Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90 (выше располагаются показа- тели нормального развития).
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для сборной группы разнородных нарушений у детей.
Задержка психоречевого развития и задержка психомоторного разви-
тия – термины, часто употребляемые в медицинской документации. Данные термины призваны акцентировать преобладание задержки развития преиму-
щественно в речевой и двигательной сферах соответственно, хотя общая за-
держка развития также констатируется.
При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа
качественной перестройки психических функций, при котором психика ребенка
сохраняет организацию более раннего возраста. Замедление темпа формирова- ния психических функций отмечается в интеллектуальной и эмоциональной
сферах с фиксацией показателей развития на более ранних возрастных этапах.
Так как при задержке психического развития наблюдается замедление темпа психического развития, то постепенно складывается временное и вре-
менное отставание в развитии ребенка от возрастных норм. Замедление темпа развития ребенка может изменить качество процессов развития.
Другими словами, термин «задержка» имеет два аспекта:
1-й аспект – временной – несоответствие уровня развития возрастным нормам;
2-й аспект – временный – возможность преодоления задержки развития с возрастом при условии создания адекватных условий для развития детей.
Последнее положение было сформулировано еще в самых первых рабо- тах, посвященных данной категории детей. Однако в современных источниках
положение о временной задержке развития и возможности ее преодоления с возрастом подвергается сомнению (например, М. М. Семаго и Н. Я. Семаго).
По крайней мере, считается, что преодоление задержки развития возможно
только при ее отдельных формах, и особенно тогда, когда отсутствует орга-
ническое поражение головного мозга.
Клиническая характеристика задержанного психического развития.
Задержка психического развития неоднородна, и именно поэтому выде- ляется несколько форм ЗПР. Однако у детей, относящихся к разным формам
ЗПР, можно обнаружить общие черты.
Дети с задержкой развития длительное время могут считаться совер-
шенно обычными детьми и отличаться от нормально развивающихся
сверстников лишь большей непосредственностью поведения, неусидчиво-
стью, более «детским» типом поведения. Такие особенности легко объяснить и индивидуальностью ребенка, поэтому вплоть до поступления в старшие группы детского сада или в школу эти дети могут не выделяться среди других детей [1].
Трудности становятся заметными, когда дети сталкиваются с необхо-
димостью усвоения обязательной учебной программы, так как они явно
усваивают материал учебного типа значительно медленнее, им требуется
большее число повторений, и они быстро забывают его.
24
А дети старшего дошкольного возраста оказываются неготовыми
к школьному обучению. При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники, а игра остается основным объектом их интереса, учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.
Интересы детей чаще сосредоточены вне учебной деятельности. Все, что связано с учебной работой, им дается трудно, поэтому не вызывает у них интереса. Однако эти дети любят подвижные игры, занятия физкультурой,
они с удовольствием занимаются простой домашней работой в быту, при
этом отличаются послушанием и исполнительностью. Дети любят экскурсии, поездки, и впечатления от них остаются надолго. Такие дети эмоциональны,
впечатлительны, непоседливы, импульсивны, они с трудом подчиняются уста-
новленным правилам поведения, поэтому их поведение отличается непосред-
ственностью. Например, во время уроков в школе они могут вскочить, прой- тись по классу, поговорить с товарищем, выкрикивать, задавать вопросы не к месту, часто переспрашивая учителя и не слушая ответ.
Дети быстро утомляются, они не выдерживают длительного напряже- ния и занятий, требующих умственных усилий, тяжело переключаются с од- ного способа работы на другие, от одних условий выполнения задания к дру- гим. Утомляясь, дети ведут себя по-разному: часть детей становятся вялыми, пассивными, безучастными, другая часть – беспокойными, расторможенными, вспыльчивыми и грубыми.
В условиях массовой школы дети понимают свои отличия от других де- тей, остро переживают свою несостоятельность, и это является еще одной при- чиной их нежелания посещать школу. Родители таких детей отмечают их не- ловкость, у них «все валится из рук», они часто падают, им трудно выполнять работу, требующую тонких движений рук и пальцев, например, рисовать, ле- пить, вырезать, они отличаются неаккуратностью во всем, что делают.
Дети с задержкой психического развития внешне мало отличаются
или вообще не отличаются от своих сверстников. Это создает проблемы их восприятия окружающими, так как возникает противоречие: ребенок кажет- ся обычным, а ведет себя непонятно, как будто он совсем маленький. Он также может восприниматься и как плохо воспитанный ребенок. Ребенок с задержкой развития выступает для взрослых как источник забот и осложнений, источник проблем в отношениях с ним [1].
Сильные стороны детей с задержкой психического развития обнару- живаются в периоды их нормальной работоспособности, то есть при отсут-
ствии утомления и истощения. Дети хорошо проявляют себя при выполне- нии доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллекту- альные задачи, они могут сравнительно быстро понять учебный материал, пра- вильно выполнять упражнения, исправлять ошибки в работе, внимательно вы- слушивать объяснения, стремятся понять задачу, учебный материал.
Клиническая характеристика. У детей с задержкой психического раз- вития отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В от-
25 дельных случаях неврологическая симптоматика отсутствует. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повы-
шенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного
тонуса, признаки двигательной неловкости. Поэтому о таких детях говорят, что это дети с «минимальной мозговой дисфункцией», или с «легкой дис-
функцией мозга». Эти термины свидетельствуют, что у детей имеется легкое поражение головного мозга, которое вызывает его дисфункцию, то есть нару- шение нормального функционирования. Другими словами, органическая основа задержки психического развития, как правило, налицо.
Классификация форм задержанного психического развития
Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973) выделили две основные
формы ЗПР:
1. Обусловленная психическим инфантилизмом с длительными астениче- скими состояниями (преобладание недоразвития эмоционально-волевой сфе- ры).
2. Обусловленная психофизическим инфантилизмом с цереброастениче- скими состояниями.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, кли- нический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально- волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития,
М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие:
1. Неблагоприятное течение беременности, вызванное:
болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозами, особенно во второй половине беременности;
токсоплазмозом;
интоксикациями организма матери вследствие употребления алкого- ля, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использо- вании различных средств родовспоможения, таких как щипцы, например, ас- фиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы:
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоцио- нального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Накопление данных, показывающих, что недостатки психического разви- тия у детей, обследованных в начале обучения в связи со стойкой неуспеваемо- стью, часто сохраняются по психопатологическим показателям и в старшем
26 школьном возрасте, привело к отказу от представлений о временности откло- нений в развитии у детей с церебрастенией, приобретенной на ранних этапах постнатального развития.
В отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР стро- ится на этиопатогенетическом принципе, когда форма ЗПР определяется при- чиной ее возникновения. В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы
ЗПР:
дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обу- словлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;
энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органиче- ское повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недо- развитие речи и пр.) и обусловленная действием механизма сенсорной депри- вации;
ЗПР, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информа-
ции с раннего детства (педагогическая запущенность) (Ковалев, 1979).
Наиболее признанной и часто используемой в научных исследованиях и практической деятельности является классификация задержки психического развития Клары Самойловны Лебединской (1925-1993), в основу которой также положен этиопатогенетический принцип, то есть основные этиологи-
ческие факторы и патогенетические механизмы, вызывающие задержку раз-
вития и приводящие к определенной структуре дефекта.
На основе этого критерия выделяются 4 основные формы ЗПР:
1) задержка психического развития конституционального происхожде- ния;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического проис- хождения.
1. Задержка психического развития конституционального происхож-
дения. F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное
Г. Е. Сухарева (1965) характеризует этот вариант ЗПР как психофизиче-
ский инфантилизм. При этом инфантильность психики часто сочетается
с инфантильным типом телосложения с детскими особенностями мимики
и моторики. Наиболее характерным признаком этой формы ЗПР является соче- тание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. При этом эмоцио-
нально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая структуру эмоционального склада детей более младшего возраста с яркостью и непосредственностью эмоций, преобладанием эмоцио- нальных реакций в поведении, с доминированием игровых интересов, повы- шенной внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети активны в игре, проявляют много творчества и одновременно быстро истощаются при
27
интеллектуальной деятельности. У детей преобладает эмоциональная мотива- ция поведения, отмечаются повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
(ПОВТОР см. ВЫШЕ)
Затруднения в обучении у них связаны не столько с их интеллектуальной несостоятельностью, сколько с незрелостью мотивационной сферы и личности
в целом, со стойким преобладанием игровых интересов. Поэтому они не могут долго заниматься на уроке и не умеют подчиняться правилам дисциплины.
В более старшем возрасте эмоциональная незрелость затрудняет социаль- ную адаптацию и вместе с неблагоприятными условиями не способствует пато- логическому формированию личности по неустойчивому типу (Ковалев В. В.,
1979).
Наличие подобных случаев в семье свидетельствует о генетическом кон-
ституциональном происхождении ЗПР. Однако возможно развитие данной ее формы и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний перина-
тального периода и первого года жизни. Несколько чаще данная форма встре- чается у близнецов, что может быть объяснено патогенетической ролью гипо- трофических явлений, связанных с многоплодной беременностью.
Прогноз развития таких детей благоприятный, они со временем выравни- ваются в своем развитии и достигают уровня своих сверстников при благопри- ятных условиях обучения и воспитания.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
F84.8 – другие общие расстройства развития.
Соматогенная форма задержки развития наблюдается у тех детей, кото- рые длительно и часто болеют тяжелыми соматическими заболеваниями (са- харный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, болезни кро- веносной системы и другие). Психическое развитие ребенка происходит
в условиях длительных хронических соматических заболеваний. До основно-
го заболевания развитие ребенка протекало без особенностей, его нервная си- стема также функционировала нормально, так как изначально не было ее орга- нического поражения.
Соматическое заболевание ребенка приводит к изменению всех усло-
вий развития ребенка:
Во-первых, страдают нервная система и головной мозг, так как сомати- ческое нездоровье оказывает вредоносное влияние на все системы организма, в том числе и на нервную систему, и головной мозг. При заболеваниях почек, печени, онкологических заболеваниях вредоносное воздействие на мозг ребен- ка оказывает сильнейшая интоксикация, при легочных и сердечно-сосудистых заболеваниях наблюдается гипоксия, что приводит к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка.
Во-вторых, уменьшается продолжительность времени активности ре-
бенка, когда он может играть, учиться, общаться с другими людьми, так как это время тратится на обследование и лечение ребенка.
В-третьих, снижается психический тонус из-за общей болезненной сла-
бости (астении), повышенной истощаемости и утомляемости, поэтому воз-
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для сборной группы разнородных нарушений у детей.
Задержка психоречевого развития и задержка психомоторного разви-
тия – термины, часто употребляемые в медицинской документации. Данные термины призваны акцентировать преобладание задержки развития преиму-
щественно в речевой и двигательной сферах соответственно, хотя общая за-
держка развития также констатируется.
При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа
качественной перестройки психических функций, при котором психика ребенка
сохраняет организацию более раннего возраста. Замедление темпа формирова- ния психических функций отмечается в интеллектуальной и эмоциональной
сферах с фиксацией показателей развития на более ранних возрастных этапах.
Так как при задержке психического развития наблюдается замедление темпа психического развития, то постепенно складывается временное и вре-
менное отставание в развитии ребенка от возрастных норм. Замедление темпа развития ребенка может изменить качество процессов развития.
Другими словами, термин «задержка» имеет два аспекта:
1-й аспект – временной – несоответствие уровня развития возрастным нормам;
2-й аспект – временный – возможность преодоления задержки развития с возрастом при условии создания адекватных условий для развития детей.
Последнее положение было сформулировано еще в самых первых рабо- тах, посвященных данной категории детей. Однако в современных источниках
положение о временной задержке развития и возможности ее преодоления с возрастом подвергается сомнению (например, М. М. Семаго и Н. Я. Семаго).
По крайней мере, считается, что преодоление задержки развития возможно
только при ее отдельных формах, и особенно тогда, когда отсутствует орга-
ническое поражение головного мозга.
Клиническая характеристика задержанного психического развития.
Задержка психического развития неоднородна, и именно поэтому выде- ляется несколько форм ЗПР. Однако у детей, относящихся к разным формам
ЗПР, можно обнаружить общие черты.
Дети с задержкой развития длительное время могут считаться совер-
шенно обычными детьми и отличаться от нормально развивающихся
сверстников лишь большей непосредственностью поведения, неусидчиво-
стью, более «детским» типом поведения. Такие особенности легко объяснить и индивидуальностью ребенка, поэтому вплоть до поступления в старшие группы детского сада или в школу эти дети могут не выделяться среди других детей [1].
Трудности становятся заметными, когда дети сталкиваются с необхо-
димостью усвоения обязательной учебной программы, так как они явно
усваивают материал учебного типа значительно медленнее, им требуется
большее число повторений, и они быстро забывают его.
24
А дети старшего дошкольного возраста оказываются неготовыми
к школьному обучению. При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники, а игра остается основным объектом их интереса, учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.
Интересы детей чаще сосредоточены вне учебной деятельности. Все, что связано с учебной работой, им дается трудно, поэтому не вызывает у них интереса. Однако эти дети любят подвижные игры, занятия физкультурой,
они с удовольствием занимаются простой домашней работой в быту, при
этом отличаются послушанием и исполнительностью. Дети любят экскурсии, поездки, и впечатления от них остаются надолго. Такие дети эмоциональны,
впечатлительны, непоседливы, импульсивны, они с трудом подчиняются уста-
новленным правилам поведения, поэтому их поведение отличается непосред-
ственностью. Например, во время уроков в школе они могут вскочить, прой- тись по классу, поговорить с товарищем, выкрикивать, задавать вопросы не к месту, часто переспрашивая учителя и не слушая ответ.
Дети быстро утомляются, они не выдерживают длительного напряже- ния и занятий, требующих умственных усилий, тяжело переключаются с од- ного способа работы на другие, от одних условий выполнения задания к дру- гим. Утомляясь, дети ведут себя по-разному: часть детей становятся вялыми, пассивными, безучастными, другая часть – беспокойными, расторможенными, вспыльчивыми и грубыми.
В условиях массовой школы дети понимают свои отличия от других де- тей, остро переживают свою несостоятельность, и это является еще одной при- чиной их нежелания посещать школу. Родители таких детей отмечают их не- ловкость, у них «все валится из рук», они часто падают, им трудно выполнять работу, требующую тонких движений рук и пальцев, например, рисовать, ле- пить, вырезать, они отличаются неаккуратностью во всем, что делают.
Дети с задержкой психического развития внешне мало отличаются
или вообще не отличаются от своих сверстников. Это создает проблемы их восприятия окружающими, так как возникает противоречие: ребенок кажет- ся обычным, а ведет себя непонятно, как будто он совсем маленький. Он также может восприниматься и как плохо воспитанный ребенок. Ребенок с задержкой развития выступает для взрослых как источник забот и осложнений, источник проблем в отношениях с ним [1].
Сильные стороны детей с задержкой психического развития обнару- живаются в периоды их нормальной работоспособности, то есть при отсут-
ствии утомления и истощения. Дети хорошо проявляют себя при выполне- нии доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллекту- альные задачи, они могут сравнительно быстро понять учебный материал, пра- вильно выполнять упражнения, исправлять ошибки в работе, внимательно вы- слушивать объяснения, стремятся понять задачу, учебный материал.
Клиническая характеристика. У детей с задержкой психического раз- вития отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В от-
25 дельных случаях неврологическая симптоматика отсутствует. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повы-
шенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного
тонуса, признаки двигательной неловкости. Поэтому о таких детях говорят, что это дети с «минимальной мозговой дисфункцией», или с «легкой дис-
функцией мозга». Эти термины свидетельствуют, что у детей имеется легкое поражение головного мозга, которое вызывает его дисфункцию, то есть нару- шение нормального функционирования. Другими словами, органическая основа задержки психического развития, как правило, налицо.
Классификация форм задержанного психического развития
Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973) выделили две основные
формы ЗПР:
1. Обусловленная психическим инфантилизмом с длительными астениче- скими состояниями (преобладание недоразвития эмоционально-волевой сфе- ры).
2. Обусловленная психофизическим инфантилизмом с цереброастениче- скими состояниями.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, кли- нический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально- волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития,
М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие:
1. Неблагоприятное течение беременности, вызванное:
болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозами, особенно во второй половине беременности;
токсоплазмозом;
интоксикациями организма матери вследствие употребления алкого- ля, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использо- вании различных средств родовспоможения, таких как щипцы, например, ас- фиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы:
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоцио- нального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Накопление данных, показывающих, что недостатки психического разви- тия у детей, обследованных в начале обучения в связи со стойкой неуспеваемо- стью, часто сохраняются по психопатологическим показателям и в старшем
26 школьном возрасте, привело к отказу от представлений о временности откло- нений в развитии у детей с церебрастенией, приобретенной на ранних этапах постнатального развития.
В отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР стро- ится на этиопатогенетическом принципе, когда форма ЗПР определяется при- чиной ее возникновения. В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы
ЗПР:
дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обу- словлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;
энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органиче- ское повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недо- развитие речи и пр.) и обусловленная действием механизма сенсорной депри- вации;
ЗПР, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информа-
ции с раннего детства (педагогическая запущенность) (Ковалев, 1979).
Наиболее признанной и часто используемой в научных исследованиях и практической деятельности является классификация задержки психического развития Клары Самойловны Лебединской (1925-1993), в основу которой также положен этиопатогенетический принцип, то есть основные этиологи-
ческие факторы и патогенетические механизмы, вызывающие задержку раз-
вития и приводящие к определенной структуре дефекта.
На основе этого критерия выделяются 4 основные формы ЗПР:
1) задержка психического развития конституционального происхожде- ния;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического проис- хождения.
1. Задержка психического развития конституционального происхож-
дения. F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное
Г. Е. Сухарева (1965) характеризует этот вариант ЗПР как психофизиче-
ский инфантилизм. При этом инфантильность психики часто сочетается
с инфантильным типом телосложения с детскими особенностями мимики
и моторики. Наиболее характерным признаком этой формы ЗПР является соче- тание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. При этом эмоцио-
нально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая структуру эмоционального склада детей более младшего возраста с яркостью и непосредственностью эмоций, преобладанием эмоцио- нальных реакций в поведении, с доминированием игровых интересов, повы- шенной внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети активны в игре, проявляют много творчества и одновременно быстро истощаются при
27
интеллектуальной деятельности. У детей преобладает эмоциональная мотива- ция поведения, отмечаются повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
(ПОВТОР см. ВЫШЕ)
Затруднения в обучении у них связаны не столько с их интеллектуальной несостоятельностью, сколько с незрелостью мотивационной сферы и личности
в целом, со стойким преобладанием игровых интересов. Поэтому они не могут долго заниматься на уроке и не умеют подчиняться правилам дисциплины.
В более старшем возрасте эмоциональная незрелость затрудняет социаль- ную адаптацию и вместе с неблагоприятными условиями не способствует пато- логическому формированию личности по неустойчивому типу (Ковалев В. В.,
1979).
Наличие подобных случаев в семье свидетельствует о генетическом кон-
ституциональном происхождении ЗПР. Однако возможно развитие данной ее формы и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний перина-
тального периода и первого года жизни. Несколько чаще данная форма встре- чается у близнецов, что может быть объяснено патогенетической ролью гипо- трофических явлений, связанных с многоплодной беременностью.
Прогноз развития таких детей благоприятный, они со временем выравни- ваются в своем развитии и достигают уровня своих сверстников при благопри- ятных условиях обучения и воспитания.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
F84.8 – другие общие расстройства развития.
Соматогенная форма задержки развития наблюдается у тех детей, кото- рые длительно и часто болеют тяжелыми соматическими заболеваниями (са- харный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, болезни кро- веносной системы и другие). Психическое развитие ребенка происходит
в условиях длительных хронических соматических заболеваний. До основно-
го заболевания развитие ребенка протекало без особенностей, его нервная си- стема также функционировала нормально, так как изначально не было ее орга- нического поражения.
Соматическое заболевание ребенка приводит к изменению всех усло-
вий развития ребенка:
Во-первых, страдают нервная система и головной мозг, так как сомати- ческое нездоровье оказывает вредоносное влияние на все системы организма, в том числе и на нервную систему, и головной мозг. При заболеваниях почек, печени, онкологических заболеваниях вредоносное воздействие на мозг ребен- ка оказывает сильнейшая интоксикация, при легочных и сердечно-сосудистых заболеваниях наблюдается гипоксия, что приводит к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка.
Во-вторых, уменьшается продолжительность времени активности ре-
бенка, когда он может играть, учиться, общаться с другими людьми, так как это время тратится на обследование и лечение ребенка.
В-третьих, снижается психический тонус из-за общей болезненной сла-
бости (астении), повышенной истощаемости и утомляемости, поэтому воз-