Файл: Понятие о личности в системе человекознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1090

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.


  1. Современное представление о темпераменте.


Темперамент отражает, в основном, динамические и эмоциональные аспекты поведения – темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности, эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

 При этом следует отметить, что темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

 

В темпераменте можно выделить три главных компонента:

                             Общая психическая активность индивида, выражается в тенденции к самовыражению, в стремлении активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность. Степени активности у различных людей распределяются от вялости, инертности, пассивности до предельной энергичности, страстности и стремительности действий. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

                             Двигательный (моторный) компонент показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Проявляется в быстроте, силе, резкости, ритме, амплитуде мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).

Эмоциональный компонент характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. “Эмоциональность” выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности (скорость возникновения эмоции), эмоциональной лабильности (быстрота смены эмоциональных состояний).

Практические задания

        1. Сделайте конспект:

  • Базылевич, Т. Ф. Становление дифференциальной психофизиологии и ее актуальность для современной психологии [Текст]: к 85-летию со дня рождения В. Д. Небылицына / Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал –2010. - Т. 31. – (Памятные даты)., 2010. –Т. 31, № 6. – С. 107-117.


Дифференциальная психофизиология воспринимается сегодня через призму научных достижений и личных качеств ее основателя - блестящего ученого и замечательного человека - В.Д. Небылицына. В год 80-летия со дня его рождения мне не хотелось бы просто говорить хвалебные речи. О его жизни и научном творчестве уже сказано много хороших слов. Представляется, что в настоящее время уместно почтить память Владимира Дмитриевича языком научных фактов со ссылкой на конкретные работы. Сегодня уже есть основания подчеркнуть, что открытая ученым дифференциальная психофизиология не только остается ярким периодом истории психологии, но и получает развитие в настоящем и будущем психологической науки.

Представленные материалы, конечно же, не могут достаточно полно охватить работы всех ученых, которые внесли и, надеемся, еще будут вносить вклад в развитие данного направления науки благодаря будущим монографиям и другим публикациям.

Вопрос об актуальности проблем дифференциальной психофизиологии для современной психологии может показаться надуманным или риторическим, имеющим только положительный или отрицательный ответ. Кто-то посчитает его неожиданным, поскольку такого направления в науке он не знает или же считает его несуществен-

ным. Автор же данной статьи на основе более чем 40-летней работы внутри этого направления попытается по существу разобраться в этом вопросе, высказав свое мнение о прошлом, настоящем и будущем дифференциальной психофизиологии Небылицына. Возможно, учеными, работающими в рамках психофизиологии индивидуальных различий, были бы подчеркнуты и другие аспекты исследований.

Фундамент отечественной дифференциальной психофизиологии составила теория свойств нервной системы, основные положения которой были выдвинуты еще И.П. Павловым. Применительно к человеку она была существенно преобразована и методически оснащена, главным образом, Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, а также их соратниками и учениками. Данное направление психологической науки было призвано изучать индивидуально-стабильные, конституциональные, природные, генотипические свойства психики как задатки сколь угодно важных ее особенностей [23, 30, 40-42]. До сих пор подобные идеи ошибочно воспринимаются некоторыми специалистами как физиология, не имеющая отношения к психологии.



Шаги к возрождению дифференциальных психологических дисциплин были инициированы в 90-е годы Министерством образования. В.Д. Шадриковым была создана специальная ко-

миссия, подчеркнувшая трудности их развития и, вместе с тем, очевидную актуальность для психологии и социальной практики. Новым объектом дифференциальной психологии и психофизиологии становится индивидуальность.

Современное человекознание все чаще обращается к исследованиям отечественной школы дифференциальной психофизиологии, которая - по мысли ее основателя В.Д. Небылицына - приближает нас к пониманию тех причин, по которым каждый из нас отличается от других людей [40-42].
Белоус, В. В. В. С. Мерлин – творец учения об интегральной индивидуальности [Текст]: [рос. психолог] / В. В. Белоус, И. В. Боязитова // Психологический журнал – 2008. - Т. 29. – (Памятные дата)., 2008. – Т. 29, № 1. – С. 126-132.
В истории психологии есть немало имен, которыми можно гордиться. Среди них - выдающийся деятель российской психологической науки В.С. Мерлин. В настоящей статье мы попытаемся осветить некоторые стороны его многогранной научной деятельности и ее роль в развитии современного человекознания.

В творческой биографии В.С. Мерлина прослеживается постепенное восхождение от проблем общей психофизиологии к современным основам человековедения. Между этими полюсами располагаются фундаментальные разработки Мерлина по вопросам дифференциальной психофизиологии, социальной психологии личности и т.д. Широкую известность в среде профессионалов приобрели такие его крупные научные труды, как "Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта" (1953) [5], "Очерк теории темперамента" (первое издание вышло в 1964 г., второе - в 1973 г.) [3, 8], "Проблемы экспериментальной психологии личности" (1968, 1970), "Лекции по психологии мотивов человека" (1971) [1], "Очерк интегрального исследования индивидуальности" (1986) [2], "Психология индивидуальности" (1996) [4] и др.

Несмотря на многообразие научных замыслов Мерлина, все они имеют нечто общее, базирующееся на принципах системной проблематики. В публикациях раннего периода закладывались и с

годами преумножались условия для выражения основного предмета исследования - человеческой индивидуальности - в понятиях саморегулируемой и самоорганизующейся системы. Анализ научного наследия ученого показывает, что связующим механизмом в его исследованиях выступает, прежде всего, принцип интегратизма, пронизывающий все стороны человеческой индивидуальности - начиная от характеристик индивида и заканчивая высшими социальными детерминантами поведения. Так, исследуя характер связи между активным волевым действием и участвующими в нем условно-рефлекторными механизмами, Мерлин установил, что волевой акт связан с системой противоположно направленных (реципрокных) изменений двигательной, дыхательной и кожно-гальванической условной реакции в ответ на слово-приказ. Образцом воплощения положений интегратизма может служить учение о типах темперамента, о социальных типах личности, об индивидуальном стиле деятельности и общения и об интегральной индивидуальности. На основе принципа интегратизма В.С. Мерлин обогатил психологическую науку оригинальными открытиями в сфере самой сокровенной человеческой сути - ее индивидуальности.


И другой примечательный факт в творческих исканиях Вольфа Соломоновича. С первых шагов своей научной деятельности он отстаивал "чистоту" психологической науки и диалектическое понимание принципа значности. Его докторская диссертация была посвящена очищению психологи-

ческой науки от безраздельно господствовавшего в 1950-е гг. павловского физиологизма. Впоследствии, особенно в период расцвета междисциплинарных исследований, руководствуясь системным принципом значности, Мерлин убедительно показал неправомерность сведения типов темперамента к типам ВНД, типов направленности личности - к типам темперамента, типов социальных групп - к социальным типам личности и т.д. В дальнейшем, опираясь на диалектическое понимание принципа значности и результаты исследований созданной им школы психологов, В.С. Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности.

Интегральная индивидуальность характеризует человека как активного субъекта деятельности, т.е. человека, который творит историю и оставляет в ней свой собственный неповторимый след. Это высший уровень активности человека, чаще всего встречающейся в творческой деятельности ученого. К такому выводу Мерлин пришел не сразу. Первоначально под его руководством исследовалась активность человека в чрезвычайно разнообразных условиях массовой деятельности и функциональная роль в ней отдельных свойств и структур темперамента [7]. На психодинамическом уровне были установлены надтипо-вые инварианты темперамента, обеспечивающие людям любой типологической индивидуальности минимально необходимый уровень приспособления к широкому диапазону требований объективной реальности. Такого рода активность человека достигается благодаря первичным (природным) компенсаторным взаимоотношениям между свойствами темперамента и наблюдается она у человека-созерцателя.


  • Семяшкин, А. А. Взаимосвязи когнитивных стилей и темперамента у мужчин и женщин с различной мотивацией достижения успеха [Текст] / А. А. Семяшкин // Мир психологии. – 2013. – № 2. – С. 246-260.


В настоящее время интенсивно разрабатываются новые и бурно развиваются существующие информационные технологии и методы обучения. Роль познания и человеческих познавательных ресурсов, а также связанных с ними естественных психофизических ограничений и возможностей непрерывно возрастает. В этой связи как сами познавательные возможности и способности человека, так и их изучение приобретают всё большее значение.


Наряду с этим укрепляется научная позиция, утверждающая центральную роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека. Число исследований познавательных процессов и объём накопленных данных в этой области постоянно растут. В центре внимания психологов оказываются различные психические познавательные процессы, с помощью которых субъект получает и перерабатывает поступающую информацию.

Большинство проведённых исследовательских работ направлено на углубление и расширение знаний о когнитивной сфере как отдельно взятого психического явления. Между тем осознаётся важность и необходимость изучения процессов восприятия и переработки информации в связи с личностными характеристиками субъекта.

За последние годы особую актуальность приобрело направление исследований познавательных способностей, связанное с изучением когнитивно-стилевых характеристик, выражающихся в проявлении индивидуальных различий между людьми по предпочтительным способам восприятия и переработки информации.

В психологии на протяжении достаточно длительного периода времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивно-стилевых и личностных характеристик в психической структуре субъекта. Однако данная проблематика и по сей день остаётся малоизученной и чрезвычайно дискуссионной. Споры, в частности, вызывает определение места и роли когнитивных стилей в психическом строении личности. До сих пор не разработано единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Полученные в эмпирических исследованиях результаты фрагментарны и часто носят противоречивый характер.

Немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности, как правило, проводились без учёта гендерных различий и мотивации людей.

Сложность и неоднозначность выявленных взаимосвязей когнитивно-стилевых параметров с другими индивидуальными особенностями человека, недостаточное количество конкретных эмпирических исследований определяют актуальность изучения соотношения параметров когнитивных стилей с личностными особенностями.

Решите задачи.

Задача 1

Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

А. При получении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.