Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44 из основных задач, но в контексте работы психолога/дефектолога речь является средством развития интеллекта.
Взаимосвязь работы логопеда, дефектолога и психолога не ограничивает- ся использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предпо- лагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагоги- ческого внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для пе- дагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам пси- хического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для пе- дагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Наибольший эффект интегрированные мероприятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные мероприятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обу- чение, воспитание и развитие детей.
Если говорить о совместных занятиях, то большой плюс интегрирован- ных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов работы. Систематическая работа с использованием интегрирован- ных занятий помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка, формирует и развивает личност- ные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку успешно учиться, а также развивают коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль.
На наших интегрированных занятиях, внеклассных мероприятиях мы объединяем детей разного возраста (в начальной школе), разного уровня развития когнитивных способностей. Это способствует обогащению знаниями об окружающем мире учащихся с ЗПР, созданию эмоционального благополу- чия, а также предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого-педагогического со- провождения.
Учащиеся начальных классов на интегрированных занятиях активно и с интересом работают, взаимодействуют друг с другом, объединяемые общи- ми заданиями.
Наши подопечные выступают на различных конкурсах школьного, муни- ципального и областных уровней. Например, конкурс чтецов «Золотая осень»,
«Поэтические фантазии». Дети с ОВЗ привлекаются к участию в районных конкурсах поделок «Новогодние фантазии» или «Новогоднее вдохновение», фотоконкурс «Верные друзья», творческий конкурс «Мой любимый герой мультфильма», «Мой любимый сказочный герой», региональный конкурс «Па- рад новогодних идей», творческий конкурс (муниципальный/региональный)
«ГТО».
45
Невзирая на то, что дети имеют ограничения по здоровью, они могут участвовать в различных конкурсах – от школьного до всероссийского уровня, жить полноценной жизнью.
Узкие специалисты школы очень активно участвуют в работе РМО, науч- ных конференциях, семинарах муниципального и областного уровней, где де- лятся и обобщают опыт своей методической и научной деятельности, а также принимают участие в фестивалях и конкурсах профмастерства, показывают ин- тегрированные занятия.
Таким образом, для каждого ребенка с ОВЗ мы стараемся создать условия и замотивировать к участию в мероприятиях, способствующих социализации, развитию коммуникативных, эмоционально-волевых способностей, что в целом ведет к сохранению психологического здоровья. А согласованность действий учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффек- тивно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаи- модействии всех участников педагогического процесса возможны успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития, социали- зация и адаптация их в обществе.
1 2 3 4 5 6 7 8
Приложения
Приложение 1
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
Метапредметные
результаты
Параметры
(группы
способностей
и умений)
ИНДИКАТОРЫ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
Овладение способ-
ностью
прини-
мать и сохранять
цели
и
задачи
учебной деятель-
ности,
поиска
средств её осу-
ществления.
Целеполагание.
принимать учебную
задачу;
принимать
учебную
задачу;
сохранять учебную
задачу с активной
помощью педагога;
принимать
учебную
задачу;
сохранять учебную
задачу с дозиро-
ванной
помощью
педагога;
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
Формирование
умения
планиро-
вать, контролиро-
вать и оценивать
учебные действия
в соответствии с
поставленной за-
дачей и условиями
её
реализации;
определять наибо-
лее эффективные
способы
дости-
жения результа-
та.
Планирование.
учитывать выделенные
учителем ориентиры дей-
ствия в новом учебном
материале в сотрудниче-
стве с педагогом;
планировать свои дей-
ствия в соответствии с
поставленной задачей с
активной помощью педа-
гога;
учитывать установлен-
ные правила в планирова-
нии способа решения с
активной помощью педа-
гога;
учитывать вы-
деленные учителем
ориентиры
дей-
ствия
в
новом
учебном материале
в сотрудничестве с
педагогом;
планировать
свои действия в
соответствии
с
поставленной за-
дачей с направля-
ющей помощью пе-
дагога;
учитывать
выделенные учите-
лем
ориентиры
действия в новом
учебном материале
в сотрудничестве с
педагогом;
планировать
свои действия в
соответствии
с
поставленной за-
дачей и условиями
её реализации с до-
зированной помо-
учитывать вы-
деленные учителем
ориентиры
дей-
ствия
в
новом
учебном материале
в сотрудничестве с
педагогом;
планировать
свои действия в
соответствии
с
поставленной за-
дачей и условиями
её реализации;
47
учитывать
установленные
правила в планиро-
вании способа ре-
шения с направля-
ющей помощью пе-
дагога;
щью педагога;
учитывать
установленные
правила в планиро-
вании способа ре-
шения с дозирован-
ной помощью педа-
гога;
учитывать
установленные
правила в планиро-
вании способа ре-
шения;
Контроль.
учитывать установ-
ленные правила в кон-
троле способа решения с
активной помощью педа-
гога;
осуществлять ито-
говый контроль по ре-
зультату с активной по-
мощью педагога;
учитывать
установленные
правила в контроле
способа решения с
направляющей по-
мощью педагога;
осуществлять
итоговый контроль
по результату с
направляющей по-
мощью педагога;
учитывать
установленные
правила в контроле
способа решения с
дозированной
по-
мощью педагога;
осуществлять
итоговый и поша-
говый контроль по
результату с дози-
рованной помощью
педагога;
осуществлять
итоговый и поша-
говый контроль по
результату;
Оценка.
оценивать правиль-
ность выполнения дей-
ствия с активной помо-
щью педагога;
оценивать пра-
вильность выпол-
нения действия на
уровне адекватной
оценки
соответ-
ствия результатов
требованиям дан-
ной
задачи
с
направляющей по-
мощью педагога;
оценивать
правильность вы-
полнения действия
на уровне адекват-
ной оценки соот-
ветствия резуль-
татов требовани-
ям данной задачи с
дозированной
по-
мощью педагога;
оценивать пра-
вильность выпол-
нения действия на
уровне адекватной
оценки
соответ-
ствия результатов
требованиям дан-
ной задачи;
48
Формирование
умения понимать
причины
успе-
ха/неуспеха учеб-
ной деятельности
и
способности
конструктивно
действовать даже
в ситуациях не-
успеха.
Прогнозирова-
ние.
принимать
резуль-
тат действия;
в сотрудничестве с
педагогом
принимать
способ действия;
различать спо-
соб и результат
действия с направ-
ляющей помощью
педагога;
различать
способ и результат
действия с дозиро-
ванной
помощью
педагога;
различать спо-
соб и результат
действия;
Коррекция.
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки с ак-
тивной помощью педаго-
га;
вносить необ-
ходимые корректи-
вы в действие по-
сле его завершения
на основе его оцен-
ки и учёта харак-
тера
сделанных
ошибок с активной
помощью педагога;
вносить необ-
ходимые корректи-
вы в действие по-
сле его завершения
на основе его оцен-
ки и учёта харак-
тера
сделанных
ошибок, использо-
вать предложения
и оценки для созда-
ния нового, более
совершенного ре-
зультата с направ-
ляющей помощью
педагога;
вносить необ-
ходимые корректи-
вы в действие по-
сле его завершения
на основе его оцен-
ки и учёта харак-
тера
сделанных
ошибок, использо-
вать предложения
и оценки для созда-
ния нового, более
совершенного ре-
зультата с дозиро-
ванной
помощью
педагога;
Саморегуляция.
адекватно восприни-
мать предложения и
оценку педагогов, това-
рищей, родителей и дру-
гих людей с активной
помощью педагога;
проявлять
волевые
усилия при решении учеб-
ной задачи.
адекватно вос-
принимать
пред-
ложения и оценку
педагогов, товари-
щей, родителей и
других
людей
с
направляющей по-
мощью педагога;
проявлять воле-
вые усилия при ре-
шении учебно зада-
чи.
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку педагогов,
товарищей, роди-
телей и других лю-
дей с дозированной
помощью педагога;
проявлять во-
левые усилия при
решении
учебной
задачи.
адекватно вос-
принимать
пред-
ложения и оценку
учителей, товари-
щей, родителей и
других людей;
проявлять во-
левые усилия при
решении
учебной
задачи.
49
2.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
Освоение
способов
решения
проблем
творческого и поис-
кового характера.
Формулирование
проблемы.
принимать
проблему;
формулиро-
вать
несложные
проблемы с актив-
ной помощью педа-
гога;
формулировать
несложные пробле-
мы с направляющей
помощью педагога;
формулиро-
вать
различные
проблемы с дозиро-
ванной
помощью
педагога;
Самостоятельное
создание алгорит-
мов (способов) де-
ятельности
при
решении
проблем
творческого и по-
искового характе-
ра.
в
сотрудниче-
стве с педагогом
адекватно приме-
нять способы ре-
шения задач твор-
ческого и поисково-
го характера из
ряда
предложен-
ных;
с
направляю-
щей помощью пе-
дагога предлагать
варианты решения
не менее 2-х задач
творческого и по-
искового характе-
ра;
с дозированной
помощью педагога
предлагать вари-
анты решения не
менее 3-х задач
творческого и по-
искового характе-
ра;
владеть общим
приёмом решения
задач творческого
и поискового ха-
рактера;
Освоение начальных
форм познаватель-
ной и личностной
рефлексии.
Рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса и резуль-
татов деятельно-
сти.
сопоставлять
свои действия с за-
данным образцом в
сотрудничестве с
педагогом;
осуществлять
рефлексию общих
способов действий
в сотрудничестве с
педагогом;
осуществлять
контроль и оценку
результатов дея-
тельности с ак-
тивной помощью
педагога;
осуществлять
рефлексию спосо-
бов и условий дей-
ствия, контроль и
оценку процесса и
результатов дея-
тельности
с
направляющей по-
мощью педагога;
осуществлять
рефлексию спосо-
бов и условий дей-
ствия, контроль и
оценку процесса и
результатов дея-
тельности с дози-
рованной помощью
педагога;
50
Использование зна-
ково-символических
средств представле-
ния информации для
создания
моделей
изучаемых объектов
и процессов, схем
решения учебных и
практических задач.
Моделирование.
использовать
знако-
во-символические
средства, в том
числе модели и
схемы, для решения
задач с активной
помощью педагога;
использовать
знако-
во-символические
средства, в том
числе модели и
схемы, для решения
задач с направля-
ющей помощью пе-
дагога;
использовать
знако-
во-символические
средства, в том
числе модели и
схемы, для решения
задач с дозирован-
ной помощью педа-
гога;
использовать
знако-
во-символические
средства, в том
числе модели и
схемы, для решения
задач;
Преобразование
модели с целью вы-
явления общих за-
конов, определяю-
щих данную пред-
метную область.
Использование раз-
личных способов по-
иска (в справочных
источниках и от-
крытом
учебном
информационном
пространстве сети
Интернет),
сбора,
обработки, анализа,
организации, переда-
чи и интерпретации
информации в соот-
ветствии с комму-
никативными и по-
знавательными за-
дачами и технологи-
ями учебного пред-
мета; в том числе
умение
вводить
текст с помощью
клавиатуры, фикси-
ровать (записывать)
в цифровой форме
Самостоятельное
выделение и форму-
лирование познава-
тельной цели. По-
иск и выделение не-
обходимой инфор-
мации, в том числе
решение практиче-
ских и познава-
тельных задач с
использованием
общедоступных в
начальной
школе
источников инфор-
мации (в том числе
справочников,
эн-
циклопедий, слова-
рей) и инструмен-
тов ИКТ.
осуществлять
поиск необходимой
информации
для
выполнения
учеб-
ных заданий с ак-
тивной помощью
взрослых;
осуществлять
запись (фиксацию)
выборочной
ин-
формации
об
окружающем мире
и о себе самом, в
том числе с помо-
щью инструментов
ИКТ, с активной
помощью педагога;
осуществлять
поиск необходимой
информации
для
выполнения
учеб-
ных заданий с ис-
пользованием учеб-
ной литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
элек-
тронные,
цифро-
вые), в открытом
информационном
пространстве,
в том числе кон-
тролируемом про-
странстве
сети
Интернет, с ак-
тивной помощью
взрослых;
осуществлять
запись (фиксацию)
осуществлять
поиск необходимой
информации
для
выполнения
учеб-
ных заданий с ис-
пользованием учеб-
ной литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
элек-
тронные,
цифро-
вые), в открытом
информационном
пространстве,
в том числе кон-
тролируемом про-
странстве
сети
Интернет, с дози-
рованной помощью
взрослых;
осуществлять
запись (фиксацию)
осуществлять
поиск необходимой
информации
для
выполнения
учеб-
ных заданий с ис-
пользованием учеб-
ной литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
элек-
тронные,
цифро-
вые), в открытом
информационном
пространстве,
в том числе кон-
тролируемом про-
странстве
сети
Интернет;
осуществлять
запись (фиксацию)
выборочной
ин-
формации
об
окружающем мире