Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Толстая находит сюжетную ситуацию, которая становится метафорой постмодернистской интертекстуальности, демонстрирует ее разрушительные для культуры последствия. Бенедикт, ставший обладателем несметных сокровищ – библиотеки уцелевших после Взрыва книг, собранных его тестем Кудеяром Кудеяровичем, - пытается их как-то систематизировать (т.е. найти некоторую альтернативу нарушенным культурным связям, если не обрести прежнюю культурную опосредованность, то по крайней мере чем-то ее заменить). Он расставляет их по формату, по цвету, но в конце концов приходит к алфавитному порядку, который тоже его не спасает, ибо не создает даже представления о литературной иерархии, о культурной истории, о содержательной стороне. Книга им воспринимается именно как текст – точно как французскими структуралистами. Как бы сбываются в реальности постулаты теоретиков постмодерна: есть лишь текст, не обладающий смыслом; смысл сообщает ему читатель.

Но увы, Бенедикт не может сообщит никакого смысла прочитанным строчкам. Странная любовь, страсть к книге заставляет его забыть все человеческие отношения, предать все и всех – собственную жену Олечку, тестя, товарищей и бывших сослуживцев – и даже Никиту Иваныча и Льва Львовича, живших еще до взрыва и обретших после него странное свойство не стареть и не умирать. Они-то и предстают у Толстой обладателями истинного понимания культуры, ее вымирающими носителями.

В сущности, и сюжет романа, и судьба Бенедикта, и пожар, поглотивший поселение, стоящее на месте Москвы, есть реализованная метафора бесконечного тупика, в который заводит литературу постмодернизм. Т.Толстая, построив роман, казалось бы, по всем прописанным принципам постмодернистской эстетики, произвела удивительную подмену, просто поменяв местами субъект и объект: объектом постмодернистской деконструкции стал сам постмодернизм, его базисные эстетические принципы! Это привело к тому, что от концепта смерти Автора не осталось и следа: скриптор, приходящий, по мысли Р.Барта, на смену автору, стал персонажем романа, предстал Федором Кузьмичем, правителем Федора Кузьмичска, и подвергся в этом качестве тотальной деконструкции, предстал во всем своем убожестве и нищете. Читатель, якобы приходящий на смену автору и имеющий право на любую интерпретацию текста, оказался наивным и беспомощным Бенедиктом, не способным осознать и толику той культуры, с которой столкнулся. Заключительная сцена романа иронично воспроизводит постулат рождения читателя-постмодерниста – и обнаруживает тщетность его
усилий прочесть как книжный текст, так и события своей собственной жизни»86.
ЛИТЕРАТУРА

Александров, А. На исходе реальности / А. Александров // Грани. –1993. – № 168. – С. 302–313.

Анастасьева, И. «Смех ценится другого», или Грустный юмор Н. Тэффи и Т. Толстой / И. Анастасьева // Вестник Московского университета. – 2002. – № 3.

Бабенко, Н. Читая «Кысь» Т. Толстой как эпикриз культурного одичания / Н. Бабенко // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. – Калининград, 2002.

Белова, Е. A.C. Пушкин в художественной рецепции Т. Толстой /Е. Белова // Пушкинский сборник к 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. – Вильнюс, 1999. – С. 168–177.

Беневоленская, Н.П. Лингвистический анализ рассказа Т. Толстой «Поэт и муза» / Н.П. Беневоленская // Вестник ЛГУ. – Сер.2. История, языкознание, литературоведение. – 1990. – Вып. З. – С. 125–127.

Богданова, О.В., Смирнова, М.В. Интертекст в рассказах Т. Толстой / О.В. Богданова, М.В. Смирнова // Мир русского слова. – СПб., 2002. – № 3. –С. 81-85.

 Большакова, А.Ю. Руссская литература второй половины XX века как проблема / А.Ю. Большакова // Традиции русской классики XX века и современность. Материалы международной научной конференции 14–15 ноября 2002 года. – М., 2002. – С. 204– 206.

Боровиков, С. Татьянин день / С. Боровиков // Знамя. – 2003. – №3. – С. 227–228.

Вайль, П., Генис, А. Городок в табакерке: Проза Т. Толстой / П. Вайль, А. Генис // Звезда. – 1990. – №8. – С. 147–150.

Генис, А. Беседа восьмая: Рисунок на полях. Т. Толстая / А. Генис // Звезда. – 1997. – №9. – С. 228–230.

Генис, А. Обживая хаос: Русская литература в конце XX века / А. Генис // Континет. – 1997. – №94. – С.277–295.

Гощило, Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / Е. Гощило. – Екатеринбург, 2000. – 249 с.

Грекова, И. Расточительность таланта / И. Грекова // Новый мир. – 1988. – № 1. – С.252–256.

Давыдова, Т.Т. Роман Т. Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование / Т.Т. Давыдова //Русская словесность. – 2000. – № 6. – С. 25–32.

Дарк, О. Женские антиномии / О. Дарк // Дружба народов. – 1991. – № 4. – С. 257–259.

Десятов, В.В. Ленин наоборот (Набоковские цитаты и приемы в рассказе Т. Толстой «Сюжет») / В.В. Десятов // Культура и текст: Миф и мифопоэтика. – СПб., 2004. – С. 236–240.

Ефимова, Н. Мотив игры в произведениях Л. Петрушевской и Т. Толстой / Н. Ефимова// Вестник МГУ. – Сер.9 Филология. – 1998. – №3. –С. 60–71.

Жолковский, А.К. В минус первом и минус втором зеркале / А.К. Жолковский // Литературное обозрение. – 1995. – № 6. – С. 25–41.



Захарова, Е.А., Некрасова, И.В. Принцип контраста в рассказах Татьяны Толстой / Е.А. Захарова, И.В. Некрасова// Третий Толстой и его семья в русской литературе: Сб. научных статей. – Самара, 2003. – С. 247–251.

Золотоносов, М. Татьянин день / М. Золотоносов // Молодые о молодых. – М., 1984. –С. 105–118.

Иванова, Н. «И птицу паулин изрубить на каклеты» / Н. Иванова // Иванова Н. Скрытый сюжет. – СПб.: Блиц. 2003. – С. 471–475.

Казарина, Т.В. Татьяна Толстая. Мудрость глупцов, или лечение сказкой / Т.В. Казарина // Современная отечественная проза: уч. пособие. — Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. С. 167176.

Кузьменко, О. Пушкин в пространстве повести Т. Толстой «Лимпопо» / О. Кузьменко // А.С. Пушкин и русская литература: Материалы научной конференции «Всероссийский праздник русского языка, приуроченный к пушкинским дням». – М., 2004.

Линъянь Чжан. Художественный мир в рассказе «Ночь» Т. Толстой / Чжан Линъянь // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М., 2003. – С. 197–202.

Липовецкий, М. «Свободы черная работа»: Об «артистической прозе» нового поколения / М. Липовецкий // Вопросы литературы. – 1989. – № 9. – С. 7–17.

Любезная, Е. Авторские жанры в художественной публицистике и прозе Татьяны Толстой: автореф. дисс… к. филол.н. / Е. Любезная. – Тамбов, 2006.

Люй Цзиюн Поэтико-философское своеобразие рассказов Татьяны Толстой (На материале сборника «Ночь»): автореф. дисс… к.филол.н. – Тамбов, 2005. – 23 с.

Михайлов, А. О рассказах Т. Толстой / А. Михайлов // Толстая Т. На золотом крыльце сидели. – М., 1987.

Мелешко, Т.А. Современная отечественная женская проза: Проблемы поэтики в тендерном аспекте / Т.А. Мелешко. – Кемерово, 2001. С. 47– 56.

Михайлов, А. О рассказах Т. Толстой / А. Михайлов // Толстая Т. На золотом крыльце сидели. – М.: Молодая гвардия, 1987. – С. 187–190.

Муравьева, И. Два имени / И. Муравьева // Грани. – 1989. – № 152. – С. 99– 133.

Невзглядова, Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Т. Толстой / Е. Невзглядова // Аврора. – 1986. – № 10. – С. 111– 120.

Некрасова, Т. Гласность: Наступление на систему // Литературный Киргизстан. – 1989. – №3. – С. 126–132.

Неминущий, А.Н. Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой / А.Н. Неминущий // Актуальные проблемы литературы. Комментарий к XX веку: материалы международной конференции, Светлогорск 25–28 сентября 2000. – Калининград, 2001. – С. 120– 125.

Непомнящая, К. Т. Толстая: Текст семьи и семья в тексте / К. Непоянящая // Семейные узы. – М., 2004. – Кн. 2. – С. 211– 225.


Переяслов, H. Жизнь после взрыва / Н. Перяслов // Литературная газета. – 2001. – 24-30 октября. – С. 7.

Песоцкая, С.А. Художественный мир современного писателя и проблема коммуникации «писатель - читатель» (на материале рассказов Т. Толстой) / С.А. Песоцкая // Коммуникативные аспекты языка и культуры. – Томск, 2001. – С. 256– 261.

Пискунова, С., Пискунов, В. Уроки зазеркалья / С. Пискунова, В. Пискунов // Октябрь. – 1988. – № 8. – С. 188–198.

Попова, И.М. Концепт безбоагодатности в рассказах Татьяны Толстой / И.М. Попова // Фундаментальные и прикладные исследования: сб. трудов XI научной конференции ТГТУ. В 2-х ч. – Ч. 2. – Тамбов: ТГТУ, 2006. – С. 279–286.

Попова, И.М. Миф об утерянном рае в современной женской прозе (Т. Толстая, JI. Улицкая, М. Вишневецкая) / И.М. Попова // Художественный текст и культура. Материалы международной научной конференции. – Владимир: ВлГПУ, 2006. – С. 226–232.

Прохорова Т.Г. Пушкинские реминисценции в творчестве Т. j Толстой // Ученые записки Казанского государственногоуниверситета. Казань, 1998. Т. 136. С. 89-96.

Прохорова, Т.Г. Стилевой гротеск Т. Толстой (на материале рассказа «Ночь») / Т.Г. Прохорова // Международные Бодуэновские чтения: традиции и материалы. –Казань, 2003. – С. 176–178.

Ремизова, M. GRANDES DAMES прошедшего сезона: Заметки о литературных премиях / М. Ремизова // Континент. – 2002. – № 112. – С. 396–405.

Ролл, С. Писание как прохождение в другую реальность (Интервью с Т. Толстой) / С. Ролл // Ролл С. Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками. – М., 1998.

Рыжова, О. Дачница из литературного шоу / О. Рыжова // Литературная газета. – 2004. – № 19. – С. 11.

Славникова, О. Пушкин с маленькой буквы / О. Славникова // Новый мир. – 2001. – № 3. – С. 178–183.

Фрикке, Я.А. Тендерный «взгляд» на языковую личность в I пространстве дихотомии «автор персонаж» (на материале рассказа Т. Толстой «Сомнамбула в тумане») / Я.А. Фрикке // Стилистика и культура речи. – Пятигорск, 2001. – С. 226–234.

Ханссон, Й. Творчество Т. Толстой в контексте литературных течений XX–XXI вв. / Й. Ханссон // XX век: Проза. Поэзия. Критика. – М., 2003. – С. 168–175.

Цзиюн, Л. Поэтико-филофоское своеобразие рассказов Т. Толстой (на материале сборника «Ночь»): дисс. . канд. филол. Наук / Л. Дзиюн. –Тамбов, 2005.

Цуркан, В.В. Игровое начало в творчестве Татьяны Толстой// Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. Сборник докладов международной научной конференции (Магнитогорск 12-14 ноября 2003 года) / В.В. Цуркан. – Магнитогорск. Изд-во Ма Гу, 2003. –С. 486–491.

Чубарова, В. Дилогия С. Т. Аксакова и «Кысь» Т. Толстой как явления до- и постлетературной эпохи / В. Чубарова // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. – М., 2002.


Шафранская, Э.Ф. Роман Т.Толстой «Кысь» глазами учителя и ученика. Мифологическая концепция романа / Э.Ф. Шафранская // Русская словесность. – 2002. –№1. – С. 36–41.

Шишкова, Р. Ничьи бабушки на золотом крыльце / Р. Шишкова // Континент. – 1988. – №56. – С. 392–402.

Щедрина, Н. Структурные особенности романа Т. Толстой «Кысь» / Н. Щедрина // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. – М., 2002.
Л.Е. Улицкая

У лицкая, Людмила Евгеньевна (р. 1943) — российская писательница.

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья.

Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили за перепечатку самиздата в семидесятом году. С тех пор Улицкая, по ее собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Настоящую популярность Л. Улицкой принесли повесть «Сонечка» (1992) и роман «Медея и ее дети» (1996), вошедшие в шорт-лист Букеровской премии.
Автор книг


  • «Второе Лицо», сборник рассказов.

  • «Сквозная Линия», повесть.

  • «Первые и последние», сборник рассказов.

  • «Истории про зверей и людей», сборник рассказов.

  • «Искусство жить», сборник рассказов.

  • 1993 – «Бедные родственники», сборник рассказов.

  • 1995 – «Сонечка», повесть.

  • 1996 – «Медея и её дети», семейная хроника.

  • 1997 – «Весёлые похороны», повесть.

  • 2001 – «Казус Кукоцкого», роман.

  • 2002 – «Девочки», сборник рассказов.

  • 2003 – «Искренне ваш Шурик», роман.

  • 2005 – «Люди нашего царя», сборник рассказов.

  • 2006 – «Даниэль Штайн, переводчик», роман.

  • 2008 – «Русское варенье и другое», сборник пьес.

  • 2011 – «Зелёный шатер», роман.

  • 2012 – «Священный мусор», сборник рассказов и эссе.