Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эпштейн, М.Н.Постмодерн в России. Литература и теория / М.Н. Эпштейн. – М.: Изд-во Р.Эллинина, 2000. – 368 с.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
-
«Другая проза» и ее место в литературном процессе 1980-х – начала 1990-х годов (на примере произведений по выбору студента). -
Постмодернизм в русской литературе. -
Проблема автора в литературе неомодернизма. -
Массовая литература как феномен современного литературного процесса. -
Образ советской действительности в романе Е.Попова «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину». -
Композиция цикла рассказов З. Прилепина «Грех». -
Смысл заглавия цикла рассказов М. Веллера «Легенды Невского проспекты». -
Мотив масочности и карнавальности в поэме Вен.Ерофеева «Москва – Петушки». -
Автор и герой в романе В. Аксенова «Москва-ква-ква». -
Поэтика сюжета одного из рассказов Т. Толстой (на примере одного произведения по выбору студента). -
Нравственная проблематика в творчестве В. Крупина (на примере одного произведения по выбору студента) -
Пародия и ее функции в романе Саши Соколова «Школа для дураков». -
Особенности пространственно - временной организации повести В. Пелевина «Затворник и Шестипалый». -
Поэтика сюжета одного из рассказов Л. Петрушевской (по выбору студента). -
Стилевые особенности прозы В.Сорокина (на примере одного произведения по выбору студента). -
«Женская проза» Л. Улицкой (на материале одного произведения по выбору студента). -
Способы изображения внутреннего мира человека в прозе А. Битова (на примере одного произведения по выбору студента). -
Эстетическое значение прозы Б. Екимова. -
Телесные метафоры политических и исторических конфликтов в российской литературе 1990-х. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный». -
«Лирический автобиографизм» и «филологическая проза». Книга М. Гаспарова «Записи и выписки». -
Повести и романы Михаила Шишкина: традиции и новаторство («Всех ожидает одна ночь», «Взятие Измаила», «Венерин волос»). -
Постмодернистская игровая стилизация детектива: Б. Акунин. -
Роман О. Сивуна «Бренд» и его социокультурное значение. -
Антиутопия 2000-х годов: романы А. Иванова.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема. Тему для контрольной работы студент либо выбирает из предложенного списка, либо формулирует самостоятельно, согласуя ее при этом с преподавателем. Выполняя контрольную работу, важно обратить внимание на следующие ключевые моменты:
1) что представляет собой современный литературный процесс в целом;
2) каково место данного автора в современном литературном процессе;
3) как идеи и концепции современного искусства повлияли на творчество данного автора;
4) в какой мере они определяют его поэтику (на примере одного произведений).
Все термины и понятия, которыми оперирует студент в своей контрольной работе, обязательно должны быть объяснены. Цитаты следует снабдить ссылками с указанием на источник.
Структура. Контрольная работа должна состоять из введения, где формулируется та специальная проблема, которой посвящена эта работа; основной части, где общие вопросы рассматриваются уже на конкретном литературном материале; заключения, представляющего собственные наблюдения, собственные выводы из проделанной работы.
Оформление. Контрольная работа включает титульный лист, содержание, список литературы, составленный должным образом (в алфавитном порядке и с соблюдением рубрик – художественная литература, справочная, научная и т.д.).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный
университет»
Рабочая программа дисциплины (модуля)
СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (ПРАКТИКУМ)
Направление подготовки
032700 Филология
Профиль подготовки
Преподавание филологических дисциплин
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Хабаровск,
2012
Пояснительная записка
Курс «Современный литературный процесс (практикум)» завершает курс истории русской литературы. Курс включает сведения о развитии русской литературы конца XX – начала XXI века. В задачу курса входит понимание эволюции реалистических, постмодернистских и других художественно-стилевых направлений и поэтики русской литературы конца XX – начала XXI века. Интенсивная смена идейных, эстетических парадигм, возникновение огромного спектра разнообразных художественных течений, направлений, а также методов работы отдельных творцов,
создающих новые поэтические системы, вызвали необходимость структурировать этот художественный материал, выявить в нем типологические особенности и отразить картину эволюции русской литературы.
-
Цели освоения дисциплины
Изучение дисциплины является необходимым звеном в профессиональной подготовке специалиста-филолога и учителя русского языка. Оно предполагает ознакомление студентов с основными событиями современного литературного процесса, развития литературы в конце 20 - начале 21 века, выявления ведущих тенденций и основных закономерностей развития отечественной литературы на современном этапе.
-
Место дисциплины в структуре ООП
Курс призван интегрировать в сознании студентов не только проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин: курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, политологии на современном этапе их изучения.
-
Структура и содержание модулей дисциплины
3.1 Название, цель и содержание модуля
Модуль 1. Общая характеристика современного литературного процесса
Цель – познакомить студентов со сложным процессом развития русской литературы на современном этапе.
Содержание:
Курс на перестройку, демократизацию и гласность в общественной жизни.
Новые формы литературной жизни: ослабление влияния союза писателей, реформирование издательского дела, организация новых журналов, литературно-художественных сборников.
Начало процесса воссоединения литературы ХХ века: снятие цензурных запретов с книг А. Ахматовой, М. Горького и др.; возвращение на родину произведений авторов, оказавшихся за границей: В. Набокова, А. Солженицына и др.
Многостороннее и глубокое исследование прошлого и настоящего страны, анализ внутреннего мира человека на переломных этапах истории России. Трагедия русской деревни в ХХ веке – Б. Можаев, В. Белов, С. Антонов, повести и рассказы В. Тендрякова. Процессы коллективизации в современной прозе.
Новые аспекты в изображении Великой Отечественной войны в романах В. Гроссмана, В. Астафьева, Г. Владимова и др. Афганская тема в творчестве С. Алексиевич, О. Ермакова и др. Мирные будни армии в изображении Ю. Полякова, С. Каледина. Повести и романы об эпохе сталинских репрессий, ГУЛАГе. Человек и тоталитарный режим – А. Солженицын, А. Приставкин, А. Жигулин, Ю. Домбровский, В. Шаламов и др.
Жанр антиутопии в современной прозе – В. Аксенов, А. Кабаков, Л. Петрушевская, В. Войнович и др. Усиление тенденций к фантастически-гротесковому изображению действительности.
Проза русской эмиграции третьей волны – В. Войнович, С. Довлатов, С. Соколов и др. Ирония и сарказм.
Постмодернизм в современной прозе. Эстетические принципы т.н. «другой прозы», литературы «новой волны», литературы андерграунда – Вен. Ерофеев, С. Соколов, В. Пелевин, В. Пьецух, Л. Петрушевская и др. Сатира и парадокс, гротеск и абсурд, символ и фантастика, ирония и пародия. Использование элементов авангардизма, сюрреализма, натурализма, экспрессионизма и др.
Модуль 2. Поэзия, драматургия, критика последних десятилетий.
Цель – сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений стилевых поисков в контексте русской культуры постмодернизма.
Содержание:
Традиции русской классики в поэзии Д. Самойлова, Ю. Кузнецова, Б. Чичибабина и др. Различные ветви постмодернистской поэзии – И. Жданов, О. Седакова и др.; Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др. Поэзия нобелевского лауреата (1987) И. Бродского: сложное переплетение религиозных, богоборческих мотивов, традиционного и авангардного начала в его поэтике, «трагическая ирония» и т.д. Поиски в области стихотворной формы А.Вознесенского, Д. Пригова и др.
«Новая волна» в драматургии – А. Галин, Л. Петрушевская. Поиски нового сценического языка, рождения новой авангардной драмы (сб. «Восемь нехороших пьес»). Сарказм и гротеск в современной драматургии – «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (1985) Вен. Ерофеева и др.
Школы и направления развития русской критики конца 20 – начала 21 века.
3.2. Номера компетенций, развиваемых, в результате освоения данных модулей, перечень Знаний, Умений, Навыков.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- темы и сюжеты рекомендованных художественных произведений;
- идейно-художественные особенности классических текстов;
- хронологию жизни и творчества изучаемых авторов;
- особенности литературных направлений и течений ХХ века ;
- основные понятия и термины, употребляемые при анализе художественных произведений и литературного процесса в целом.
УМЕТЬ:
- анализировать произведения искусства с точки зрения композиционной организации формы и содержания, стиля;
- понимать историко-литературное значение произведений русской литературы ХХ века и потенциала их «актуализации» в современную эпоху;
- использовать литературоведческую терминологию при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом;
- использовать полученные знания для развития творческого потенциала;
ВЛАДЕТЬ:
- навыками конспектирования необходимой литературы, формирования индивидуального отношения к тексту;
- навыками анализа произведений литературы в единстве формы и содержания, исходя из представлений о жанре и природе художественного творчества;
- грамотной речью и эрудицией в вопросах теории и истории литературы;
- навыками применения полученных знаний в самостоятельной работе по углублению и расширению представления о литературе рассматриваемого периода.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – Филология:
а) общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-5, ОК-8.
б) профессиональные (ПК): ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11.
-
Общая трудоемкость в ЗЕ – 2 (72 ч.) -
Виды контрольных заданий и стоимость в баллах
-
Знание стихотворений современных поэтов наизусть. -
Контрольная работа (тест) по основным проблемам развития русской литературы конца 20-начала 21 веков. -
Виды самостоятельной работы. -
Зачет.
-
Данные модули изучаются в 8 семестре. -
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах
№ п/п | Модуль дисциплины | Семестр | Трудоемкость в часах | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Промежуточный, итоговый контроль (виды контрольных заданий) | ||
| | | | Л | ПЗ | СР | |
1 | Общая характеристика современного литературного процесса | 8 | 48 | | 24 | 24 | Чтение наизусть, контрольная работа, самостоятельная работа. |
2 | Поэзия, драматургия, критика последних десятилетий. | 8 | 24 | | 12 | 12 | Чтение наизусть, контрольная работа, самостоятельная работа. |
| Итого | | 72 | | 36 | 36 | Зачет - 36 |