Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79
Рис. 25. Первичное распределение
Вторым этапом проверяем план на оптимальность с помощью потенциа- лов. Обнулив один любой потенциал строк или столбцов, находим остальные, из условия, что в базисных клетках (где запланирована поставка) сумма потен- циалов строки ui и столбца vj должна быть равна стоимости доставки cij. По- тенциалы клеток pij находим из того же условия, но для всех клеток. Количе- ственные значения потенциалов указаны на рис. 24.
Если во всех клетках потенциал клетки pij меньше или равен стоимости поставки cij, то план оптимальный. Иначе необходимо построить новый план.
Для вторичного построения плана поставок используют алгоритм постро- ения цикла переноса. Для этого необходимо определить перспективную клетку, то есть клетку, где разница между потенциалом клетки pij и стоимостью по- ставки cij – максимальное положительное число (в решаемой задаче перспек- тивной является клетка ВС), и перераспределить объемы поставки добавив в перспективную клетку некоторый объем. При добавлении поставки в перспек- тивную клетку баланс объемов нарушится, следовательно, необходимо опреде- лить базисные клетки, из которых можно изъять требуемый объем, и построить замкнутый контур. Построение цикла переноса оформляется графически с по- мощью знака «+» при добавлении поставки и знака «–» при уменьшении объе- ма поставки в базисной клетке. Количество «+» и «–» в любом столбце или строке должно быть одинаковым (рис. 25).
Рис. 26. Построение цикла переноса Рис. 27 План поставки материалов

80
Объем переноса определяется из условия возможного минимума, так что- бы избежать отрицательного объема поставок практически нереализуемого. В данной задаче перераспределение производим на 20 т материала, так как это минимальная величина в клетках со знаком «–». Результат перераспределения указывается на новом рисунке, при этом первоначально записываются условия задачи, потом заполняются клетки, не попавшие в цикл переноса, и затем ука- зываются перераспределенные объемы (рис. 26).
Стоимость доставки при новом плане – 10

2 +30

3 + 20

1 + 30

2 =
= 190 руб.
При полученном распределении условие оптимальности выполняется.
8.4. Составление кольцевых маршрутов движения транспорта
Вообще говоря все маршруты движения оделяться на кольцевые и маят- никовые. В маятниковых маршрутах транспортное средство движется до цели и возвращается обратно. В кольцевых маршрутах предусматривается несколько точек назначения.
Эффективное составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира или алгоритм дворника-стеклоочистителя (рис. 268). Основное условие которого заключает- ся в последовательном переборе строительных объектов намеченных вообра- жаемым лучом, двигающимся по часовой или против часовой стрелки. Точкой отсчета, может быть горизонтальное, вертикальное или любое другое положе- ние луча на карте района, при этом начало луча находиться в точке, соответ- ствующей местонахождению строительной базы команды игроков.
Зададим положение потребителя материального потока в полярной си- стеме координат. Полюс системы - точку 0, разместим в месте дислокации рас- пределительного склада. Выберем первоначальное, нулевое, положение поляр- ной оси φ =0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ , который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки 0 и направленным на потребителя.
Рис. 28. Графическое изображение решения методом Свира


81
Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелки, «стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем потребителей материального потока. Как только сумма заказов «стертых» потребителей достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объ- езда потребителей.
На кольцевые маршруты кроме ограничений по вместимости могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения по време- ни. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршру- ту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответ- ственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений.
Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формиро- вание кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.
Примерные тестовые материалы по теме
1. Перечислите преимущества железнодорожного транспорта: любые погодные условия;
________________________________________________________
________________________________________________________
2. При решении транспортной задачи методом потенциалов, алгоритм по- строения первичного распределения включает в себя следующие этапы?
 проверку на закрытость, распределение методом северо-западного угла, подсчет затрат на доставку;
 проверку на выражденность, обнуление одного потенциала и подсчет остальных, сравнение потенциала клеток и стоимости;
 определение перспективной клетки, определение схемы переноса, опре- деление объема переноса;
3. Какой вид транспорта обладает наиболее высокой способностью до- ставлять груз в заданную точку территории «от двери до двери»?
 трубопроводный;
 автомобильный;
 железнодорожный;
 воздушный.
4. Какое из высказываний является верным?

82
 организация обслуживания рабочих мест производственного персонала на заводе, выпускающем грузовые автомобили, является задачей транспорт- ной логистики;
 распределение заказов между поставщиками материальных ресурсов яв- ляется задачей закупочной логистики;
 определение места расположения склада на обслуживаемой территории является задачей производственной логистики;
 совместное планирование транспортного процесса на железнодорожном и автомобильном транспорте в случае смешанной перевозки является зада- чей распределительной логистики.
Контрольные вопросы
1. Перечислите типы задач, решаемых в сфере транспортной логистики по их функциональному назначению?
2. Каковы особенности транспортировки строительных материалов?
3. Что понимается под термином «минимум полных затрат»?
4. Перечислите основные этапы решения транспортной задачи?
5. Для каких целей используется в строительстве график доставки мате- риалов, и какие исходные данные требуются для его построения?


83
9. ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА
Финансовая логистика - это набор инструментов для синхронизации дви- жения потоков реальных активов (закупки, запасы, продажи) и денежных пото- ков. Сочетание в них логистики (планирование, управление и контроль движе- ния материальных, информационных и финансовых ресурсов) и управления финансами предприятия помогает согласовать интересы двух сторон торговых отношений: между поставщиком и покупателем. Поставщик хочет получить предоплату, а покупатель - отсрочку платежа, чтобы удалось дождаться полу- чения денег от потребителя и расплатиться ими с поставщиком. Прибегают к таким инструментам, если нужно быстро получить денежные средства, инве- стированные в закупку товара, не дожидаясь их возврата от покупателей.
В международной практике есть целая индустрия (Assets Based Finance —
ABF), включающая два направления — финансирование дебиторской задол- женности (receivables financing) и финансирование под иные виды активов
(Assets Based Lending). Технологии ABF предусматривают «финансирование на основе стоимости активов», участвующих в сделке, а сумма займа зависит прежде всего от стоимости обеспечения в отличие от банковского кредитова- ния.
В условиях рыночной экономики эффективность деятельности предприя- тия во многом определяется рациональностью движения финансовых потоков и их гармоничным сочетанием с другими видами логистических потоков.
Изменение величины, скорости движения и других параметров финансо- вых потоков существенно влияет на движение материальных потоков. Напри- мер, повышение скорости финансового потока за счет ускоренного прохожде- ния платежей может привести к ускорению поступления товаров в книготорго- вое предприятие и уменьшить необходимый уровень запасов товаров. Недоста- ток мощности финансовых потоков или медленная скорость их поступления в издательскую фирму может вызвать сокращение ассортимента производимой ею продукции.
Финансовый поток в логистике - это движение финансовых средств, цир- кулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения то- варного потока. Финансовый поток предприятия складывается из распределен- ных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых в про- цессе предпринимательской деятельности..
Финансовые потоки разнообразны по составу, направлениям движения, назначению и другим признакам. Наибольшее значение имеет деление потоков по направлению движения. Положительный и отрицательный потоки взаимо- связаны. Недостаточность объемов одного вида потока в конкретный период времени обусловливает сокращение объемов другого вида. Поэтому в системе управления денежными потоками предприятия они должны рассматриваться как единый (комплексный) объект управления.


84
В зависимости от периодичности возникновения финансовый поток мо- жет быть регулярный (регулярно возникает в хозяйственной деятельности (за- работная плата, налоговые платежи и т.д.) или дискретный (возникает при осу- ществлении разовых, единичных операций). По уровню достаточности финан- совый поток бывает избыточный (поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в их расходовании.) или дефи- цитный (поступления существенно ниже реальных потребностей предприятия в их расходовании). В зависимости от видов хозяйственной деятельности поток может быть сопровождающий движение продукции (выплаты поставщикам, работникам, налоговым органам, поступления от покупателей продукции и др.) и сопровождающий инвестиционную деятельность (продажа и покупка основ- ных средств, недвижимости, нематериальных активов) и сопровождающий фи- нансовую деятельность (получение и уплата кредитов, привлечение дополни- тельного акционерного капитала, выплаты дивидендов).
Основной целью оптимизации движения финансовых потоков в логисти- ке является обеспечение движения материальных потоков (потоков услуг) фи- нансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки с использова- нием наиболее эффективных источников финансирования. Это достигается двумя основными путями: своевременным поступлением на предприятие средств в объеме, необходимом для финансирования дальнейшей его деятель- ности; обеспечением эффективного расходования средств, приносящего при- быль и согласованного с миссией предприятия.
В целях обоснования эффективности расходования принято проводить анализ и диагностику логистической деятельности.
Диагностика направлена на оценку состояния исследуемых объектов в условиях неполной информации с целью выявления проблем в функционирова- нии систем и причин их возникновения. Диагностика логистической системы предприятия – это совокупность исследований по определению целей функци- онирования логистической системы предприятия, способов их достижения и выявления недостатков.
Диагностика логистических проблем – это выявление отклонения между представлением о цели и прогнозируемым состоянием объекта на какой-либо период планирования и управления. В общей системе логистического управле- ния диагностика занимает также важную роль, так как дает понимание ситуа- ции и позволяет разработать варианты для осуществления логистических управляющих воздействий.
9.1. Оценка эффективности использования материальных ресурсов
предприятия
Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл. 17).


85
Таблица 17
Показатели эффективности использования материальных ресурсов
Показатель
Формула расчета
Экономическая интер- претация показателя
1. Обобщающие показатели
Материалоем- кость продук- ции (ME) продукции
Стоимость затрат ых материальн
Сумма
М
E

Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на
1 руб. выпущенной продукции
Материалоот- дача продукции
(МО) затрат ых материальн
Сумма продукции
Стоимость
M
O

Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресур- сов
Удельный вес материальных затрат в себе- стоимости про- дукции (УМ) продукции сть себестоимо
Полная затрат ых материальн
Сумма
У
M

Отражает уровень ис- пользования матери- альных ресурсов, а также структуру (ма- териалоемкость про- дукции)
Коэффициент использования материалов
(KM) выпуске м
фактическо при плану по затрат
Сумма затрат ых материальн х
фактически
Сумма
K
м

Показывает уровень эффективности ис- пользования материа- лов, соблюдения норм их расходования
2. Частные показатели
Сырьеемкость продукции
(СМЕ)
Металлоем- кость продук- ции (ММЕ)
Топливоемкость продукции
(ТМЕ)
Энергоемкость продукции
(ЭМЕ) продукции
Стоимость материалов и
сырья ых потребленн
Стоимость
СМЕ

продукции
Стоимость металла ого потребленн
Стоимость
ММЕ

продукции
Стоимость топлива ого потребленн
Стоимость
ТМЕ

продукции
Стоимость энергии ой потребленн
Стоимость
ЭМЕ

Показатели отражают эффективность по- требления отдельных элементов матери- альных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукции
Удельная мате- риалоемкость изделия (УМЕ) продукции единицы
Цена материалов издение на ых потребленн всех
Стоимость
УМЕ

Характеризует вели- чину материальных затрат, израсходован- ных на одно изделие

86
Применение обобщающих показателей в анализе позволяет определить уровень эффективности использования материальных ресурсов и резервы его повышения.
Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомо- гательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для определения мето- дов снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемко- сти).
Аналитические задачи оценки эффективности использования материаль- ных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами являются важнейшими логистическими задачами, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов.
На основе анализа производят подсчет резервов повышения эффективно- сти использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году.
Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедре- ния новых производственных технологий, механизации и автоматизации про- изводственных процессов, изменения конструкций и технологических характе- ристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улуч- шения МТС и использования материальных ресурсов и др.
9.2. Оценка логистической деятельности предприятия
Для проведения диагностики логистической деятельности предприятия необходимо выбрать шкалу для оценки, которая по существу представляет со- бой набор параметров, критериев оценивания.
Анализ информации и синтез данных о логистической деятельности поз- воляет предложить основные показатели для оценки логистической деятельно- сти предприятия. Все отобранные для оценки показатели целесообразно разде- лить на четыре группы:

результативность (эффективность) логистической деятельности;

уровень сервисных услуг, используемых в логистической деятельности;

временные цели логистической деятельности;

финансово-экономические цели логистической деятельности.
Насколько логистическая деятельность отвечает своему предназначению, можно судить по ее результативности и величине присущих ей общих затрат.
Результативность логистической системы определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желательным уровнем резуль- тативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше общие затраты логистики. Ключом к созданию эффективной системы логистики на предприя- тии служит умение поддерживать равновесие между уровнем логистической системы и величиной общих затрат.