Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по статье 5.35 КоАП РФ, а также опыт работы при рассмотрении протоколов по статьям 5.35, 6.10 КоАП РФ
| СУРКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА и.о. заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ханты-Мансийского района (sov.kdn@hmrn.ru) |
Для наиболее эффективной реализации закрепленных в действующем законодательстве прав и законных интересов несовершеннолетних Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации введена ответственность родителей (законных представителей) в отношении несовершеннолетних детей.
Законодательно установлена форма воздействия на родителей (одного из них) за виновное неисполнение лежащих на них обязанностей, влекущая за собой неблагоприятные последствия в виде лишения или ограничения имущественных и неимущественных прав.
Процедура составления протокола об административном правонарушении, как документа, содержание которого имеет первостепенное значение для дальнейшего рассмотрения дела, является важным действием, предшествующим назначению наказания.
Ханты-Мансийский район
№ п/п | Административный протокол | 2015 год | 2016 год | |||||
Кем составлены | Кем составлены | |||||||
УУП | Члены КДНиЗП | Отдел по организации КДНиЗП | УУП | КДНиЗП | Отдел по организации КДНиЗП | |||
1 | 5.35. КоАП РФ | 22 | 0 | 8 | 10 | 0 | 0 | |
2 | 6.10 КоАП РФ | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К сожалению, иными членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ханты-Мансийского района
(далее - Комиссия), кроме сотрудников МОМВД России
«Ханты-Мансийский» и отдела по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
Ханты-Мансийского района, в указанный период протоколы не составлялись. На это было указано по результатам проверки деятельности работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
Ханты-Мансийского района.
По результатам проведённой Окружной комиссии проверки деятельности территориальной комиссии, в августе 2015 года с членами Комиссии проведен обучающий семинар по составлению административных протоколов членами комиссии, но произошла смена состава членов комиссии.
Регулярно на совещаниях с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних заместителем председателя комиссии указывается на необходимость составления административных протоколов членами комиссии
при выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Специалисты отдела регулярно проходят курсы повышения квалификации в сфере административной юрисдикции.
При составлении административных протоколов специалистами отдела, являющимися членами комиссии, существует ряд проблем:
формирование доказательной базы обвинения;
отказ от дачи объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности;
отказ от дачи объяснений свидетелей административного правонарушения.
Доказательная база формируется из предоставленных в отдел
по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав информации о привлечении к административной ответственности лицо, не выполняющее должным образом родительские обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних из учреждений органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (образовательных организаций, здравоохранения, социальной защиты населения), содержащей слова, не позволяющие объективно оценить ситуации в семье: например «иногда», «замечена», «не всегда», «редко», «частично» и т.д.
Отказ в даче объяснений свидетелей административного правонарушения связанно с тем, что это жители одного села.
При формировании доказательной базы важно собрать все документы, свидетельствующие о неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав
и интересов несовершеннолетних, указанных в фабуле административного протокола.
В фабуле административного протокола обязательно указывается время и место совершения административного правонарушения.
Комиссия принимает определения о назначении дела
об административном правонарушении к рассмотрению, назначает время
и место рассмотрения в течение 15 дней, определенных КоАП РФ.
Составленные административные протокола рассматриваются
на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, членами комиссии принимаются решения о назначении наказаний. Дела
об административных правонарушениях, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении. Комиссия систематически выезжает в населенные пункты района для рассмотрения административных дел
с участием лиц, привлекаемых к административной ответственности.
На заседании комиссии устанавливаются причины и условия совершения административных правонарушений, а также смягчающие
и отягчающие обстоятельства.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности,
на заседании Комиссии разъясняются права в соответствии
со ст. 51 Конституции Российской Федерации,ст. 25.1. КоАП РФ.
Доказывание статьи 5.35. КоАП РФ является: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Содержание несовершеннолетнего: обеспечение несовершеннолетнего предметами и продуктами питания, необходимые для его нормальной жизнедеятельности. Например: ребёнок должен иметь:
гигиенические принадлежности;
одежду, соответствующую сезону, возрасту, полу и пригодную
для носки (соответствие размера и учёт износа вещи);
предметы необходимые для реализации права на отдых (кровать, одеяло и т.д.);
предметы на реализации права на образование (учебники, тетради, ручки, письменный стол, стул и т.д.).
Под обязанностью содержать несовершеннолетнего также следует понимать обязанность выплачивать:
алименты в соответствии и в размере установленных судом;
денежные суммы в соответствии с соглашениями, заключёнными между супругами и заверенными нотариально.
Воспитание несовершеннолетнего: согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации - забота родителей о здоровье ребёнка, физическом развитии детей, психическом развитии детей, духовном развитии детей, нравственном развитии детей.
Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных
п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно:
родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;
способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию ребенка.
Обучение несовершеннолетнего: обязанность обеспечивать получение ребёнком образования вытекает из положений:
ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации;
ст. 44 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», которые закрепляют,
что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования
и создать условия для получения ими дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общее, профессионального образования в семье.
Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных
п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, а именно:
родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;
способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию ребенка.
Вопросы, обращенные к родителю (законному представителю), должны формулироваться исходя из необходимости установить наличие
или отсутствие в его действиях вины в совершении административного правонарушения. Например: «Знаете ли Вы, что обязаны обеспечить получение своим ребенком общего образования? Запрещали ли Вы посещать своему ребенку школу?» Вопросы формулируются в зависимости от конкретной ситуации.
При выяснении умышленной формы вины (прямой умысел) нам важно понять:
сознавал ли родитель противоправность своих действий;
предвидел ли он наступление вредных последствий;
желал ли он их наступления.
От выявленных обстоятельств комиссия принимает решение о мере наказания.
При составлении административных протоколов комиссия учитывает, принцип равенства в семейных отношениях предполагает совместную солидарную ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка.
Постановление о назначении административного наказания
и квитанция об оплате в течение 3-х рабочих дней направляется лицу,
в отношении которого составлен административный протокол по почте заказным письмом.
После получения уведомления о вручении письма, через десять дней
с момента получения постановление вступает в законную силу.
Если постановление о назначении наказания не исполнено
через 60 дней, то оно передается судебным приставам для принудительного исполнения.
Здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание, ставится под угрозу вследствие действий совершеннолетних лиц по вовлечению несовершеннолетних в распитие спиртных напитков или употребление одурманивающих веществ. Данное правонарушение предусмотрено
ст. 6.10. КоАП РФ. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия, выраженные
в вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, совместном с несовершеннолетними распитии спиртных напитков или употреблении одурманивающих веществ.
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ возможно различными способами:
предложением или угощением;
обещанием каких-либо выгод;
введением в заблуждение (путем предоставления спиртных напитков под видом безалкогольных);
обманом (путем сообщения неверных сведений о каких-либо состояниях, ощущениях от употребления) и др.
Действия виновного совершеннолетнего лица попадает
под ст. 6.10 КоАП РФ вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены пиво и напитки, изготавливаемые
на его основе, спиртные напитки и одурманивающие вещества и какое воздействие (легкое, среднее, тяжелое) они на него оказали.