Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С тех пор Лева раз или два в месяц приезжал в Хорошую, и вскоре в деревне все к этому привыкли: гости вносили оживление в их однообразную жизнь. Дедушка Вася нашел себе новых слушателей, западные интеллектуалы засыпали его вопросами, и Тезкин даже отошел на второй план. Деревня питалась заморскими яствами, пребывала в возбуждении, а потом «тойота» увозила туристов обратно в туманную даль, в аэропорт «Шереметьево-2» и оттуда по всему свету. И казалось им сном, что где-то в громадной стране, медведем нависшей на карте над хрупкой и трепетной Европой, затерялась деревенька, не зависящая от мировых катаклизмов и живущая собственной жизнью по одной ей ведомым законам.

<…>

Жизнь была спокойной и безыскусной, ничто не тревожило и не смущало его снов. Казалось, о чем еще мог мечтать человек в это время, как не о таком домике на берегу реки, какие еще претензии к миру он мог иметь, но странные мысли бродили в тезкинской голове.

До утра горел в избушке свет. Философ мой опять взялся за книги, читал ветхозаветных пророков и Апокалипсис, послание апостола Павла и сочинения преподобного Ефрема Сирина, тревожно расхаживал по светелке, чертил таблицы, что-то считал и день ото дня становился все более угрюмым и рассеянным. Порой он беседовал с дедом Васей на библейские темы, выспрашивал его о преданиях темной старины и пророчествах раскольников, с которыми сорок лет назад непокорный единоличник сплавлял лес по Енисею. И чем мрачнее становилось его лицо. тем озабоченней глядели на него жители деревни, но, как помочь своему ученому соседу, по простоте душевной не знали, сокрушенно вздыхали вослед и поминали в доходчивых старческих молитвах перед непроданными дедовскими образами.

Тезкин не веселел даже в те дни, когда приезжал Лева, хотя честно выполнял все неписаные условия их договора: готовил баню, стол, развлекал гостей ученой беседой. Однако все это он делал с принуждением, и лишь некоторая присущая нашим западным благодетелям душевная нечуткость уберегала эти туры от разлада. Голдовский меж тем сделал Тезкину рекламу, присочинив, что его товарищ в годы застоя сильно пострадал от тоталитарной системы, был исключен из университета и провел несколько лет в ссылке на Севере, а толчком к этому послужило знакомство с политзаключенными в забайкальских лагерях, где он работал охранником и отказался нести службу. Он снял видеофильм о деревеньке и предлагал Тезкину опубликовать в России или на Западе выдержки из его глобального труда. Но, ему на удивление, Тезкин отказался. Он довольно хмуро заявил, что все это уже не имеет никакого значения, а то, что он действительно хотел бы опубликовать, публиковать никто не станет, да если бы и стал, ничего бы это не изменило.


— Почему? — весело спросил Лева.

Бизнесмен был в прекрасном расположении духа. Дела его шли отменно. Удалось заключить несколько очень выгодных контрактов, снять помещение под офис, купить новый компьютер и мебель, и не в последнюю очередь благодаря посиделкам в деревне. Но что Лев не мог понять совершенно и что мучило его, отравляя вкус успеха, — так это, как относится к нему сам хозяин дома, согласен ли он с его главным тезисом, с тем, что они делают в высшей степени духовное и необходимое дело — показывают Западу настоящую Россию, не расписные арбатские матрешки а-ля Мишка Горбачев, не самовары и не псевдооренбургские платки, а Россию стариков и старух, Россию странных людей, равнодушных к деньгам и наживе.

Тезкин с ним не спорил, но и не соглашался, и Лева не мог взять в толк, то ли друг его презирает, то ли просто над ним смеется. Когда, немного смущенный, он предложил своему компаньону поделиться прибылью от варяжских вояжей — а это была довольно приличная сумма, — Тезкин отказался. Он не то чтоб великодушно отмахнулся, а только побледнел, и на лице у него появилось мучительное выражение.

— Мне теперь эти деньги не нужны, — сказал он с нежностью и печалью в голосе.

— Да брось ты! — возразил Лева. — Сейчас не нужны, потом потребуются — не век же ты собрался здесь торчать. Или, хочешь, давай церковь здесь построим.

— Поздно уже. Лева, — проговорил Тезкин тихо.

— Что поздно? — не понял Голдовский.

Разговор этот происходил в Рождественскую ночь. Западные профессора — это была очень серьезная группа из Германии — напившись водки и томимые своими западными снами, мирно почивали на русской печи, а друзья вышли на улицу, где в безумной красоте сияли над землею звезды и среди них та первая, что возвестила о рождении Младенца.

<…>

Лева …негромко сказал:

— Все напрасно, брат.

— Почему? — снова не понял Голдовский.

— Потому что уже настали последние времена.

— Конец света, что ли, грядет? — спросил гость игриво и безмятежно.

— Да, — произнес хозяин.

— Саня, милый, — засмеялся Голдовский, — то-то я смотрю, ты сам на себя не похож. Конец света уже столько раз объявляли и он столько раз не наступал, что, ей-Богу, скучно об этом говорить, а тем более в такую ночь. Пойдем-ка лучше выпьем водки и ляжем спать.

— Он не наступал, — проговорил Тезкин замогильным голосом, — потому что недоставало всех примет. Но теперь они уже явлены, и антихрист живет среди людей.



Голдовский вздрогнул.

— Ну и когда же наступит твой конец света? Или, быть может, это произойдет, как в том анекдоте, в одной отдельно взятой стране? — Он хотел спросить насмешливо, но получилось нервически, и звезды, почудилось ему, замерцали тревожно и грозно.

— Это произойдет ровно через три месяца, весною, и Пасха в этот год не наступит.

— Саша, — сказал Голдовский сердито, — я понимаю, что смутные времена порождают массу лживых прорицателей и шаманов, но видеть тебя среди них — это, извини, какая-то глупость.

Он сухо попрощался и ушел спать. Ночь сразу же потеряла для него все очарование, и удовольствие от поездки оказалось напрочь испорченным, ибо, сколь ни было нелепым это заявление, слишком большую власть имел над Голдовским Тезкин и просто так отмахнуться от него Лева не мог.

Сон оставил его, и до утра он со страхом слушал, как воет поднявшийся за окном ветер и наносит на дорогах сугробы. Неслыханная тоска, сродни той, что испытал он в раннем детстве, впервые узнав, что люди умирают, снова сковала его душу, и он почувствовал себя растерянным и беззащитным, точно исчез порожек, за которым находился дом, и остался лишь мир, подвластный ветру и неведомой злой воле. «Все это наши глупые российские штучки, без которых мы никак не можем обойтись. Но лучше б ничего этого он мне не говорил», — подумал Голдовский, и спокойно раскинувшиеся во сне, не ведавшие страха клиенты вызвали у него зависть и неприязнь.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Многие современные критики и литературоведы говорят о том, что в творчестве Варламова появляется особый тип героя – герой-«мытарь», в котором переплетаются черты образов «лишнего человека» и «неофита». С помощью выборки соответствующих цитат из романа и их анализа охарактеризуйте внутренний мир Саши Тезкина. Вписывается ли герой Варламова в ряд традиционных для русской литературы «лишних людей»? Обоснуйте свой ответ.

2. Согласно концепции Т.А. Федоровой, в романе ярко проявляется противопоставление «бытового» и «бытийного» пространства. «В «бытийном» пространстве развивается лейтмотив всей прозы А. Варламова – противопоставление деревни (с ее картинами природы, хронотопом весны или осени, вечера или раннего утра, «звездного неба», «лесного озера», традициями изображения деревенского быта) и города как средоточия зла и ненависти, а также обнаруживается оппозиция персонажей динамических (героев пути) персонажам статическим (героям быта). «Бытийное» пространство, в котором находятся герои пути, отражает духовное пространство человека, жизнь души, духа, высших устремлений. Не зря А. Варламов так подробно описывает процесс накопления нравственных, духовных познаний и открытий своих персонажей»
56. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте анализом соответствующих мест романа.

3. Какие образы-символы характерны для художественного пространства романа? Приведите примеры.

4. Приведите примеры разных вариантов введения мотивов одиночества и скитальчества в текст романа. Для чего они нужны?

5. Проанализируйте отношение романа «Лох» к жанровой, стилевой традиции. Согласны ли Вы с мнениями ряда современных исследователей?

1) Андрей Немзер:

«Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку», ненавязчивая, но ощутимая символика (часто религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма», – говорит о писателе»57.

2. Т.А. Федорова

«Своеобразие художественного метода А. Варламова определяется как взаимодействие художественных принципов реалистической и мифологической систем. Художественный мир в малой прозе писателя характеризуется наложением социально-психологического плана изображения действительности на мифологический, связанный с христианским мировидением»58

3. Ю.А. Счастливцева:

«Реалистическая доминанта творческого метода А. Варламова формируется вокруг характерной для классической литературы проблематики: ответственности интеллигенции за социально-культурную динамику, особой роли деревенского уклада в сохранении традиционных ценностей, опасности нравственной деградации российского общества. Реалистический принцип отражения жизни в прозе А. Варламова опирается на соответствующие принципы миромоделирования (жизнеподобные формы), художественного обобщения (типизация) и эстетической оценки (наличие эстетического идеала). Изображение современной действительности в художественном мире писателя соответствует принципу исторической объективности и достоверности. В повествование включаются многочисленные детали, приметы времени, узнаваемые события «перестроечного» периода. Принцип типизации реализуется при создании образа современного интеллигента, «нового лишнего». Эстетический идеал А. Варламова задан писателями «деревенской прозы» и связан с идеей гармоничного и полного деревенского бытия»
59.
Литература

Басинский, П.В. Варламов А. Здравствуй, князь! Сентиментальная история [рецензия] / П.В. Басинский // Литературная газета. – 1992. – 11 ноября (№ 46). – С. 4.

Басинский, П. Проза современного русского реализма / П. Басинский // Литература. – 1996. – №5. 

Варламов, А.Н. Главное для меня – мотив судьбы: интервью с писателем Алексеем Варламовым / беседовала Ольга Антонова // Книжное обозрение. 03.09.2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.big­book.ru/smi/detail.php?ID=3253.

Ермошина Г.Г. Ностальгия по несостоявшемуся / Г.Г. Ермошина // Знамя. – 2001. – № 3. – С. 221.

Касаткина, Т. Подростковый период / Т. Касаткина // Новый мир. – 1999. – №11. 

Минералов, Ю.И. Символический реализм / Ю. Минералов // Минералов Ю. И. История русской литературы. 90-е годы XX века. – М., 2002.

Мокроусов, А. Бунин, Трифонов, Варламов... / А. Мокроусов // Огонек. – 1993. – №36.

Немзер, А. И правильный, и молодой / А. Немзер // Время новостей. 07.03.2006. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vrem­ya.ru/2006/39/10/146976.html.

Немзер, А.С. Упражнение № 76. Местоимения / А.С. Немзер // Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – С. 78.

Славецкий, Вл. Элизиум теней // Новый мир. – 1998. – №11. 

Счастливцева, Ю.А. Проза А. Варламова 1980–1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие: дисс…к.филол.н. – Магнитогорск, 2007.

Федорова, Т.А. Поэтика прозы Алексея Варламова: дисс…к. филол. н. – Астрахань, 2012.

Щеглова, Е. Мелодия человечности // Вопросы литературы. – 1995. – №3