Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
Рис. 17. Матрица АВС–ХУZ
Управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным техноло- гиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки). Планирование запасов по материальным позициям, входящим в группы СХ, CY и CZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с ежене- дельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе.
Контрольные вопросы
1. Каковы задачи склада?
2. В чем особенность и универсальность правила Парето?
3. В чем заключается формальность алгоритма АВС?
4. Какие причины влияют на выбор метода определения месторасполо- жения склада?
5. Какие виды складов Вы знаете?
6. В чем особенность грузовой единицы?
42
4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Современная закупочная логистика основана на методах снабжения.
Снабжение производства — это система управления материальными потоками в процессе обеспечения строительного объекта материальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью.
4.1. Задачи и методы снабжения
Любое предприятие, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изде- лий народного потребления. Служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой материалов.
Для снабжения производства используется ряд методов:
трехуровневое планирование (на первом осуществляется программное планирование, на втором – распределение материалов, и на третьем – управле- ние закупками);
снабжение оптимальной партией (через равные промежутки времени при- возится материал);
метод «канбан» (учитывает потребность, исходящую из конечного мон- тажа);
метод «точно в срок» (с существенным сокращением запасов);
снабжение по запросам (при типовые контрактах с поставщиками на дли- тельный период данные о фактической потребности запрашиваются на основа- нии поэтапного уточнения);
метод прогнозных показателей (спрос на большие партии закупок форми- руется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводит- ся в соответствии со спросом);
другие методы, представляющие собой смешанные формы вышеперечис- ленных вариантов организации снабжения строительного объекта.
Выбор метода снабжения зависит от характеристик материала, состава комплектующих изделий, требуемых для предприятия. Закупка материалов при этом может осуществляться: мелкими партиями или оптом; единоразово или регулярно; ежемесячно по котировочным ведомостям или по мере необхо- димости; с формированием запаса или немедленной отправкой в производство.
К задачам службы снабжения производства относят:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе опре- деления потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов, устанавить требова- ния к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок.
43 2. Исследование рынка закупок. Его начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных по- ставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рын- кам, провести предварительную оценку всех возможных источников закупае- мых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, со- здание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договор- ных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения форми- руют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, раз- работку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки ма- териальных ресурсов.
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок явля- ется контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Кон- троль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количе- ство ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ре- сурсов.
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной дея- тельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбы- том, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта спе- цифическая задача закупочной логистики решается, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, эко- номики, техники и технологии.
4.2. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике
Широкое распространение в процессе управления снабжением получил метод, который основан на решении в закупочной логистике так называемой
«задачи МОВ» (в англоязычной литературе – Make-or-Buy Problem) – задача
«сделать и купить».
В закупочной логистике к задаче типа «сделать или купить» относится принятие одного из двух альтернативных решений: самостоятельно формиро- вать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя; закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разу-
44 крупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух аль- тернативных решений – делать комплектующий изделия самим, если это в принципе возможно, или же покупать комплектующие.
В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование реше- ния проблемы о степени использования в производственном процессе соб- ственных средств производства. Решения принимаются как относительно ис- пользования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, тех- ника, оборудование), так и относительно использования собственных предме- тов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, ком- плектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплек- тующих изделий.
Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи
МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованно- го решения необходимо сравнить расходы на собственное производство мате- риалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.
Задача. Комбинат ЖБИ, специализирующийся на производстве кон- струкций мостовых опор и сотрудничает с компаниями, расположенными на территории России у которых закупает арматурные изделия. Для снабжения производства можно закупить арматуру у поставщиков или изготовить само- стоятельно, запустив дополнительную производственную операцию. Стоимость дополнительного развития производства 200 тыс. руб. Производство одной де- тали на собственном производстве обойдется фирме в 28 руб., а покупка обой- дется в 53 руб.
Определите потребность производства, при которой фирме будет безраз- лично сделать материал самим или купить.
Решение.
Составим уравнение затрат на продукцию в справой части запишем за- траты на собственное производство материалов , а в левой запишем затраты на приобретение материалов.
200 000 + 28*q = 53*q
Решение уравнения покажет нам грузооборот безразличия.
Q = 200 000 / (53-28) = 8 000 единиц.
Рис. 18. Графическое решение задачи «сделать или купить»
45
4.3. Задача выбора поставщика
Выбор поставщика материальных ресурсов в строительстве является очень важным вопросом, так как, с одной стороны, материалы должны удовле- творять требованиям технологии производства работа, с другой стороны долж- ны быть удобны в доставке на объект и быть экономически целесообразными исходя из цены строительного подряда.
Перечислим и охарактеризуем основные этапы выбора поставщика.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использова- ны следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенци- альных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, поз- воляющих осуществить отбор поставщиков. Основными критериями принято считать качество, стоимость и надежность поставок. К дополнительным крите- риям можно отнести: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполне- ния текущих и экстренных заказов; организацию управления качеством у по- ставщика; финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика су- щественное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным дого- ворам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Рейтинг поставщика – это средневзвешенная оценка поставщика по набору критериев.
Задача. Проведите выбор поставщика строительных материалов если на рынке существуют две фирмы (А и В), производящие одну и ту же продукцию одинакового качества.
Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потре- бителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А – 500 км, до фирмы В – 300 км). Однако материал, поставляемый фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет матери- ал в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км – 0,5 условных денежных единиц за километр
(у.д.е./км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 у.д.е./км. Время выгрузки пакетированного груза – 30 мин, непа- кетированного – 10 ч. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки – 6 у.д.е.
46
Решение. Определим суммарные затраты на доставку материалов от по- ставшиков А и В. Результаты расчетов сводим в табл. 8.
Таблица 8
Калькуляция расходов на доставку материалов
Наименование показателя Фирма А
Фирма В
Транспортные расходы
0,5 у.д.е./км
500 км =
= 250 у.д.е.
0,7 у.д.е./км
300 км = 210 у.д.е.
Расходы на разгрузочные работы
6 у.д.е.
0,5 ч = 3 у.д.е. 6 у.д.е./ч • 10 ч – 60 у.д.е.
Всего расходов
253 у.д.е.
270 у.д.е.
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А.
Таким образом, продукцию выгоднее закупать у поставщика А, посколь- ку это дает экономию в сумме 17 у.д.е. в расчете на одну поставку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
4.4. Анализ обеспеченности производственной программы матери-
альными ресурсами
При анализе использования материальных ресурсов прежде всего прове- ряют правильность и обоснованность составления плана материально- технического снабжения (МТС) и его выполнение по объему, номенклатуре, срокам.
Потребность в поставках МТС определяется на основе производственной программы и обоснованных норм по направлениям:
потребность на программу планируемого периода;
запас материалов на конец планируемого периода, необходимый для бесперебойной работы в будущем;
ожидаемый остаток на начало планируемого периода;
количество и стоимость материалов, которые должны быть получены от поставщиков.
Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия явля- ется полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (MPi) ис- точниками покрытия (Ui): MPi = ∑Ui .
К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использо- вание вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрика- тов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно- технического прогресса.
К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.
47
Степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах догово- рами на их поставку оценивается с помощью следующих показателей:
1. Коэффициент обеспеченности по плану ь
потребност
Плановая договорам м
заключенны по ресурсов ых материальн
Стоимость
К
пл об
(13)
2. Коэффициент обеспеченности фактический ь
потребност
Плановая ресурсов ых материальн ых поставленн фактически
Стоимость
К
ф об
(14)
Анализ данных коэффициентов проводится по каждому виду материалов
(табл. 9).
Таблица 9
Анализ выполнения плана МТС
Вид матери- алов
Потребность по плану
Вклю- чено в план
МТС
От- кло- не- ние
За- клю- чено дого- во- ров
От- кло- не- ние
Процент реали- зации заявок на вы- полне- ние про- граммы на ре- монт- но- эксплу- таци- онные нужды на по- полне- ние за- пасов
1 2
3 4
5 6
7
А
При анализе плана МТС проверяется качество полученных от поставщи- ков материалов, соответствие их стандартам ТУ, условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.
Особое внимание при анализе уделяется выполнению плана МТС по сро- кам поставки материальных ресурсов или ритмичности поставок.
Для оценки ритмичности поставок используются показатели:
1. Коэффициент неравномерности поставок материалов:
,
f f
)
100
х
(
К
2
i нер
(15) где xi –процент выполнения плана поставки по периодам (дням, декадам, меся- цам); f – план поставки за те же периоды.