Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 21
ДУША ОДНА ИЛИ ИХ НЕСКОЛЬКО?
Основываясь на аятах из Корана («О обретшая покой душа»
325
;
«Клянусь Днём воскресения! Клянусь душой попрекающей!»
326
;
«Душа человека повелевает зло»
327
), многие учёные считают, что «у человека три души: спокойная, попрекающая и повелевающая зло. У разных людей преобладают разные души». На самом деле, у человека одна душа, но в зависимости от того, какие качества в ней преобладают, она может характеризоваться, как спокойная, попрекающая, или повелевающая зло.
СПОКОЙНАЯ ДУША
Основой спокойствия души является ее вера и полагание на Аллаха: спокойная душа поклоняется, любит, кается, полагается, довольствуется и стремится только к Аллаху. Любовь, страх и надежда на Аллаха исключают возможность преобладания чувств любви, страха и надежды человека по отношению к кому бы то ни было, помимо Аллаха. Душа, любящая и поминающая Аллаха, не нуждается в любви и поминании никого другого, кроме Него. Душа, стремящаяся к Аллаху и ко встречи с Ним, не нуждается в стремлении ко встрече ни с кем другим. Спокойствие и полагание на Аллаха приближают человека к Аллаху настолько, что он сможет чувствовать себя так, как будто бы он сидит перед Аллахом, что он слышит Аллахом, видит
Аллахом, двигается Аллахом и держит Аллахом. Такое спокойствие и полагание на Аллаха пронизывают сердце человека, его суставы и его внешнюю и внутреннюю силы, которые будут тянуть его дух к Аллаху.
Кожа такого человека, его сердце и суставы станут мягче от служения и приближения к Аллаху.
Никто не сможет достигнуть истинного спокойствия без помощи
Аллаха и без Его поминания. Поминанием Аллаха является чтение Его слова (Коран), которое Он ниспослал Своему Посланнику. Всевышний
Аллах сказал: «Они уверовали, и их сердца успокаиваются
(утешаются) поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха
325
Коран 89/27.
326
Коран 75/1-2.
327
Коран 12/53.

AL-FATAVA.COM
175
успокаиваются сердца?»
328
. Спокойствие и утешение сердца появляются с помощью поминания Аллаха, когда беспокойство и тревога отсутствуют в сердце. Спокойствие и утешение чем-либо другим, помимо Аллаха, является обманом и слабостью. Всевышний
Аллах установил, что если кто-нибудь будет успокаиваться и утешаться кем-либо или чем-либо другим, помимо Аллаха, то этот человек станет беспокойным и тревожным. Даже уверенный в себе человек, полагающийся на свои знания, состояние и хорошее положение дел, заблуждается, если полагается только на себя и забывает, что все, что он имеет, - благодаря Аллаху.
Истинное спокойствие души заключается в том, что душа успокаивается осознанием имен, качеств и совершенных атрибутов
Аллаха, о которых рассказал Сам Аллах или Его посланники. Душа должна принимать и подчиняться повелениям Аллаха, а сердце должно раскрываться и радоваться Его словам. Сердце человека будет оставаться в состоянии тревоги и страха до тех пор, пока человек не уверует в имена и атрибуты Аллаха, в то, что Он –
Единственный Господь и в Его Откровения. Когда человек уверует во все это, спокойствие прольётся в его сердце подобно тому, как вкусная вода проливается в сердце жаждущего человека. Человек, достигнувшего спокойствие, не тревожит то, что ему говорят люди.
Если же он побоится остаться в одиночестве, то он скажет сам себе:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался спокойным и уверенным в своей вере, несмотря на то, что он был один, когда другие враждовали с ним. Такое отношение является первой степенью спокойствия.
Спокойствие человека будет усиливаться и увеличиваться каждый раз, когда он будет слушать тот или иной аят, рассказывающий об атрибутах Аллаха. Такое спокойствие является основой веры этого человека. В последствии, человек обретет спокойствие по отношению к событиям, которые произойдут с ним после смерти в загробном мире и в Судный день. Его спокойствие может достигнуть такого уровня, что он как будто бы воочию видит эти события при жизни.
Именно такое спокойствие является истинным убеждением, о котором Аллах сказал: «… которые веруют в ниспосланное тебе и
328
Коран 13/28.


AL-FATAVA.COM
176 ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни»
329
. Вера в
Судный день не будет полноценной до тех пор, пока сердце человека не успокоится и не утешится тем, что рассказал Аллах, и не уверует в это без всяких сомнений.
Спокойствие именами Аллаха и Его качествами бывает двух видов:
1. Спокойствие верой и подтверждением имен и качеств Аллаха.
2. Спокойствие по отношению к тому, что требует вера в имена
Аллаха и к чему она обязывает человека.
Пример: Вера в предопределение требует спокойствия по отношению к предначертанным человека событиям. Человек должен подчиниться предопределению, довольствоваться им, не гневаться, не жаловаться и не тревожиться. Также человек не должен огорчаться, что он упустил что-то и не должен радоваться тому, что произойдет, ибо проблема, которая случится с ним, была предопределена ещё до того, как она настигла человека и до того, как человек был сотворен.
Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на
земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы
сотворили его. Воистину это для Аллаха легко. Мы поведали об этом
для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не
радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких
надменных, бахвалов»
330
. Так же Он сказал: «Любое несчастье
постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в
Аллаха, Он наставляет на прямой путь…»
331
.
Многие учёные говорили по поводу толкования вышеприведенного аята (Коран 64/11) следующее: «Уверовавший в Аллаха человек – это тот, кто при столкновении с несчастьем знает, что оно от Аллаха, и поэтому он доволен и принимает это несчастье».
Что касается спокойствия по отношению к требованиям веры, то оно заключается в том, чтобы человек был спокоен по отношению к приказам Аллаха, следовал им и проявлял искренности в их
329
Коран 2/4.
330
Коран 57/22-23.
331
Коран 64/11.

AL-FATAVA.COM
177 соблюдении. Человек не должен предпочитать свои желания, страсти и привычки повелениям Аллаха. Признаком такого спокойствия является то, что человек кается перед Аллахом за свои грехи и не теряет надежду на Его милость и прощение. Покаяние приносит спокойствие, которое противостоит тревоге и беспокойству, вызванные грехом. Если нечестивый человек посмотрит на свое сердце, то он найдет в нем тревогу и беспокойство, вызванные грехами. Однако человек, опьяненный невежеством и одолеваемый страстями, не в состоянии распознать эту тревогу и беспокойство, ибо любая страсть опьяняет человека больше, чем вино. Гнев также опьяняет человека больше, чем вино, поэтому человек, одолеваемый страстями, и гневающийся человек могут сделать то, что не сделает даже пьяный человек. Другим признаком спокойствия по отношению к требованиям веры является то, что человек оставляет невежество и упрямство и устремляется к Аллаху. Его поминанию, Его любви и познанию. Душа человека не обретет спокойствие до тех пор, пока не станет выполнять эти действия.
Существует очень важный аспект, который следует осознать:
Всевышний Аллах сделал для каждого органа человека совершенную функцию, без которой появляются тревога, страх и беспокойство.
Поясним на примерах: совершенная функция глаз – зрение, совершенная функция ушей – слух, а совершенная функция языка – речь. Если эти органы теряют свою совершенную функцию, то в них начинает зреть болезнь и отклонения. Всевышний Аллах сделал совершенной функцией сердца его радость и наслаждение в познании Аллаха, его желание, любовь и стремление к Аллаху. Если же сердце лишится этих качеств, то оно будет мучиться и тревожиться больше, чем тот глаз, который лишился зрения, или тот язык, который лишился способности произносить речь. Человек может быть истинно спокойным только тогда, когда он полюбит только Аллаха, будет поклоняться только Ему, стремиться только к Нему и просить помощи только у Него.
Слова учёных служат подтверждением важности спокойствия души:
Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Душа, обретшая покой – это душа, уверовавшая в слова Аллаха».


AL-FATAVA.COM
178
Катада сказал: «Душа, обретшая покой – это душа верующего человека, успокоенная тем, что ей обещал Аллах».
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Душа, обретшая покой – это душа, которая искренне полагается на слова Аллаха».
Муджахид сказал: «Душа, обретшая покой, убеждена в том, что Аллах
– ее Господь, она подчинилась Его повелениям».
Ибн Аби Наджих сказал: «Душа, обретшая покой, убеждена в том, что она встретит Аллаха».
На основе слов учёных о спокойствии души, можно сказать, что спокойствие имеет два аспекта:
1. Спокойствие в знании и вере.
2. Спокойствие в желаниях и делах.
Если душа откажется от сомнений в пользу убеждения, от невежества в пользу знания, от лицемерия в пользу покаяния, от показухи в пользу искренности, от лжи в пользу правды, от слабости в пользу силы, от высокомерия в пользу скромности, от слабости в пользу совершения благих дел, то она будет обладать спокойствием.
Достигнуть спокойствия можно с помощью бдительности, которая также является ключом всех благ. Небрежный человек не готовится ко встрече с Аллахом и не старается совершить побольше благих дел, поэтому его положение хуже, чем положение спящего человека.
Разумный человек знает, что обещал Аллах из хорошего и плохого и, что требует приказания и запреты Аллаха, однако дремота его сердца порой останавливает его от осмысления и глубокого понимания этого.
Дремота его сердца – небрежность, в которой он пребывает так долго, что им управляют страсти, и он погружается в них. Он дружит с теми, кто распространяет ложь, и он подобен тому, кто распространяет ложь, и он подобен тому, кто тратит свое время впустую. Когда же эта дремота исчезнет из его сердца, он услышит призыв к Аллаху, и увидит, что этот бренный мир не сдерживает обещания и убивает тех, кто любит его (этот мир). Тогда он (человек) проснётся и скажет: «Горе мне за то, что я был нерадив по
отношению к Аллаху»
332
, и проведет оставшуюся часть своей жизни с
332
Коран 39/56.

AL-FATAVA.COM
179 пользой, восполняя то, что упустил, оживляя то, что умертвил. Он будет ценить каждый момент (для совершения добра) так, что упущение возможности для совершения одного благого дела будет для него подобно упущению возможности совершения всех благих дел.
Затем человек увидит, что если даже он будет совершать все добрые дела всех людей и джиннов, то это ничтожно по сравнению с
Величием Аллаха и с тем, чем он обязан Всевышнему и Всемогущему
Аллаху. Человек осознает, что его добрые дела не его заслуга – это
Аллах помог ему в совершении всех благих дел. Он поймёт, что всё хорошее – от Аллаха, а всё плохое – от самого человека. Именно это осознание является основой всех добрых дел, явных и скрытых, и именно оно возвышает человека и делает его одним из числа счастливых в обоих мирах.
Затем человек под светом бдительности увидит свои недостатки и совершенные грехи. Однако, когда он посмотрит на необъемлемую милость Аллаха и ее широту и окажется между грехами и милостью
Аллаха, то скажет: «О Аллах, я признаю всю Твою милость, которую
Ты оказал мне. Я также признаю свои грехи. Прости же меня, ибо никто, кроме Тебя не сможет простить грехи». Это приведет его к тому, что он:
- будет уверен, что Аллах постоянно оказывает ему Свою милость;
- будет считать, что он совершает мало добрых дел того, чтобы отблагодарить Аллаха за Его милость.
Все эти состояния являются результатом бдительности и первой степенью спокойствия души, откуда душа начинает свой путь к Аллаху и вечной жизни.
ПОПРЕКАЮЩАЯ ДУША
Что касается попрекающей души, которой поклялся Аллах, сказав:
«Клянусь душой попрекающей!», то у учёных есть разные мнения относительно нее.


AL-FATAVA.COM
180
Одни учёные говорят: «Это та душа, которая не пребывает в одном положении. Она много двигается, имеет разные цвета, и является одним из самых великих знамений Аллаха. Эта душа – одно из творений Аллаха, она двигается и меняет свой цвет каждый час, в не зависимости от дня, месяца, года и жизни. Он то вспоминает, то забывает, то приходит, то уходит, то становится мягкой, то твердой, то влюбляется, то ненавидит, то радуется, то печалится, то довольна, то гневается, то подчиняется, то ослушается, то боится Аллаха, то грешит и т.д. и т.п.».
Другие учёные говорят: «Попрекающая душа – это душа верующего человека. Попрекание – это одно из качеств души верующего человека. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Верующий человек всегда попрекает себя, говоря: «Что я хотел этим? Почему я сделал это?
Лучше бы я сделал так-то и т.д.».
Другой учёный сказал: «Это душа верующего человека, которая вводит его в грехи, а потом попрекает его за это. Такое попрекание – признак веры, ведь неверующий человек не попрекает себя за совершенные грехи, а наоборот, он и его душа попрекают себя за то, что он не совершил грех».
Другие учёные говорят: «Верующие и неверующие люди попрекают себя. Верующий человек попрекает себя за то, что он совершил грех и за то, что он не подчинился приказу Аллаха. Неверующий человек попрекает себя за то, что он упустил момент для совершения греха».
Другие учёные говорят: «Попрекание охватит людей в Судный день, когда каждый человек будет попрекать себя. Если человек был неверующим, то он будет попрекать себя за то, что он совершал грехи. Если же он был верующим, то он будет попрекать себя за то, что совершил мало благих дел».
Все эти версии верны и не противоречат друг другу, ибо душа имеет эти качества и поэтому она названа «попрекающей».
Попрекание бывает двух видов:
1. Позорное попрекание: когда Аллах и Его ангелы попрекают невежественную и нечестивую душу.

AL-FATAVA.COM
181 2. Хорошее попрекание: когда душа попрекает человека за то, что он старается подчиняться Аллаху. Лучшей душой является душа, попрекающая себя за то, что мало подчиняется Аллаху, и не обращающая внимание на попрекания и упреки других людей для того, чтобы добиться довольства Аллаха.
ДУША, ПОВЕЛЕВАЮЩАЯ ЗЛО
Душа, повелевающая зло - плохая душа, которой по своей природе свойственно призывать ко всем видам греха, если только Аллах не поможет ей очиститься. Никто не сможет освободиться от зла своей души без помощи Аллаха. Это подтверждается в одном из аятов
Корана, где Аллах приводит слова жены начальника пророка Йусуфа, которая сказала: «Я не оправдываю себя, ведь душа человека
повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней
милосердие»
333
. В другом аяте Аллах сказал: «И если бы не
милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не
очистился бы»
334
. В другом аяте Аллах сказал Своему любимому
Пророку, Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Если
бы Мы не поддержали тебя, то ты был бы готов немного склониться
в их сторону [в сторону неверующих]»
335
. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, учил своих сподвижников, чтобы они читали
«проповедь о помощи»: «Хвала Аллаху, мы восхваляем Его, просим у
Него помощи и просим у Него прошения. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не сможет сбить с него, а кого Он собьет с пути, того никто не сможет направить на истинный путь»
336
Зло скрывается в душе человека, и оно побуждает к совершению грехов. Если Аллах оставит человека один на один со своей душой, то человек погибнет, разорвавшись между злом своей души, призывающим его к совершению грехов, и уже совершенными греховными делами. Если же Аллах поможет и поддержит человека, то он сможет спастись от зла своей души и грехов. Просим
333
Коран 12/53.
334
Коран 24/21.
335
Коран 17/74.
336
Муслим «сахих» 867, 868.


AL-FATAVA.COM
182
Всевышнего Аллаха, чтобы Он избавил нас от зла наших душ и от греховных дел.
Всевышний Аллах испытывает человека душой, повелевающей зло, и попрекающей душой, а, даруя человеку спокойную душу, Он оказывает человеку почтение. Душа имеет все эти три качества, ибо она может повелевать зло, попрекать и быть спокойной. Спокойствие души является признаком ее совершенства и праведности. Аллах поддерживает спокойную душу разными войсками, Он сделал одного из ангелов ее близким другом, который следует за ней и направляет ее, внушает и побуждает ее к истине, показывая ей суть истины и отводит, и остерегает ее ото лжи, показывая ей суть лжи. Он также поддерживает ее Кораном, пониманиями Аллаха и добрыми делами и делает так, что ее окружают блага и помощь. Каждый раз, когда душа принимает истину, благодарит и восхваляет Аллаха и предпочитает Аллаха над другими, помощь Аллаха к ней увеличивается, и она становится более сильной в борьбе против души, повелевающей зло. Вера и убеждение являются, соответственно, главнокомандующим и руководителем войск спокойной души. Все остальные войска будут находиться под их флагом и смотреть на них, если их флаг будет крепко стоять, то войска будут также крепки, если же их флаг упадет, то войска разбегутся.
Другими военачальниками войск спокойной души являются ветви веры, выполняемые физическими действиями человека: молитва, закят, пост, паломничество, призыв к одобряемому и запрет дурного, наставление и добрые дела по отношению к людям. Также военачальниками ее войск являются ветви веры, выполняемые сердцем человека: искренность, упование на Аллаха, стремление к
Аллаху, терпение, мягкость, скромность, спокойствие, наполнение сердца любовью к Аллаху и Его Посланнику, соблюдение приказов
Аллаха, храбрость, ревность на пути Аллаха, правдивость и милость.
Самыми главными качествами спокойной души являются искренность и правдивость. Правдивый и искренний человек находится на прямом пути, и он будет двигаться по нему, даже находясь во сне. Тот же, кто лишен правдивости и искренности, не дойдет до конца пути и будет обольщен, и приведен в замешательствами дьяволами. Если такой человек хочет, то он может продолжать идти своим путем, а если нет -

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17