эффективности
Подразумевает разработку такого варианта производ- ства товаров и услуг, который при существующих ог- раничениях используемых ресурсов обеспечивает по- лучение наибольшего экономического эффекта. Из- вестно, что всякий эффект в конечном итоге заключа- ется в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции
Принцип оптимальности
Подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив
Принцип пропорцио- нальности
Подразумевает сбалансированный учет ресурсов и воз- можностей предприятия
Принцип научности
Подразумевает учет последних достижений науки и тех- ники
Принцип детализации
Подразумевает степень глубины планирования
Принцип простоты и ясности
Подразумевает соответствие уровню понимания разра- ботчиков и пользователей плана

54
Следовательно, основные принципы планирования ориен- тируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и пере- плетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность, дру- гие – гибкость и точность – в разных направлениях.
Наряду с рассмотренными важнейшими принципами пла- нирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л. Акоффом новом методе интерактивного планирования.
Принцип участия показывает активное воздействие персо- нала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулирова- нии и облегчении планирования другими для себя.
Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Каждая из них относится к своему измерению ор- ганизации. Организации разделены на уровни, каждый уро- вень – на единицы, различающиеся по функциям, продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодей- ствия единиц одного уровня, интеграция – между единицами разных уровней.
Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляе- мое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэто- му для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Систематизация вышеизложенных принципов представле- на в табл. 2.3.


55
Таблица 2.3
Основные принципы бизнес-планирования
№ п/п
Принципы планирова- ния
Содержание
1
Непрерыв- ность
Процесс планирования на предприятии должен осу- ществляться постоянно путем:
1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
2) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в свя- зи с появлением непредусмотренных ранее измене- ний внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы
2
Эластичность и гибкость
Приспособление первоначальных планов к изме- няющимся условиям осуществляется путем:
1) введения плановых резервов по основным показа- телям;
2) применения эвентуального (на случай) планиро- вания для различных ситуаций и распределения данных;
3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;
4) использования альтернативных планов
3
Единство и полнота (сис- темность)
Системность достигается тремя способами:
1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;
2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимо- связи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития;
3) включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений

56
Продолжение табл. 2.3
№ п/п
Принципы планирова- ния
Содержание
4
Точность и детализация
1) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения постав- ленной цели;
2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответствен- но может уменьшаться вплоть до определения толь- ко основных целей и общих направлений развития фирмы
5
Экономич- ность
1) расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами;
2) вклад планирования в эффективность определяет- ся улучшением качества принимаемых решений
6
Оптималь- ность
1) на всех этапах планирования должен обеспечи- ваться выбор наиболее эффективных вариантов ре- шений;
2) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных при прогнозируемых ограничениях
7
Участие
1) активное участие персонала в процессе планиро- вания усиливает его мотивацию поведения;
2) планирование для себя психологически и эконо- мически эффективнее, чем для других
8
Холизм (со- четание ко- ординации и интеграции)
Чем больше структурных единиц и уровней управ- ления предприятием, тем целесообразнее (эффек- тивнее) планировать в них одновременно и во взаи- мозависимости. Планирование на каждом структур- ном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимосвязей планов на всех уровнях
9
Вариант- ность
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, кон- сервативного и др.


57
Окончание табл. 2.3
№ п/п
Принципы планирова- ния
Содержание
10
Социальная ориентация
Предусматривает:
1) социальное развитие коллектива;
2) обеспечение экологичности, безопасности и эрго- номичности выпускаемых товаров
11
Адекватность Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается:
1) увеличением числа учитываемых факторов;
2) повышением точности (обоснованности) прогнозов
Эффективную систему управления предприятием, особенно в условиях рыночного производства, невозможно построить без качественного планирования. Стратегическое планирование не- разрывно связано со стратегическим управлением и является его основой. Важнейшим из методов управления предприятием явля- ется бизнес-планирование как квинтэссенция стратегического управления, основанного на нормативном подходе к планирова- нию.
Нормативы активно применяются в целевом управлении, ко- гда устанавливаются четкие и конкретные цели, оцениваются их достижимость и эффективность, изучаются уровень участников и состояние объекта управления.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или овеществленного труда на изго- товление единицы продукции или выполнение за- данного объема работ.
Норматив характеризует степень упорядоченного использования ресурса на единицу измерения про- дукции или работы.
Нормативная база обеспечения в поддержке своей прогрес- сивности должна ежегодно или по мере необходимости прове- ряться на точность, чтобы учитывать степень влияния развития технического уровня производства, организации труда и управ-

58 ления производством, улучшение качества или состава выпускае- мой продукции.
Нормативная база является основой при использовании нор- мативных методов в планировании и управлении, характеризую- щейсч применением норм и нормативов в целях регулирования деятельности предприятий.
Главное назначение нормативных методов – выполнение тру- довыми коллективами плановых заданий при минимальных за- тратах всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, материаль- ных).
Формирование единой действующей и жизнеспособной сис- темы норм и нормативов способствует функционированию всех направлений деятельности предприятия в едином ключе. Созда- ние системы норм и нормативов зависит от нескольких факторов: единства методов формирования и управления норм и нормати- вов, прогрессивности применяемых норм, периодического их об- новления при совершенствовании технологии производства, ис- пользовании новых видов сырья и материалов, нового оборудова- ния и механизмов, сравнимости применяемых норм и нормативов друг с другом.
Функционирование и применение единой системы норм и нормативов в производственной деятельности предприятия зави- сят от единства методов разработки и утверждения применяемых норм и нормативов. Использование норм и нормативов – одна из важнейших методик планирования и управления, которая позво- ляет создать плановую нормативную базу, используемую для формирования плановых показателей, разработки плановых зада- ний и анализа их выполнения. В настоящее время практически вся нормативная база на большинстве предприятий автоматизи- рована.
Нормативная база для обеспечения своей прогрессивности должна ежегодно или по мере необходимости проверяться на точность, чтобы учитывать степень влияния развития техниче- ского уровня производства, организации труда и управления производством, улучшение качества или состава выпускаемой продукции.
Система норм и нормативов подразделяется на нормы и нор- мативы:
– оценки эффективности производственной деятельности;