Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1084
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выберите правильный ответ из предложенных.
Методика 1. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
Методика 1. «Опросник Айзенка»
Методика 2. «Опросник структуры темперамента (ОСТ)» В.М. Русалов
Методика 1. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко»
Однако при таком подходе остается неясным: что же придает побудительность (ситуация или мотив), каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. По мнению Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории, при чем мотивы вторичны. И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы модем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). И.А. Джидарьян пишет, что в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение (внутренний фон), в этом случае понятие «мотивация» становится лишним. А.Н. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта и вторичную, проявляющуюся в форме мотива (отождествление мотива и мотивации).
Таким образом, ни в понимании сущности мотвиации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотивации (как основания поступка).
-
Характеристики мотивационной сферы личности.
Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.
Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.
У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:
-
органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности); -
материальные (потребность в деньгах, в имуществе); -
социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости); -
духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).
-
Мотивационное поведение как характеристика личности.
В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки
Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило, взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.
В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.
Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.
Практические задания
-
Сделайте конспект:
-
Ильин, Е.П. Виды мотивационных образований [Текст] / Е. П. Ильин // Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб., СПб., 2008. – Гл. 8. – С. 143-183.
Е.П. Ильин указывает, что в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:
1) мотивационные состояния;
2) мотивационную установку;
3) мечту как разновидность мотивационной установки;
4) влечения, желания, хотения;
5) склонности;
6) привычки;
7) интересы;
8) направленность личности;
9) мотивационные свойства личности;
10) мотивационную сферу личности.
Многие из них к самостоятельному поведению не побуждают, не рождают самостоятельную деятельность, а трансформируют имеющуюся. Например, человеку нужно свободное время для того, чтобы реализовать то, что он хочет. Или ему нужны деньги, чтобы отправиться в поездку, как он мечтал. В данном случае время, деньги, социальный статус выполняют роль условий для реализации определённых мотивов. Но со временем эти средства могут приобрести самостоятельное мотивационное значение. Или деньги могут стать мотивом или время.
-
Решите задачи.
Задача 1
Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия.
А. Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе. – потребность поесть
Б. Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня. - манипуляция
В. Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет! – мотив установления контакта
Г. Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок. – мотив награды
Д. Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины. – реклама, т.е выгода
Задача 2
В какой из семей, скорее всего, вырастут дети с высокой потребностью в достижениях.
А. Где родители очень опекают своих детей.
Б. Где родители поощряют в детях самостоятельность.
В. Где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей.
Д. Где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.
Лабораторная работа
Тема «МОТИВАЦИЯ»
Методика 1. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
А.А. Реан
Инструкция:
«Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный».
Текст опросника:
-
Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех. -
Обычно я действую активно. -
Я склонен к проявлению инициативы. -
При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться. -
Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые -
задания. -
При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. -
При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов. -
Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля. -
Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее. -
Я обычно настойчив в достижении цели. -
Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед. -
Я всегда думаю, прежде чем рисковать. -
Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует. -
Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, недостижимые цели. -
Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес. -
При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач. -
Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. -
При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. -
Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению. -
Если Я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
1 | + |
2 | + |
3 | + |
4 | + |
5 | + |
6 | + |
7 | + |
8 | + |
9 | + |
10 | + |
11 | + |
12 | + |
13 | + |
14 | + |
15 | - |
16 | + |
17 | - |
18 | + |
19 | + |
20 | + |
21 | - |