Файл: Понятие о личности в системе человекознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1086

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сумма- 14, диагностируется мотивация успеха.
Методика 2. «Определение направленности личности – анкета Б. Басса»
Процедура проведения.
Для выполнения лабораторной работы использована ориентационная анкета Б. Басса, которая впервые была опубликована в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.
Инструкция:
«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, отбирите из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с

номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».
Текст опросника:
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.

  1. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды.

  2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:



А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

  1. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе;


Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

  1. Я хотел бы, чтобы мои друзья:


А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; Б. Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни.

  1. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается;


Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют.

  1. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

  1. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел;


В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

  1. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: А. Добился успеха в жизни; Б. По-настоящему увлечен своим делом;


В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

  1. В первую очередь школа должна:


А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

  1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:


А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.

  1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

  1. Я люблю, когда: А. Другие люди меня ценят;


Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями.

  1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.


Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

  1.  Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;


В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

  1.  Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; В. Потеря друзей

Больше всего я ценю:

А. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.

  1. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

  1. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: А. Доступным; Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

  1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; В. О последних достижениях науки и техники.

  1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом.

  2. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

  1. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

  1. Человек должен стремиться к тому, чтобы: А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу;


В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

  1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.





Больше всего

Меньше всего



Больше всего

Меньше всего

1

А

В

15

А

Б

2

Б

А

16

Б

В

3

Б

В

17

А

В

4

Б

А

18

А

Б

5

Б

В

19

А

В

6

А

В

20

А

Б

7

Б

В

21

А

В

8

А

Б

22

Б

А

9

Б

А

23

Б

В

10

Б

В

24

Б

А

11

А

В

25

Б

В

12

А

Б

26

А

Б

13

Б

В

27

А

В

14

А

В












Анализ результатов


Шкала

Я

О

Д

Итого

31

21

29

У испытуемого наиболее выражена направленность на себя (ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность).
Семинарское занятие9

«ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»
План:

  1. Понятие о типе темперамента.


Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.


Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.


  1. Психологическая характеристика типов темперамента.


Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными. быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.