Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
28 верблюд не пройдет сквозь игольное ушко…»
34
. Тогда Всевышний
Аллах скажет: «Запишите его к грешникам». Затем его душа будет брошена на землю. (Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, прочитал следующий аят): «…А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место»
35
Когда его душа вернется в тело, к нему придут два ангела и спросят:
«Кто твой Господь?».
Он скажет им: «Ммм … Я не знаю».
Ангелы спросят: «Что ты скажешь о том человеке, который был послан к вам? (имеется в виду Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха)».
Он скажет: «Ммм … Я не знаю».
Голос глашатая раздастся с неба: «Мой раб сказал неправду, приготовьте ему место и откройте ему дверь в Аду». Затем он
(умерший неверующий) почувствует жар и огонь Ада, и его могила сузится до такой степени, что его ребра сместятся друг с другом. После этого к нему придет неприятный человек в вонючей одежде и скажет (умершему): «Радуйся плохой вести, ибо это – тот день, который был обещан тебе». Он (умерший) спросит его: «Кто ты?». Он ответит: «Я – твои плохие дела». Тогда умерший скажет: «Господь! Пусть никогда не наступит Судный
День»
36
Некоторые учёные считают, что после смерти душа человека не вернется в тело до наступления Судного Дня. Они аргументируют своё мнение следующим рассказом: «После смерти ибн аз-
Зубайра, Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пришел в его дом и увидел, что тело ибн аз-Зубайра лежит на земле. Ему сказали, что жена ибн аз-Зубейра, Асма’ бинт Абу Бакр, очень страдает и тоскует по своему мужу. Абдуллах ибн Умар стал
34
Коран 7/40.
35
Коран 22/31.
36
Ахмад «муснад» 4/287, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 3/55, Абдуллах ибн Ахмад «ас- сунна» 1438, ибн Манда «аль-иман» 1064, Хунад «аз-зухд» 339, ибн аль-Мубарак «аз-Зухд»
1219, ат-Тайалиси «муснад» 753. Хадис является достоверным.
AL-FATAVA.COM
29 успокаивать её и сказал: «Знай, что тело твоего мужа умерло, а его душа находится у Аллаха»
37
Однако, следует заметить, что вышеприведенный рассказ ни коим образом не указывает на то, что душа человека не возвращается в тело. Согласно мнению большинства учёных, допрос в могиле будет проводиться над душой и телом человека.
Необходимо знать, что душа имеет назначение по отношению к телу в пяти случаях:
1. Когда человек находится в утробе матери.
2. Когда человек рождается и выходит на свет (при жизни).
3. Когда человек спит.
4. Когда человек умирает и переходит в загробный мир.
Несмотря на то, что после смерти человека душа покидает тело, она (душа) возвращается в тело и отвечает на приветствие того, кто приветствует умершего человека.
Однако, это не значит, что тело умершего человека является живым до Судного Дня.
5. Когда человек восстанет из могилы в Судный День. Это назначение является самым важным и прочным, ибо после этого тело человека не умрет, не будет спать и не исчезнет.
ВЫХОД ДУШИ ВЕРУЮЩЕГО И
НЕВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ИЗ ТЕЛА
Передают, что аль-Барра’ ибн Азиб рассказывал: «Однажды вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились хоронить одного из мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё раскапывали. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присел и мы уселись вокруг него, сохраняя молчание и спокойствие. Он молчал в течение некоторого времени, а потом поднял голову и сказал:
«Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге будущей жизни, к нему подходит Ангел смерти, и ангелы с саваном и благовонием из Рая спускаются с неба и садятся рядом с ним. Ангел смерти усаживается у его
37
Ибн Аби Шейба «мусаннаф» 6/202, 345, 7/742, аль-Факихи «ахбар Макка 1677 и ибн Хазм
«аль-мухалля» 1\22. Данный рассказ – достоверный.
AL-FATAVA.COM
30 головы и говорят: «О умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха». Душа правоверного покидает свое тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда. Все находящееся между небесами и землёй, кроме джиннов и людей, благословляют её (душу правоверного).
Затем ангелы возносят душу на небеса. Ангелы каждого неба провожают ее до второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого неба и таким образом вплоть до Трона Аллаха, его книга
(правоверного) запишется в верховьях Рая (иллиййун). Тогда
Аллах скажет ангелам: «Верните Моего раба в землю, ибо Я создал его (человека) из земли, в землю его верну (после смерти человека), и выведу его из земли (в День Воскресения)». Затем его душа вернется в тело, после чего к нему придут два ангела, которые посадят его и спросят:
- Кто твой Господь?
Он ответит:
- Мой Господь – Аллах.
- Ты сказал правду. Какая у тебя религия?
- Моя религия – Ислам.
- Ты сказал правду. Кто твой пророк?
- Мухаммад.
- Ты сказал правду.
Затем его могила расширится до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстанет прекрасный мужчина в восхитительном одеянии с благоухающим ароматом и скажет:
- Да вознаградит тебя Аллах благом. Я не знаю, что случилось бы, если бы ты не подчинялся Аллаху и совершал бы грехи.
Правоверный спросит:
- Пусть Аллах вознаградит благом и тебя. Кто ты?
- Я – твои благодеяния.
AL-FATAVA.COM
31
Затем для правоверного откроются врата в Рай, и он будет смотреть на свое место в Раю до Судного Дня.
Когда же неверующий раб расстанется с мирской жизнью и находится на пороге будущей жизни, с неба к нему спускаются ангелы с саваном-дерюгой из Ада и садятся рядом с ним. Затем к нему подходит Ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». В этот миг душа неверного расползается по его телу, не желая выходить, и Ангел смерти вырывает ее подобно тому, как зубчатый вертел вырывают из мокрой шерсти.
Когда его душа выйдет, все, кроме джиннов и людей, находящееся между небесами и землей, проклинают её (душу неверующего).
Затем ангелы уносят её в небо, но небеса будут закрытыми для нее. Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет: «Верните Моего раба в землю, ибо Я создал его (человека) из земли, в землю его верну (после смерти человека), и выведу его из земли (в День
Воскресения)». Ангелы швыряют душу неверного на землю, и она попадает в своё тело. Затем к неверующему приходят два ангела с громкими голосами и глазами, подобными молнии.
- Кто твой Господь?
Он бормочет:
- Ммм… Я не знаю…
Тогда раздастся голос с одной из сторон могилы: «Пусть будет так, чтобы ты не ответил».
Тогда ангелы ударят его железным молотом с такой силой, что если бы джинны и люди увидели это, то они бы ужаснулись.
Тогда его могила сузится настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Перед ним предстанет отвратительный мужчина в омерзительном одеянии с гнилым запахом и скажет:
- Да вознаградит тебя Аллах злом. Я не знаю, что было бы, если бы ты подчинился Аллаху и не совершал грехи.
Неверующий скажет ему:
- Кто ты?
AL-FATAVA.COM
32
Он скажет:
- Я – твои скверные деяния.
Затем для неверующего откроются врата в Ад, и он будет смотреть на своё место в Аду до Судного Дня».
Помимо вышеприведенного хадиса существуют другие хадисы, указывающие на то, что душа человека возвращается в своё тело, когда ангелы допрашивают его в могиле. Только такие учёные, как ибн Мурра и ибн Хазм утверждали, что душа не возвращается в тело после смерти. Большинство учёных (джумхур) придерживаются противоположного мнения. Исходя из этого, возникает следующий вопрос:
Только душа или душа вместе с телом получают наказание и
награду в могиле?
Ответ:
Все учёные, за исключением некоторых философов, единогласны в том, что наказание и награда в могиле достанутся душе и телу человека. В соответствии с достоверными хадисами, Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал, что неверующего человека в могиле ждет наказание, а верующего человека – награда.
Передают, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо двух могил, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Их подвергают мучениям, но не за большой грех. Один из них не очищался от собственной мочи, а другой распространял сплетни».
Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их в могилы (этих людей). Его спросили: «О посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» - на что он ответил: «Возможно, это будет облегчать их мучения до тех пор, пока ветки не засохнут»
38 38
Бухари «сахих» 216 и Муслим «сахих» 292.
AL-FATAVA.COM
33
Сообщается, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проезжал на своем верблюде около стены
Бану Наджар. Мы были вместе с ним. Внезапно верблюд
Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, стал брыкаться и чуть не выбросил его. Около стены мы увидели несколько могил. Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, спросил нас: «Знает ли кто-нибудь из вас, кто похоронен в этих могилах?» - на что один мужчина ответил: «Да, я знаю».
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его:
«Когда они умерли?». Мужчина сказал: «Они умерли давно, будучи многобожниками». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, люди будут испытаны в своих могилах. Если бы вы не хоронили друг друга, то я бы попросил Аллах, чтоб Он разрешил вам услышать наказание в могиле, которое слышу я». Затем он обратился к нам и сказал:
«Прибегайте к Аллаху от наказания в Аду». Мы сказали:
«Прибегаем к Аллаху от наказания в Аду». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения в могиле». Мы сказали: «Прибегаем к Аллаху от мучения в могиле». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от явных и тайных смут (наказаний)». Мы сказали: «Прибегаем к Аллаху от явных и тайных смут». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от смуты
Даджаля (Антихриста)». Мы сказали: «Прибегаем к Аллаху от смуты Даджаля»
39
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Когда вы завершите чтение второго ташаххуда
(мольба, которая читается во время сидения в последнем ракаате намаза), то ищите защиты у Аллаха от четырёх (вещей): от наказания в Аду, от мучения в могиле, от соблазнов жизни и смерти и от соблазнов Даджаля»
40
Передают, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, учил их следующей мольбе подобному тому, как он учил их Корану: «О Аллах! Я ищу защиты у Тебя от
39
Муслим «сахих» 2867.
40
Муслим «сахих» 588, ат-Тирмизи «сунан 3604, Абу Давуд «сунан» 983 и ибн Маджа
«сунан» 909.
AL-FATAVA.COM
34 наказания в Аду, от мучения в могиле, от соблазнов жизни и смерти и от соблазнов Даджаля»
41
Сообщается, что Абу Аййуб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, после заката солнца Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, вышел к нам и услышал какой- то страшный крик, после чего сказал: «Это иудеи, которых наказывают в могилах»
42
ЖИВОТНЫЕ СЛЫШАТ МУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ
В МОГИЛАХ
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
«Однажды ко мне пришла старая иудейка и сказала, что
(неверующие) люди мучаются в могилах. Я посчитала, что она говорит неправду и не поверила ее словам. Когда ко мне пришел
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я передала ему слова той иудейки. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: «Она сказала правду. Умершие
(неверующие) люди мучаются в своих могилах так, что животные слышат их мучения»
43
Сообщается, что Умм Мубашшир рассказывала: «Однажды ко мне пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Ищите защиты у Аллаха от мучений в могиле». Я спросила его: «А разве в могиле бывают мучения?» - на что он сказал: «Да, люди будут подвергаться мучениям в могилах так, что животные будут это слышать»
44
Некоторые учёные рассказывали, что раньше, если какие-либо животные заболевали и переставали есть траву, то люди водили их на кладбища, где животные слышали мучения в могилах и забывали о своей боли.
Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После того как раба Аллаха положат в могилу, а его товарищи
41
Муслим «сахих» 950, Ахмад «муснад» 1/242, 258 и ан-Наса’и «аль-муджтаба» 5512.
42
Бухари «сахих» 1375 и Муслим «сахих» 2869.
43
Бухари «сахих» 6366 и Муслим «сахих» 586.
44
Ибн Хиббан «сахих».
AL-FATAVA.COM
35 уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: «Что говорил ты об этом человеке,
Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?». Он ответит: «Я свидетельствую, что он – раб Аллаха и Его посланник», после чего ему скажут: «Посмотри на своё место в огне (в Аду), Аллах заменил его для тебя на место в Раю». Затем
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И он увидит эти места. Что же касается неверного (или лицемера), то он ответит (ангелам): «Не знаю, я лишь повторял то, что говорили люди». Тогда ему скажут: «Ты не знал и не читал!» - а потом ему нанесут удар железным молотом между ушей, и он издаст такой крик, который услышат все, оказавшиеся поблизости, кроме людей и джиннов»
45
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как человек будет похоронен, к нему придут два ангела, одного из них зовут Мункар, а другого – Накир.
Ангелы спросят умершего: «Что говорил ты об этом человеке,
Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?». Если умерший был верующим человеком, он скажет: «Мухаммад – раб
Аллаха и Его посланник, свидетельствую, что нет бога, кроме
Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник». Ангелы скажут ему: «Мы знали, что ты ответишь именно так». Тогда его могила просветлеет и расширится на семьдесят локтей. Затем ему будет сказано: «Спи», а он скажет: «Я хочу вернуться к своей семье и родным и рассказать им об этом».
Если же умерший был лицемером, то на вопрос ангелов он ответит: «Я не знаю, я лишь повторял то, что говорили люди».
Ангелы скажут ему: «Мы знали, что ты ответишь именно так».
Тогда земле будет сказано, чтобы она сузилась, и она сузится настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Он будет подвергаться наказанию до тех пор, пока Аллах не воскресит его»
46 45
Бухари «сахих 1338 и Муслим «сахих» 2870.
46
Ат-Тирмизи «сунан» 1071, ибн Аби Асим «ас-сунна» 864 и аль-Аджурри «аш-шари’а» стр.
366. Хадис является хорошим (хасан).
AL-FATAVA.COM
36
Все эти хадисы указывают на то, что душа и тело неверующего человека и лицемера будут наказаны в могиле.
ХАДИСЫ О ТОМ, ЧТО МОГИЛА БУДЕТ
УДАРЯТЬ ВСЕХ
Сообщается, что Абдулла ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это тот, из-за которого Трон Аллаха содрогнулся, за которого семьдесят тысяч ангелов совершали заупокойную молитву, которого один раз ударила могила, а затем расширилась для него» - имея в виду своего сподвижника Са’да ибн Муаза»
47
Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У могилы есть право ударять всех людей. Если кто-то спасется от удара могилы, то это – Са’д ибн Муаз»
48
По мнению учёных, удар могилы приходится на тело и душу человека.
ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ПОДВЕРГАЕТСЯ МУЧЕНИЯМ В МОГИЛЕ
Все учёные («ахлю ас-сунна ва аль-джама’а») единогласны в том, что в могиле человек подвергается мучению.
Сообщается, что Абу Абдуллах говорил: «В могиле человек подвергается мучению, и только заблудшие люди могут отвергать этот факт».
Передают, что Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, рассказывал: «Однажды я спросил Абу Абдуллаха о мучении в могиле. Он сказал: «В достоверных хадисах рассказывается, что в могиле есть мучения. Мы должны уверовать в это и подтверждать, ибо Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Придерживайся того, что вам скажет Посланник». Мы также
47
Ан-Наса’и «сунан» 2055, ибн Са’д «ат-табакат» 3/430. Хадси является достоверным.
48
Ахмад «муснад» 6/55, 98 и «фадаиль ас-сахаба» 1501, Абдуллах ибн Ахмад «ас-сунна»
1412, ибн аль-Джа’д «муснад» 1548 и аль-Хайсами «маджма’ заваид» 279.
AL-FATAVA.COM
37 должны уверовать в то, что два ангела по имени Мункар и Накир будут допрашивать людей в могиле».
НЕВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ПОДВЕРГНУТЬ НАКАЗАНИЮ
ПОСЛЕ СМЕРТИ, В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, БЫЛ ЛИ ОН
ПОХОРОНЕН ИЛИ НЕТ
Мучения в могиле можно назвать мучениями загробной жизни.
Любой умерший человек, заслуживающий наказания, получит его, независимо от того, был ли он похоронен или нет. Если даже человека съело животное, или он сгорел и превратился в пепел, или утонул в воде – его душа все равно будет соединена с телом, и он будет наказан, если он заслуживает этого.
Передают со слов Самуры бин Джундуба, да буде доволен им
Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-либо из вас какой-нибудь сон?», - и тогда ему рассказывали то, что было угодно Аллаху. Однажды утром он сказал им:
«Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали
«Пошли!». Я пошёл с ними, и (через некоторое время) мы подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком (в руках) стоял другой (человек), вонзивший этот крюк в угол его рта, ноздрю и глаз с одной стороны, и раздиравший их до затылка. Он переходил к другой стороне
(лица) и делал с ней то же, что с первой, и ещё до того, как он заканчивал разрывать одну сторону, другая сторона (снова) становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал тоже, что и в первый раз. Я сказал им: «Преславен
Аллах! (Субхана-Ллах!) Кто эти двое?», - они же сказали «Иди, иди!», - и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший её. И (после того, как он наносил удар) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой, как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз. Я сказал: «Преславен Аллах! Кто эти двое?», - они же сказали мне:
«Иди, иди!», - и мы пошли (дальше, а через некоторое время)