Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
87
Все показатели результативности представлены в табл. 18, где сформули- ровано определение показателя и указан метод расчета.
Результативность логистической деятельности является характеристикой, оценивающей результаты управленческих действий менеджеров предприятия.
Технические характеристики, результаты производственной деятельности вли- яют на логистическую деятельность через характеристики логистического сер- виса. Данное воздействие целесообразно объединить в группу оценочных пока- зателей по уровню сервисных услуг, используемых в логистической деятель- ности, – сервисность.
Показатели сервисности логистической системы предприятия должны быть включены в оценочные характеристики, так как наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству об- служивания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания. Каче- ство логистического обслуживания – это удовлетворение потребностей потре- бителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потреби- теля, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству обслуживания.
Все показатели сервисности представлены в табл. 19, где показаны опре- деления, формулы и методы расчета для каждого этого показателя.
Важную роль на результаты логистической деятельности предприятия оказывают временные характеристики. Чем меньше времени материальные ре- сурсы находятся без движения, тем органичней логистическая система. Если материалы хранятся длительное время без особых на то причин – это говорит о плохой логистической организации деятельности в пространстве и времени.
Оценку логистической деятельности в пространстве и времени целесооб- разно проводить через показатели динамизма. На продвижение материалов в условиях внешних воздействий влияют конкурентоспособность предприятия, продолжительность оборота, темпы роста материальных потоков. Все показа- тели динамизма представлены в табл. 20.
Показатели для оценки экономичности логистической деятельности пред- ставлены в табл. 21, где даны их определения и методы расчета.
Все вышепредставленные показатели можно отнести к экономическим, так как они описывают хозяйственную деятельность. Рассматриваемая группа показателей оценивает результаты финансово-хозяйственной деятельности в контексте работы с материалами, в нее собраны характеристики достижения финансовых целей логистической деятельности. Показатели рентабельности, оборачиваемости средств, затрат на связный капитал, на логистику можно объ- единить под одним показателем – экономичность.
88
Таблица 18
Показатели результативности логистической системы предприятия
№ Пока- затель
Определение
Метод расчета
Формула
1 Сте- пень дости- сти- жения цели
Действенность системы за пе- риод
Отношение плановой харак- теристики к фактической
,
S
S
S
ф п
дц
где Sп – хар. по плану,
Sф – хар. по факту
2 Своев ре- мен- ность
Обслуживание потребителей в требуемые сро- ки
Отношение количества опоз- даний к общему количеству заказов
,
К
К
С
з о
в
где Ко – кол-во опоз- даний, Кз – общее кол заказов
3 Соот- вет- ствие мате- риа- лов
Обслуживание потребителей в соответствии с заранее опреде- ленными требо- ваниями. Вы- полнение зака- зов потребите- лей
Отношение несоответствую- щего материала (брак) к об- щему количеству
,
О
Б
С
м м
м
где Бм – несоответ- ствующий материал,
Ом – общее количе- ство материала
4 Усред нен- ное коли- чество на складе
Среднее состо- яние в количе- ственном или стоимостном выражении по видам или группам това- ров а) наличие в начале плюс наличие в конце периода, де- ленное пополам; б)сумма имеющихся факти- ческих значений наличия на складе (ежедневных, ежеме- сячных и т.д.), деленная на число измерений; в) сумма замеров наличия на январь, март, май, июль, де- ленная на три
,
2
З
З
У
к н
кс
где Зн – запасы на начало периода, Зк – запасы на конец пери- ода
5 При- год- ность
Степень ис- пользования в логистической системе «нуж- ных» ресурсов
Отношение ресурсов, подле- жащих к потреблению и ре- сурсов фактически потреб- ленных
,
Р
Р
П
ф п
где Рп – ресурсы, под- леж. к потреблению,
Рф– ресурсы факт. по- требленные
89
Таблица 19
Показатели сервисности логистической системы предприятия
№ Пока- затель
Определение
Метод расчета
Формула
6
Уро- вень логи- стиче- ского сервиса
Какое количе- ство услуг предоставляет- ся предприя- тию из общего фонда
Отношение фактически предоставленных услуг к теоретически возможному предоставлению услуг
,
t t
n
1
i i
n
1
i i
где η – уровень обслу- живания, процентов; n–
факт. кол-во оказ. услуг; n – количество услуг, ко- торое теор. может быть оказано; ti – время на выполнение i-й услуги
7
Произ- води- тель- ность
Величина, рав- ная среднему объему про- дукции или стоимости продукции, де- ленному на ед. ресурсов
Соотношение количества готовой продукции и за- трат на выпуск соответ- ствующей продукции, а также сопоставление объ- ема обслуж. потребителей с величиной затраченных ресурсов
,
Р
V
П
затр об
T
где Vоб–объем обслужи- вания потребителей,
Рзатр– затраченные ре- сурсы
8
Доста- точ- ность
Степень удо- влетворения потребности
Отношение располагаемо- го количества к преду- сматриваемой потребности
,
П
П
Д
пред расп
где Прасп – распол. ко- личество,
Ппред
–
предусм. потребность
9
Готов- ность к по- ставке
Основной по- казатель опре- деляется либо как готовность удовл. заказов потребит, либо как готовность к поставке а) Отношение числа выпол. заказов к общему количе- ству заказов б)отношение объема по- ставок в количест. выра- жении к заказ. объему в) отклонение стоимости поставленных изделий к общей стоимости заказа
,
V
V
Д
заказ поставок
где Vпоставок – объем поставок в количествен- ном выражении, Vзаказ – заказанный объем, вы- раженный в процентах
10
-
Ошиб- ки в по- ставках
Оценка каче- ства поставок
Доля ошибок равна числу неправильных поставок к общему числу поставок
%
100
П
П
П
общие ые неправильн ошибок
где Пнеправильные – по- ставки неправильные,
Побщие – поставки об- щие
90
Таблица 20
Показатели динамизма логистической системы предприятия
№ Показатель Определение
Метод расчета
Формула
11 Генезис си- стемы
Характеризует результатив- ность договор- ной деятельно- сти
Отношение отказа количества заказан- ных договоров к ко- личеству предприя- тий, сотрудничаю- щих с организацией
,
КД
КД
Г
сотруд отказа системы
где КДотказа -кол. заказ. договоров от- каз.; КДсотруд – кол. заказ. договоров
12 Уровень конкуренто- способно- сти
Сравнение по- ложения пред- приятия с по- ложением его конкурентов
Отношение доли за- трат на логистику в общем обороте ка- питала фирмы к ана- логичным показате- лям конкурентов
,
Д
Д
У
злконкур злфирмы к
где Дзлфирмы – доля затрат на логистику в капитале фирмы;
Дзлконкур - доля за- трат на логистику в капитале конкурен- тов
13 Объем ин- формации логистиче- ского обес- печения
Готовность предоставить информацию о деятельности логистической системы в лю- бой момент времени а)Время, которое необходимо для предост. информа- ции; б)Отношение време- ни на обработку ин- формации в пред. периоде к времени в текущем периоде
,
Т
Т
V
текущ пред и
где Тпред – время на обработку информа- ции в пред. Периоде;
Ттекущ - время на обработку информа- ции в тек. периоде
14 Продолжи- тельность оборота ак- тивов
Период време- ни, за который количество ма- териалов будет исчерпано полностью
Отношение времени к скорости оборота запасов
,
V
Т
Об з
прод
где Т– продолж. пе- риода, за который опред. показатели в днях;
Vз – скорость оборо- та запасов
15 Темп роста материаль- ного оборо- та активов
Увеличение материального оборота акти- вов на пред- приятии
Отношение измене- ния суммы матери- альных оборотных активов на сумму материальных обо- ротных активов на начало отчетного периода
,
С
И
Т
моа моа моа
где Имоа – измене- ние суммы мат. обо- роят активов;
Смоа- сумма мат. оборот. активов на начало периода
91
Таблица 21
Показатели экономичности логистической системы предприятия
№ Показатель Определение
Метод расчета
Формула
16 Рентабель- ность обо- ротных ак- тивов
Характеризует степень доход- ности, выгод- ности, при- быльности бизнеса
Отношение баланс. прибыли к стоимо- сти имущества, то есть сумме хоз. средств, находя- щихся в распоряж. предприятия
,
А
П
R
ср б
а
где Пб –бал. прибыль предприятия;
Аср
–
средняя величина активов за период (без учета убытков)
17 Оборачива- емость ма- териальных оборотных средств
Частота обновления за- пасов
Возврат обор. мат. средств, авансир. для создания про- дукции и чистого дохода. Измеряется временем, в течение которого соверша- ется кругооборот средств
,
о d
a t
где a – средние остатки оборотных средств; d – число дней рассматрива- емого периода; o– стои- мость реализации про- дукции
18 Затраты на связный ка- питал
Омертвление капитала в за- пасах
Величина запасов в ден. выражении умноженная на пе- риод времени, в те- чение кот. запасы будут храниться, и на процент. ставку на капитал
,
К
p t
З
З
с д
ск
где Зд – затраты в денеж- ном выражении; t –
период времени, в тече- ние которого запасы бу- дут храниться;
Pc–
процент. Ставка; К – ка- питал
19 Доля затрат на логисти- ку в оборо- те предпри- ятия
Под затратами на логистику подразумева- ется сумма всех затрат, связанных с местом выпол. операций логи- стик
Затраты на логисти- ку, отнесенные к обороту, умножен- ные на 100 %
,
%
100
а
З
Д
л зл
где Зл – затраты на логи- стику предприятия; a - средние остатки оборот- ных средств
20 Материало- емкость
Характеризует величину ма- териальных за- трат, приходя- щихся на один рубль
Материалоемкость
(m) равна фактиче- ским мат. затратам предприятия, при- ход на 1 руб. тов. продукции
,
Q
С
m t
m
где
m
C
–затраты на мате- риалы;
t
Q
–объем произ- водства
92
Представленные в табл. 4 – 7 показатели являются базой для ответа на вопрос о достижении логистической службой предприятия целей своей дея- тельности, другими словами, представленные показатели комплексно оценива- ют логистическое управление на предприятии.
Для принятия решения о логистической деятельности, для формирования выводов о существующей ситуации необходимо представить данные в нагляд- ной форме и сравнить их с информацией о целях логистики предприятия, т.е. выбрать метод диагностики логистической деятельности.
Задача. Проведите диагностику логистической деятельности строитель- ной компании «Спецмонтаж». Строительно-производственное предприятие
«Спецмонтаж» является обществом с ограниченной ответственностью (далее товарищество) с уставным капиталом 100 000 руб., создано в соответствии с за- коном РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» для органи- зации предпринимательской деятельности и получении прибыли.
Решение. Показатели логистической системы предприятия СПП
«Спецмонтаж» для построения модели диагностики логистической системы предприятия сведены в табл. 22.
Таблица 22
Показатели логистической системы предприятия
№ п/
п
Результатив- ность
№ п/п
Сервисность
№ п/п
Динамизм
№ п/
п
Эконо-мичность
1 по данным предприятия о характеристике по плану (16 000) и харак- теристике по факту (64 000):
16000 0, 25 64000
äö
S
6 фактическое количество оказываемых услуг равно 120, а количество услуг, которое теорети- чески может быть ока- зано 200:
120 0, 6 200
11 500 – это количество заказанных договоров отказанных, 3200 – ко- личество договоров сотрудничающих равно
6000:
500 0, 08 6000
ñèñò åì û
Ã
16 балансовая прибыль предприятия равна
175 795,4, и средняя величина активов предприятия за анали- зируемый период (без учета убытков) равна
264:
175795, 4 0, 66 264000
a
R
2 по данным предприятия о количестве опозданий
(1 920) и о количестве заказов (3200):
1920 0, 6 3200
â
Ñ
7 объем обслуживания потребителей равен
264 000, а затраченные ресурсы равны 227 400:
264000 1,17 227400
Ò
Ï
12 доля затрат на логисти- ку в общем капитале фирмы равна 2000, а доля затрат на логисти- ку в общем капитале конкурентов равна
5000:
2000 0, 4 5000
ê
Ó
;
17 средние остатки обо- ротных средств равны
64 031,2, стоимость реализованной продук- ции равна 227 400:
64031, 2 0, 28 227400
t
93
Окончание табл. 22.
№ п/
п
Результатив- ность
№ п/п
Сервисность
№ п/п
Динамизм
№ п/
п
Эконо-мичность
3 общее количество ма- териала = 6640 ед., а брака 1001 ед.:
1001 0,15 6640
ì
Ñ
8 желаемый запас равен
260, предусматриваемая потребность равна 260:
260 1, 6 160
Ä
13 время на обработку информации в преды- дущее периоде равно
29, а время на обработ- ку информации в теку- щем периоде равно 50 по данным предприя- тия:
29 0,58 50
è
V
18 запасы в денежном вы- ражении равны 64 031,2, период времени в течение которого они будут храниться – 30 дней, процентная став- ка – 10 %, капитал ра- вен 100 000:
64031, 2 30 10%
1, 92 100000
ñê
Ç
4 запасы на начало пери- ода равны 260, запасы на конец периода равны
160 и делим их на ко- личество дней исследу- емого периода:
260 160 1,16 360
êñ
Ó
9 данные берем по объе- му поставок 3300 (сбыт продукции) и по зака- занному объему (при- обретение материалов):
3300 0, 99 3320
ï
Ã
14 продолжительность периода равно 360, а скорость оборота запа- сов равна 120:
360 3
120
ï ðî ä
Î á
19 затраты на логистику предприятия равны
2000 по данным пред- приятия, а средние остатки оборотных средств равны 64 031:
2000
*100%
3,12 64031, 2
çë
Ä
5 ресурсы, подлежащие к потреблению,. равны
6640 ед., а ресурсы фак- тически потребленные равны 6540 ед.:
6640 1, 01 6540
Ï
10 сбыт продукции равен
3300, а 1101 – непра- вильные поставки :
1101 0, 33 3300
î ø èáî ê
Ä
15 изменение суммы мате- риальных оборотных активов равно (1620–
1460=160), сумма мате- риальных оборотных активов на начало от- четного периода равна
1620:
160 0, 09 1620
ì î à
Ò
20 затраты на материалы равны 6540 и объем произведенной продук- ции равен 3320:
6540 1, 96 3320
m
Итак, метод диагностики логистической деятельности предприятия на ос- нове модели комплексной оценки позволяет объективно описать результаты деятельности логистической службы предприятия и выявить преимущества и(или) узкие места деятельности.
Контрольные вопросы
1. Каковы задачи финансовой логистики?
2. Какими показателями можно оценить эффективность логистической деятельности?
3. В чем отличие финансовой логистики и финансового менеджмента?
4. Почему оценка логистической деятельности выполняется в динамике показателей?
5. Как сравнить логистическую деятельность двух предприятий?
94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникин, Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин – М.: ИНФРА-М,
2000. – 352 с.
2. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика / Б.А. Аникина, А.П. Тяпухи- на.: Проспект Велби, 2009. – 234 с.
3. Аникин, Б.А. Управление цепями поставок. Теория и практика /под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной – М.: проспект, 2011. – 216 с.
4. Бауэрокс, Д. Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. – 2-е изд./ Пер. с англ./ Доналд Дж. Бауэрокс, Дейвид Дж. Клосс – М.: Олимп-
Бизнес, 2005. – 640 с.
5. Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учебное пособие. / А.М. Га- джинский – М.: ИВЦ Маркетинг, 2001. – 124 с.
6. Голдсби, Т. Бережливое производство и 6 сигм в логистике: Руковод- ство по оптимизации логистичесих процесов / Т. Голдсби, Р. Мартиченко; пе- ревел с англ. Т.О. Ежов – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. – 416 с.
7. Казарновский,
А.С.
Эволюция концепций логистики
/
А.С.Казарновский, Д.Т.Новиков, О.Д. Проценко // Российское предпринима- тельство. – 2003. – № 8 (44). – C. 42-45.
8. Лофберг, С. Концепция общей логистики / С. Лофберг // Логистика. –
1998. – №4. – С. 18–19.
9. Лукинский, В.С. Модели и методы теории логистики: Учебное посо- бие / В.С. Лукинский – СПб.: Питер, 2003.– 176 с.
10. Миротин, Л.Б. Основы логистики: Учеб. пособие / Гордон М.П., Сер- геев В.И., Под ред. Л.Б. Миротина – М.: ИНФРА-М, 1999. – 269 с.
11. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие / Л.Б.Миротин, Ы.Э. Ташбаев– М.:
ИНФРА-М, 2003. – 252 с.
12. Ременников, В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное по- собие для вузов / В.Б. Ременников– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 374 с.
13. Сергеева, В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / В.И. Сергеева
–
Инфра-М, Издательский дом, 2005.
–
126 с.
14. Смехов, А.А. Введение в логистику / А.А Смехов. – М.: Транспорт,
1993. – 112 с.
15. Тряпухин, А.П. Вновь о терминологии логистики и не только…/ А.П.
Тряпухин // Логистика – 2005. – №1. – С. 19–20.
16. Шиндина, Т.А. Основы диагностики логистической деятельности предприятия. Монография / Т.А. Шиндина – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006.
– 82 с.
17. Шиндина, Т.А. Логистика в строительстве. Учебное пособие / Т.А.
Шиндина, Е.А. Козлова – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 144 с.
Определение
оптимальной
партии
доставки
Задача
Фирма
«Гранд» потребляет в год
1000000м² плитки. Поставщик плитки представляет следующий прайс-лист:
Если размер партии
от
1 м² до 5000 м²
, то цена составляет
0,04 $ за 1 м²
Если размер партии
от 5001 м² до 10000 м²
, то цена составляет
0,03 $ за 1 м²
Если размер партии
больше чем 10000 м²
, то цена составляет
0,02 $ за 1 м²