Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
71
изготовить код и нанести на материал;
считать код с помощью специального сканера;
распознать код и обработать информация в компьютерном режиме;
Если хотя бы один из этапов отсутствует система становится бесполезной и все затраты на нее не имеют смысла.
Рис. 22. Код EAN-13, внешний вид и структура
В практике логистики применяются разные логистические системы иден- тификации штриховых кодов (табл. 16). Это неизбежный факто, связанный с наличием авторских разработок в этой сфере. Однако для решения глобальных целей этот фактор является негативным, так как материальный поток проходит через разные компании и использование системы на всех этапах предполагает наличие единой системы.
Таблица 16
Сферы применения различных штриховых кодов.
Название информаци- онной системы
Решаемые задачи
Код ITF – 14 с прямо- угольным контуром
Для кодирования товарных партий (отгрузочных упаковок).Легко печатается на гофрированных упаковках
Код 128
Кодирует дополнительную информацию (№ пар- тии, дату изготовления, срок реализации…)
Код «2 из5 с чередованием
Применяется для кодирования большого объема информации на поверхности ограниченной пло- щади
Код EAN
Один из наиболее распространенных кодов при- меняется для кодирования товаров народного потребления
Информационные системы сферы обращения как правило все связанны с технологиями идентификации штриховых кодов, которая сегодня не заменима при управлении материальными потоками.
72
7.4. Понятие и значение ярмарок/выставок
Явление ярмарок/выставок происходит из необходимости встречи пред- ложения и спроса. В этом аспекте мероприятия такого рода представляют собой сконцентрированное выражение рынка в его троякой ипостаси, то есть в сосу- ществовании Клиента/Экспонента, Покупателя/Продавца, и Предложения/ Экс- понатов-Услуг.
Ярмарки/выставки делятся на торговые и торгово-промышленные.
Ярмарки/выставки – это кратковременное, периодически и в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количе- ство предприятий с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей, и стре- мятся информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам.
Категории ярмарок/выставок:
по месту проведения (внутри страны, за рубежом) (региональные, меж- дународные, национальные);
по частоте проведения (периодические, ежегодные, сезонные);
по направлению работы (по осуществлению продаж/заказов, информаци- онно-ознакомительные, по развитию контактов);
по виду предложения (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, вы- ставки потребительских товаров);
по спросу (товаров широкого потребления, инвестиционных товаров, технологии, инвестиций и проч.)
Разделяют три стадии проведения ярмарок/выставок: предярмарочную, ярмарочную и послеярмарочную.
Не вызывает сомнения тот факт, что конечной целью участия в любой ярмарке является продажа. В аспекте продажи цели могут быть подразделены на цели действия (цели подготовки продаж; поиск контактов с новыми клиен- тами; поиск каналов сбыта; цели осуществления продаж; получение заказов) и цели контроля (наблюдение за конкурентами; пропаганда; анализ контрактов со старыми клиентами; реадаптация к покупательским привычкам потребителей; освобождение от элементов, мешающих конкурентоспособности товаров).
Реализация целей осуществляется на основе работы с посетителями яр- марки/выставки. Выделяют следующие типы посетителей:
консерваторы (предпочитают «классический арсенал», строги в ценах);
новаторы (ищут «новинки», нуждаются в доказательствах, готовы риско- вать);
рационалисты (заранее планируют что посетить, хладнокровны);
неуверенные в себе (терпеливы, недоверчивы, поддаются мнению тол- пы);
73
застенчивые (растерян, в дальнейшем оказывается искусным собеседни- ком);
своевластные (хотят диктовать свои условия, легко поддаются на угово- ры при условии их мнимого превосходства);
воображалы (высокомерные, критикуют и хамят);
франты (неотразимое обаяние, обычно просто слоняются);
туристы (производят сильное впечатление но не имеют серьезных инте- ресов;
проспектоеды (жизнерадостные, с жадностью набирают печатные мате- риалы);
шпионы (люди лагеря конкурентов).
Технологии ярмарки/выставки приняты во всем мире как наиболее эф- фективное средство построение системы распределительной логистики напря- мую способствующие развитию продаж.
Контрольные вопросы
1. Что такое информационный поток?
2. Какие виды штриховых кодов применяются в России?
3. Почему именно информационная концепция логистики позволила пре- вратить управление потоками в эффективный процесс?
4. Каковы цели проведения ярмарки/выставки?
5. Какие типы посетителей ярмарки/выставки наиболее желанны для участников?
6. Что такое штриховой код?
74
8. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Как известно, в строительном производстве материальные ресурсы необ- ходимо поставлять на строительные объекты, каждый из которых имеет свое месторасположение. Поэтому важным вопросом логистического управления является проектирование системы доставок материалов.
Значительная часть логистических операций движения материального по- тока от поставщика материалов до строительного объекта осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют 10 % от стоимости строительства.
К задачам транспортной логистики в строительстве в первую очередь от- носят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосред- ственных участников транспортного процесса, а также задачи обеспечения тех- нической и технологической сопряженности участников транспортного процес- са, согласования их экономических интересов, использования единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласо- ванность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Технологическая сопряженность подразумевает приме- нение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегру- зочное сообщение. Экономическая сопряженность – это общая методология ис- следования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков. В строительстве, когда приходится доставлять крупногабаритные материалы и конструкции, выполнение вышеуказанных задач является особенно актуаль- ным.
К задачам транспортной логистики относят также: создание транспорт- ных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных це- пей; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; совместное планирование транспортного процесса со складским и производ- ственным; выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки и др.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
8.1. Выбор вида транспортного средства
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевоз- ки, служит информация о характерных особенностях различных видов транс- порта. Известно, что в строительстве 90 % перевозок осуществляется автомо- бильным транспортом.
Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ – высокая маневрен-
75 ность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке материала.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнитель- но высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность, экологическая неблагоприятность.
Для строительства крупных объектов применяется железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различ- ных партий грузов при любых погодных условий. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния, перевозки регулярны, железнодорожный транспорт позволяет эф- фективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие ски- док. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограничен- ное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транс- порт должен дополняться автомобильным.
Морской и внутренний водный транспорт в строительстве применяется редко, только на объектах водного хозяйства или как предварительный этап до- ставки материалов. Преимуществом транспорта являются низкие грузовые та- рифы и высокая провозная способность. К недостаткам – относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок, зависимость от погодных и навигационных условий, а также низкую доступность в географическом плане.
При проведении строительства в районах, где движение автотранспорта затруднено, используют воздушный транспорт. Основные преимущества – наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зави- симость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
Широко применяется в строительстве трубопроводный транспорт для по- дачи строительных смесей, растворов, газа. Он обеспечивает низкую себестои- мость при высокой пропускной способности и высокой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Правильность выбора вида транспорта должна быть подтверждена техни- ко-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связан- ных с транспортировкой различными видами транспорта.
76
8.2. Транспортные задачи в логистике
Существует ряд классических методов, применяемых для решения задач транспортной логистики.
1. Задача о ранце. Здесь речь идет о собравшемся в поход путешественни- ке, который должен упаковать в ранец различные полезные предметы n наиме- нований, причем может потребоваться несколько одинаковых предметов. Име- ется m ограничений такого типа, как вес, объем, линейные размеры и т. д. При формулировке задачи в строительстве место ранца может занять кузов автомо- биля, длинновоза и пр.
2. Задача о коммивояжере. Имеются объекты, пронумерованные числами
0,1,2, … n. Выехав из базы, коммивояжер должен объехать все объекты, побы- вав в каждом из них по одному разу и вернуться на базу. Известны расстояния
Cij между объектами, требуется найти самый короткой маршрут. Применение этой задачи необходимо, когда существует большая разница в расстояниях, например при строительстве объектов в разных городах области. На основе за- дачи коммивояжера составляют кольцевые и маятниковые маршруты доставки строительных материалов.
3. Задача о четырех красках. В 1976 г. была доказана замечательная тео- рема о том, что карту, на которой граница каждой страны представляет собой замкнутую непрерывную кривую, можно раскрасить, используя не более 4 кра- сок. Применение этой задачи связано с управлением информационными логи- стическими потоками на транспорте. Очень удобно, когда сопроводительная информация о грузе изображается на документах разного цвета, каждый из ко- торых предназначен для предоставления в определенную службу.
4. Задача о назначениях. Имеется n однотипных конструкций, которые требуется распределить между m объектами. Известно, что для доставки на j-й объект требуется доставить i-е количество конструкций, причем стоимость до- ставки равна – Cij Требуется расставить маршруты таким образом, чтобы рас- ходы на доставку были минимальными. Чаще всего задача о назначениях реша- ется при обеспечении строительства крупногабаритными материалами, количе- ство которых при разовой поставке ограничено возможностями транспортных средств.
Общепринято задачу о назначениях называть транспортной задачей.
Транспортная задача – это задача прикрепления поставщика к потребите- лям. Рассмотрим условия задачи.
Математическая модель этой задачи такова:
∑∑хij, cij → min. (3.1)
Имеется m поставщиков определенного вида продукции. Максимальные объемы возможных поставок заданы и равны Аi при i = = 1,2, …, m. Эта про- дукция используется n потребителями. Объемы потребностей заданы и равны
Вj при j = 1,2, … n. Стоимость перевозок единицы продукции от поставщика к потребителю известна и равна Cij. Требуется установить такие объемы перево-
77 зок Хij от каждого поставщика к потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были бы удо- влетворены (рис. 23). i – поставщик; j –потребитель; n – количество поставщиков; m –количество потребителей ; ai – запас на поставку; bj –потребность в поставке; xij – партия поставки; cij – стоимость доставки;
B –базисная клетка; pij – потенциал поставки (клетки); ui-потенциал поставщика(строки); vj – потенциал потребителя
(столбца)
Рис. 23. Графический вид транспортной задачи
8.3. Практику по транспортной задаче (о назначениях)
Задача решается методом потенциалов. Метод потенциалов можно раз- делить на два вида в зависимости от применяемого метода построения перво- начального графика поставок: метод наименьшей стоимости и метод северо- западного угла.
Методом наименьшей стоимости распределение поставок начинаются с клетки, в которой стоимость перевозки наименьшая, и продолжают по увеличе- нию стоимости. Методом северо-западного угла (диагональный метод) распре- деление поставок начинают с верхней левой клетки и продолжают по диагона- ли.
Алгоритм решения транспортной задачи (о назначениях).
1. Построение первичного распределения:
проверить на закрытость (открытость) задачи (сумма объемов поставки должна быть равна сумме потребностей);
распределить грузы методом северо-западного угла или методом наименьшей стоимости;
подсчитать стоимость доставки по полученному графику.
2. Проверка на плана оптимальность:
проверить на выраженность (если m+n – 1 = В , то задачу можно прове- рить на оптимальность, иначе необходимо ввести дополнительную клетку с ну- левой поставкой для продолжения решения);
подсчитать потенциалы строк и столбцов (Сjj = ui + vj для каждой базис- ной клетки); с
ij с
ij с
ij с
ij с
ij с
ij c
ij с
ij с
ij x
ij x
ij x
ij x
ij x
ij x
ij a
i x
ij,
p ij x
ij x
ij a
i a
i b
j b
j b
j u
i u
i u
i v
i v
i v
i j
i i
n j
m
Потреб
Постав
78
подсчитать потенциалы клеток (рjj = ui + vj для всех клеток);
проверить на оптимальность (если хотя бы в одной клетке потенциал клетки больше стоимости доставки, то план не оптимальный и необходимо по- строить новый лучший план, иначе задача считается решенной)
3. Построение цикла перераспределения:
выбрать перспективную клетку (определяем клетку, где разница потен- циала клетка и стоимости наименьшая, и присваиваем ей знак «+»);
построить цикл переноса (количество «+» и «–» должно быть одинако- вое в каждом столбце и в каждой строке);
произвести перераспределение на минимальную величину объема по- ставки попавшего в цикл переноса.
Задача. В пунктах С, D и Е находятся заводы по производству кирпича, в пунктах А и В – карьеры, снабжающие их песком. Заводу С необходимо 30 т песка, заводу D – 30 т, заводу Е – 30 т. Карьер А готов перевезти 40 т песка, а карьер В – 50 т. Требуется спланировать перевозки так, чтобы затраты на пере- возку были минимальными, если стоимость доставки от поставщиков к потре- бителям известна (рис. 24).
Рис. 24. Графическое изображение транспортной задачи
Решение. Решим задачу методом потенциалов и конкретно методом се- веро-западного угла, то есть распределим поставки, начиная с верхней левой клетки. От поставщика А запланируем поставку к потребителю С, в размере 30 т, так как это минимальная величина между имеющейся и требующейся парти- ей. Оставшиеся у поставщика А 10 т песка отправим следующему по порядку потребителю Д (следующей северо-западной клетке). Возможности поставщика
А распределены, переходим к поставщику В и от него к потребителю Д от- правляем требуемые 30 – 10 = 20 т. Потребителю Е запланируем поставку от поставщика В в размере 30 т (рис. 25).
Стоимость доставки при таком плане равна 30
2 +10
3 +20
4+30
2=
= 230 руб.