Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Distribution requirements planning (технология планирования по- требностей в распределении);
DRP II – Distribution resource planning (технология планирования ресурсов в распределении);
SCM – Supply Chain Management (Технология управления цепями поста- вок)
Технология планирования потребностей в материалах (система MRP I) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в «цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания. Система MRP I перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном рас- писании, либо в структуре запасов, либо в характеристиках продукта.
К 80-тым годам стало ясно, что технология планирования потребности производства, имеет ряд недостатков и ограничений.
Отмеченные недостатки и ограниченность применения MRP I потребова- ли разработки второго поколения этих технологий. Это поколение логистиче- ских систем получило название технологии производственного планирования
ресурсов MRP II. Технология включает не только учет логистических операций, но и финансовое планирование.
Преимуществом MRP II перед MRP I является более полное удовлетворе- ние потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительно- сти производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации по- ставок, более быстрой реакции на изменения спроса. Технология MRP II обес- печивает большую гибкость планирования и способствуют уменьшению логи- стических издержек по управлению запасами.
В основу технологии DRP заложен график, через который осуществляет- ся весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в системе распределения продукции предприятия.
С операционной точки зрения концепция планирования потребностей может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для создания внешних систем планирования распределения продук- ции/ресурсов (DRP).
Системы DRP – это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибьюции готовой продукции.
В технологии DRP II используются более современные модели и алго- ритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные электронные каналы, работающие в режиме «on line». В технологии DRP II применяются более эффективные моде-
57 ли прогнозирования спроса, потребности в готовой продукции, обеспечивается управление запасами для среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на готовую продукцию. В этих системах комплексно решаются вопросы управле- ния производственной программой, производственными мощностями, персона- лом, качеством.
Технология управления цепями поставок (SCM – Supply Chain
Management) была создана в начале 1980-х гг. Американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок» для решения задач продвижения продукции.
В составе технологии управления цепями поставок SCM можно условно выделить две подсистемы:
SCP – (Supply Chain Planning) – планирование цепочек поставок. Основу
SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования ка- лендарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки по- ставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие по- казатели.
SCE - (Supply Chain Execution) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
Технология SCM предназначена для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закуп- ки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, постав- ки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
5.2. Тянущие системы производственной логистики
Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологиче- скую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен матери- альными потоками между различными участками предприятия. Производ- ственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи (рис.
21).
58
Рис. 21. Принципиальная схема тянущей логистической системы
На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим систе- мам относят:
- технологию «Канбан» (в переводе с японского — карточка), разрабо- танную и реализованную фирмой "Тоёта" (Япония);
- технологию «точно в срок», ориентированную на потребность исходя- щую из конечного монтажа и сокращение стадии хранение;
технологию «семь 0», ориентированную на сокращение сроков хранения полуфабрикатов в системе производства;
оптимизированную производственную технологию
(
OPT
), ориентирован- ную на устранение узких мест в производственной системе;
технология бережливого производства..
Концепция тянущего производства не требует тотальной компьютериза- ции, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутри- производственного логистического процесса ограничено.
Основная идея технологии точно в срок заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение ма- териальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.
Технология «точно в срок» тесно связана с составляющими логистиче- ского цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логи- стические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на корот- кие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно произ- водственной программы.
Р
Ы
Н
О
К
Система управления
Источник сырья
Участок
Цех
Склад
59
Технология «Семь 0» предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию про- изводства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение систе- мы требует синхронизации материального потока и технологических операций.
В основу технологии заложены следующие семь элементов: 0 дефектов
(высокое качество); 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия); 0 раз- мер партии на рабочем месте; 0 потери времени и затрат на транспорт; 0 сверх- нормативной продукции; 0 простоев при устранении неисправностей; 0 дли- тельность цикла (итог 6 первых пунктов). Наличие «0» не означает сведение к абсолютному нулю, а минимизация, к которой стремятся.
Технология KANBAN была создана в начале 1960-х гг. в корпорациях
Японии.
Сущность системы заключается и том, что все производственные подраз- деления завода снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к тому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подраз- делением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-потребитель не имеет жесткого гра- фика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделе- ния фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производ- ственно-технологического цикла
Оптимизированная производственная технология - система организации производства и снабжения, разработанная Израильскими и Американскими специалистами. Цель - выявление в производстве узких мест или, по термино- логии создателей, «критических ресурсов», в качестве которых выступают сы- рье, материалы, машины, оборудование, тех. процессы, персонал.
Это «вытягивающая» система организации и оперативного управления производством (снабжением), известная также под названием «Израильский
Канбан». Основным принципом технологии ОРТ является выявление в произ- водстве «узких мест» или «критических ресурсов»
Бережливое производство (lean production, lean manufacturing , lean -
«тощий, стройный, без жира»; обычно используется перевод «бережливое») это концепция логистики и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в про- цесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Бережливое производство- это интерпретация идей Производственной системы Toyota американскими учеными. «Отец» бережливого производства
Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства ещё в 1950-х го- дах. Такую задачу до него не решал никто, так как эффективность понималась исключительно в терминах массового производства. Собственно, отсюда и ро- дился термин lean, который за кружкой пива придумал Джон Крафчик, один из американских консультантов.
60
Бережливое производство невозможно без бережливой культуры. Главное в Lean культуре - человеческий фактор, коллективная работа. Существенную поддержку этому оказывает эмоциональный интеллект (EQ) работников. Lean культуре соответствует и определённая корпоративная культура.
В целом использование принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности де- ятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества вы- пускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капи- тальных вложений.
В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятель- ность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добав- ляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.
Суть технологии состоит в соединении следующих компонентов: высоко- го качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запа- сов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. Основ- ная идея – убрать ненужные операции и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов.
Контрольные вопросы
1. В чем отличия традиционного и логистического подхода к производ- ству?
2. Какие особенности толкающих систем по сравнению с тянущими?
3. Как повлияло развитие информационных технологий на становление логистики производства?
4. В чем особенности технологии точнов срок?
5.В чем основное преимущество системы КАНБАН?
6. Как повлияло развитие лин-технологий на развитие производств?
61
6. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
Распределить – это значит разделить что-либо между кем-либо, предоста- вив каждому определенную часть. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса.
Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т. е. делить что-либо между кем-либо здесь приходится на всех этапах:
распределяются заказы между различными поставщиками при закупке материалов;
распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприя- тие;
распределяются материальные запасы между различными участками про- изводства;
распределяются материальные потоки в процессе продажи;
распределить готовую строительную продукцию между конечными по- требителями.
6.1. Основы распределения: организация процесса и его участники
В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны. Это изучение потребности рынка (чем зани- мается маркетинг) и каковы способы и методы наиболее полного удовлетворе- ния этих потребностей (путем более эффективной организации транспортно- экспедиционного обслуживания).
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управ- лению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставлен- ного продукта из сферы внимания поставщика.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
каков оптимальный канал доставки продукции до потребителя;
как заключить договора на распределение продукции;
нужна ли распределительная сеть, если да, то какая, где и сколько;
какой уровень обслуживания необходимо обеспечить, а также на ряд дру- гих вопросов.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из произ- водства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю. Во всех случа- ях материальный поток поступает в потребление, которое может быть произ- водственным или непроизводственным.
62
Потребление производственное — это текущее использование обще- ственного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное — это текущее использова- ние общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае пред- ставляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осу- ществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множе- ство участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистиче- ский системы до другой.
Каналы распределения материалов можно охарактеризовать по числу со- ставляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению материала и права собственности на него к конечному потребителю.
Каналы могут быть горизонтальными и вертикальными (действуют как единая система). Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счет ведет опера- ции.
Дилеры – посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями произ- водителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализа- ции его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.
Дистрибьюторы – посредники, ведущие операции от имени производи- теля и за свой счет. Дистрибьюторы не являются собственниками продукции.
По договору ими приобретается право продажи продукции.
Комиссионеры – посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионеры являются посредниками только для произ- водителя, а не для конечного потребителя, деньги перечисляются на счет про- изводителя.
Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или по- мощника другого, основного по отношению к нему лица. Агенты выступают от имени производителя и за его счет.
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов.
DRP II – Distribution resource planning (технология планирования ресурсов в распределении);
SCM – Supply Chain Management (Технология управления цепями поста- вок)
Технология планирования потребностей в материалах (система MRP I) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в «цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания. Система MRP I перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном рас- писании, либо в структуре запасов, либо в характеристиках продукта.
К 80-тым годам стало ясно, что технология планирования потребности производства, имеет ряд недостатков и ограничений.
Отмеченные недостатки и ограниченность применения MRP I потребова- ли разработки второго поколения этих технологий. Это поколение логистиче- ских систем получило название технологии производственного планирования
ресурсов MRP II. Технология включает не только учет логистических операций, но и финансовое планирование.
Преимуществом MRP II перед MRP I является более полное удовлетворе- ние потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительно- сти производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации по- ставок, более быстрой реакции на изменения спроса. Технология MRP II обес- печивает большую гибкость планирования и способствуют уменьшению логи- стических издержек по управлению запасами.
В основу технологии DRP заложен график, через который осуществляет- ся весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в системе распределения продукции предприятия.
С операционной точки зрения концепция планирования потребностей может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для создания внешних систем планирования распределения продук- ции/ресурсов (DRP).
Системы DRP – это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибьюции готовой продукции.
В технологии DRP II используются более современные модели и алго- ритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные электронные каналы, работающие в режиме «on line». В технологии DRP II применяются более эффективные моде-
57 ли прогнозирования спроса, потребности в готовой продукции, обеспечивается управление запасами для среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на готовую продукцию. В этих системах комплексно решаются вопросы управле- ния производственной программой, производственными мощностями, персона- лом, качеством.
Технология управления цепями поставок (SCM – Supply Chain
Management) была создана в начале 1980-х гг. Американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок» для решения задач продвижения продукции.
В составе технологии управления цепями поставок SCM можно условно выделить две подсистемы:
SCP – (Supply Chain Planning) – планирование цепочек поставок. Основу
SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования ка- лендарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки по- ставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие по- казатели.
SCE - (Supply Chain Execution) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
Технология SCM предназначена для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закуп- ки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, постав- ки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
5.2. Тянущие системы производственной логистики
Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологиче- скую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен матери- альными потоками между различными участками предприятия. Производ- ственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи (рис.
21).
58
Рис. 21. Принципиальная схема тянущей логистической системы
На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим систе- мам относят:
- технологию «Канбан» (в переводе с японского — карточка), разрабо- танную и реализованную фирмой "Тоёта" (Япония);
- технологию «точно в срок», ориентированную на потребность исходя- щую из конечного монтажа и сокращение стадии хранение;
технологию «семь 0», ориентированную на сокращение сроков хранения полуфабрикатов в системе производства;
оптимизированную производственную технологию
(
OPT
), ориентирован- ную на устранение узких мест в производственной системе;
технология бережливого производства..
Концепция тянущего производства не требует тотальной компьютериза- ции, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутри- производственного логистического процесса ограничено.
Основная идея технологии точно в срок заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение ма- териальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.
Технология «точно в срок» тесно связана с составляющими логистиче- ского цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логи- стические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на корот- кие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно произ- водственной программы.
Р
Ы
Н
О
К
Система управления
Источник сырья
Участок
Цех
Склад
59
Технология «Семь 0» предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию про- изводства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение систе- мы требует синхронизации материального потока и технологических операций.
В основу технологии заложены следующие семь элементов: 0 дефектов
(высокое качество); 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия); 0 раз- мер партии на рабочем месте; 0 потери времени и затрат на транспорт; 0 сверх- нормативной продукции; 0 простоев при устранении неисправностей; 0 дли- тельность цикла (итог 6 первых пунктов). Наличие «0» не означает сведение к абсолютному нулю, а минимизация, к которой стремятся.
Технология KANBAN была создана в начале 1960-х гг. в корпорациях
Японии.
Сущность системы заключается и том, что все производственные подраз- деления завода снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к тому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подраз- делением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-потребитель не имеет жесткого гра- фика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделе- ния фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производ- ственно-технологического цикла
Оптимизированная производственная технология - система организации производства и снабжения, разработанная Израильскими и Американскими специалистами. Цель - выявление в производстве узких мест или, по термино- логии создателей, «критических ресурсов», в качестве которых выступают сы- рье, материалы, машины, оборудование, тех. процессы, персонал.
Это «вытягивающая» система организации и оперативного управления производством (снабжением), известная также под названием «Израильский
Канбан». Основным принципом технологии ОРТ является выявление в произ- водстве «узких мест» или «критических ресурсов»
Бережливое производство (lean production, lean manufacturing , lean -
«тощий, стройный, без жира»; обычно используется перевод «бережливое») это концепция логистики и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в про- цесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Бережливое производство- это интерпретация идей Производственной системы Toyota американскими учеными. «Отец» бережливого производства
Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства ещё в 1950-х го- дах. Такую задачу до него не решал никто, так как эффективность понималась исключительно в терминах массового производства. Собственно, отсюда и ро- дился термин lean, который за кружкой пива придумал Джон Крафчик, один из американских консультантов.
60
Бережливое производство невозможно без бережливой культуры. Главное в Lean культуре - человеческий фактор, коллективная работа. Существенную поддержку этому оказывает эмоциональный интеллект (EQ) работников. Lean культуре соответствует и определённая корпоративная культура.
В целом использование принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности де- ятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества вы- пускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капи- тальных вложений.
В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятель- ность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добав- ляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.
Суть технологии состоит в соединении следующих компонентов: высоко- го качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запа- сов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. Основ- ная идея – убрать ненужные операции и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов.
Контрольные вопросы
1. В чем отличия традиционного и логистического подхода к производ- ству?
2. Какие особенности толкающих систем по сравнению с тянущими?
3. Как повлияло развитие информационных технологий на становление логистики производства?
4. В чем особенности технологии точнов срок?
5.В чем основное преимущество системы КАНБАН?
6. Как повлияло развитие лин-технологий на развитие производств?
61
6. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
Распределить – это значит разделить что-либо между кем-либо, предоста- вив каждому определенную часть. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса.
Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т. е. делить что-либо между кем-либо здесь приходится на всех этапах:
распределяются заказы между различными поставщиками при закупке материалов;
распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприя- тие;
распределяются материальные запасы между различными участками про- изводства;
распределяются материальные потоки в процессе продажи;
распределить готовую строительную продукцию между конечными по- требителями.
6.1. Основы распределения: организация процесса и его участники
В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны. Это изучение потребности рынка (чем зани- мается маркетинг) и каковы способы и методы наиболее полного удовлетворе- ния этих потребностей (путем более эффективной организации транспортно- экспедиционного обслуживания).
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управ- лению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставлен- ного продукта из сферы внимания поставщика.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
каков оптимальный канал доставки продукции до потребителя;
как заключить договора на распределение продукции;
нужна ли распределительная сеть, если да, то какая, где и сколько;
какой уровень обслуживания необходимо обеспечить, а также на ряд дру- гих вопросов.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из произ- водства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю. Во всех случа- ях материальный поток поступает в потребление, которое может быть произ- водственным или непроизводственным.
62
Потребление производственное — это текущее использование обще- ственного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное — это текущее использова- ние общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае пред- ставляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осу- ществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множе- ство участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистиче- ский системы до другой.
Каналы распределения материалов можно охарактеризовать по числу со- ставляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению материала и права собственности на него к конечному потребителю.
Каналы могут быть горизонтальными и вертикальными (действуют как единая система). Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счет ведет опера- ции.
Дилеры – посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями произ- водителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализа- ции его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.
Дистрибьюторы – посредники, ведущие операции от имени производи- теля и за свой счет. Дистрибьюторы не являются собственниками продукции.
По договору ими приобретается право продажи продукции.
Комиссионеры – посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионеры являются посредниками только для произ- водителя, а не для конечного потребителя, деньги перечисляются на счет про- изводителя.
Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или по- мощника другого, основного по отношению к нему лица. Агенты выступают от имени производителя и за его счет.
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов.