Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по статье 5.35 КоАП РФ, а также опыт работы при рассмотрении протоколов по статьям 5.35, 6.10 КоАП РФ



СУРКОВА

ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
и.о. заместителя председателя комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав

при администрации Ханты-Мансийского района

(sov.kdn@hmrn.ru)

Для наиболее эффективной реализации закрепленных в действующем законодательстве прав и законных интересов несовершеннолетних Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации введена ответственность родителей (законных представителей) в отношении несовершеннолетних детей.

Законодательно установлена форма воздействия на родителей (одного из них) за виновное неисполнение лежащих на них обязанностей, влекущая за собой неблагоприятные последствия в виде лишения или ограничения имущественных и неимущественных прав.

Процедура составления протокола об административном правонарушении, как документа, содержание которого имеет первостепенное значение для дальнейшего рассмотрения дела, является важным действием, предшествующим назначению наказания.

Ханты-Мансийский район

№ п/п

Административный протокол

2015 год

2016 год

Кем составлены

Кем составлены

УУП

Члены КДНиЗП


Отдел по организации КДНиЗП

УУП

КДНиЗП

Отдел по организации КДНиЗП

1

5.35. КоАП РФ

22

0

8

10

0

0

2

6.10 КоАП РФ

2

0

0

0

0

0



К сожалению, иными членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ханты-Мансийского района
(далее - Комиссия), кроме сотрудников МОМВД России
«Ханты-Мансийский» и отдела по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
Ханты-Мансийского района, в указанный период протоколы не составлялись. На это было указано по результатам проверки деятельности работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
Ханты-Мансийского района.

По результатам проведённой Окружной комиссии проверки деятельности территориальной комиссии, в августе 2015 года с членами Комиссии проведен обучающий семинар по составлению административных протоколов членами комиссии, но произошла смена состава членов комиссии.

Регулярно на совещаниях с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних заместителем председателя комиссии указывается на необходимость составления административных протоколов членами комиссии
при выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.

Специалисты отдела регулярно проходят курсы повышения квалификации в сфере административной юрисдикции.

При составлении административных протоколов специалистами отдела, являющимися членами комиссии, существует ряд проблем:

формирование доказательной базы обвинения;

отказ от дачи объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности;

отказ от дачи объяснений свидетелей административного правонарушения.

Доказательная база формируется из предоставленных в отдел
по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав информации о привлечении к административной ответственности лицо, не выполняющее должным образом родительские обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних из учреждений органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (образовательных организаций, здравоохранения, социальной защиты населения), содержащей слова, не позволяющие объективно оценить ситуации в семье: например «иногда», «замечена», «не всегда», «редко», «частично» и т.д.

Отказ в даче объяснений свидетелей административного правонарушения связанно с тем, что это жители одного села.



При формировании доказательной базы важно собрать все документы, свидетельствующие о неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав
и интересов несовершеннолетних, указанных в фабуле административного протокола.

В фабуле административного протокола обязательно указывается время и место совершения административного правонарушения.

Комиссия принимает определения о назначении дела
об административном правонарушении к рассмотрению, назначает время
и место рассмотрения в течение 15 дней, определенных КоАП РФ.

Составленные административные протокола рассматриваются
на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, членами комиссии принимаются решения о назначении наказаний. Дела
об административных правонарушениях, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении. Комиссия систематически выезжает в населенные пункты района для рассмотрения административных дел
с участием лиц, привлекаемых к административной ответственности.

На заседании комиссии устанавливаются причины и условия совершения административных правонарушений, а также смягчающие
и отягчающие обстоятельства.

Лицу, привлекаемому к административной ответственности,
на заседании Комиссии разъясняются права в соответствии
со ст. 51 Конституции Российской Федерации,ст. 25.1. КоАП РФ.

Доказывание статьи 5.35. КоАП РФ является: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Содержание несовершеннолетнего: обеспечение несовершеннолетнего предметами и продуктами питания, необходимые для его нормальной жизнедеятельности. Например: ребёнок должен иметь:

гигиенические принадлежности;

одежду, соответствующую сезону, возрасту, полу и пригодную
для носки (соответствие размера и учёт износа вещи);

предметы необходимые для реализации права на отдых (кровать, одеяло и т.д.);

предметы на реализации права на образование (учебники, тетради, ручки, письменный стол, стул и т.д.).


Под обязанностью содержать несовершеннолетнего также следует понимать обязанность выплачивать:

алименты в соответствии и в размере установленных судом;

денежные суммы в соответствии с соглашениями, заключёнными между супругами и заверенными нотариально.

Воспитание несовершеннолетнего: согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации - забота родителей о здоровье ребёнка, физическом развитии детей, психическом развитии детей, духовном развитии детей, нравственном развитии детей.

Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных
п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно:

родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;

способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию ребенка.

Обучение несовершеннолетнего: обязанность обеспечивать получение ребёнком образования вытекает из положений:

ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации;

ст. 44 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», которые закрепляют,
что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования
и создать условия для получения ими дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общее, профессионального образования в семье.

Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных
п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно:

родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;

способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию ребенка.

Вопросы, обращенные к родителю (законному представителю), должны формулироваться исходя из необходимости установить наличие
или отсутствие в его действиях вины в совершении административного правонарушения. Например: «Знаете ли Вы, что обязаны обеспечить получение своим ребенком общего образования? Запрещали ли Вы посещать своему ребенку школу?» Вопросы формулируются в зависимости от конкретной ситуации.


При выяснении умышленной формы вины (прямой умысел) нам важно понять:

сознавал ли родитель противоправность своих действий;

предвидел ли он наступление вредных последствий;

желал ли он их наступления.

От выявленных обстоятельств комиссия принимает решение о мере наказания.

При составлении административных протоколов комиссия учитывает, принцип равенства в семейных отношениях предполагает совместную солидарную ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка.

Постановление о назначении административного наказания
и квитанция об оплате в течение 3-х рабочих дней направляется лицу,
в отношении которого составлен административный протокол по почте заказным письмом.

После получения уведомления о вручении письма, через десять дней
с момента получения постановление вступает в законную силу.

Если постановление о назначении наказания не исполнено
через 60 дней, то оно передается судебным приставам для принудительного исполнения.

Здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание, ставится под угрозу вследствие действий совершеннолетних лиц по вовлечению несовершеннолетних в распитие спиртных напитков или употребление одурманивающих веществ. Данное правонарушение предусмотрено
ст. 6.10. КоАП РФ. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия, выраженные
в вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, совместном с несовершеннолетними распитии спиртных напитков или употреблении одурманивающих веществ.

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ возможно различными способами:

предложением или угощением;

обещанием каких-либо выгод;

введением в заблуждение (путем предоставления спиртных напитков под видом безалкогольных);

обманом (путем сообщения неверных сведений о каких-либо состояниях, ощущениях от употребления) и др.

Действия виновного совершеннолетнего лица попадает
под ст. 6.10 КоАП РФ вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены пиво и напитки, изготавливаемые
на его основе, спиртные напитки и одурманивающие вещества и какое воздействие (легкое, среднее, тяжелое) они на него оказали.