ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 817
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Цели:учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Кто смог разгадать ребус на полях?
— С какого выражения вы начали решение? (Со второго.)
— Чему равен круг? Как вы находили? (120 + 40= 160.)
— Чему равен треугольник? (380 - 160 = 220.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам
— Реши уравнения.
65-х = 75:15
х + 420 = 1200 - 550
х- 16 =102: 6
2. Индивидуальная работа у доски
— Вычисли удобным способом.
23 + 24 + 25 + 26 + 27 36 + 25 + 64+100 + 75
— Составь программу действий.
(а: Ь — с) • d+ k- m:na: b — с- (d + к- т) :п
3. Устный счет Игра «Кто быстрее»
(Учащиеся устно решают цепочки примеров. Ученик, первым выполнивший вычисления, записывает ответ на доске.)
Ответы: 75, 180.
4. Работа над задачами
— Составьте задачу по выражению 60 : 2. Варианты задач
• Маме 60 лет, ее дочь в 2 раза моложе. Сколько лет дочери?
• Бабушке 60 лет, внуку 2 года. Во сколько раз бабушка старше внука?
• Купили 60 саженцев роз. Половину из них посадили в парке. Сколько роз посадили в парке?
• Сколько тетрадей по 2 руб. можно купить на 60 руб.? И т. д.
5. Решение уравнений
— Решите уравнения, в которых неизвестно вычитаемое.
х-39 = 73 24-х=16
93-х = 63-25 х + 430 = 867
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
IV. Самоопределение к деятельности
(У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.)
— Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
— Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)
— Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см.)
— Как вы определили? (20: 4 = 5(см).)
— Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
— Напишите на каждой доле ее длину. Чему равна длина двух таких долей? (10 см.)
— Как вы узнали? (
Число 5повторяется 2раза: 5- 2 = 10(см).)
— Чему равна длина трех таких долей? (15 см.)
— Как вы узнали? (Число 5повторяется Зраза: 5 • 3 = 15(см).)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 64. Ответьте на вопросы, выполните задания.
— Что находили в первом действии? (Сколько сантиметров в одной пятой доле.)
— Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей.)
№291 (с. 64).
— Прочитайте задачу.
— Как вы думаете, что мы будем находить в первом действии? (Длину одной части.)
— Как найти длину одной части? (60:6, так как доли шестые.)
— Что вы будете находить во втором действии? (Длину пяти таких долей.)
— Как найти длину пяти долей? (10-5, так как число повторяется 5 раз.)
— Запишите решение задачи по действиям с пояснением. №293 (с. 64).
— Прочитайте задачу.
— Сколько вопросов поставлено к одному условию? Сколько здесь задач? (Две.)
— Заполните таблицу к первой задаче и решите ее. (Ученик, решивший задачу первым, записывает решение
на доске. Проверка.)
Решение: 36 : (21 : 7) = 12 (дн.).
Ответ: 36 кг масла хватит на 12 дней.
— Чем отличается вторая задача? (Расход масла за один день
неодинаковый, он увеличивается на 1 кг.) (Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.)
— Сколько знаков вопроса? Сколько действий будет в решении задачи? (Три.)
(Те, кто знает, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, с остальными работает учитель.)
— На какой вопрос мы можем ответить? (Первоначальный расход масла за день: 21: 7 = 3 (кг).)
— На какой вопрос будем отвечать дальше? (Какой расход масла стал: 3 + 1 = 4 (кг).)
— Как ответить на главный вопрос задачи? (36: 4= 9(дн.).)
VI. Физкультминутка
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
VII. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 8(с. 54). (Самостоятельное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы и объясняют решение.)
№9 (с. 54). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 64). Вариант 1 - первый квадрат, вариант 2 — второй квадрат. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как найти несколько долей числа?
— С какими заданиями вы сегодня легко справились?
— Какие задания вызвали затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 292, 294, задания на полях (с. 64).
_______________________________
Тема: Решение задач
Цели:развивать умение решать задачи на нахождение нескольких долей целого; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
- Запишите цифрами числа.
• Шесть тысяч триста восемьдесят шесть. (6386.)
• Семь миллионов двести пятьдесят четыре тысячи сорок восемь. (7254 048.)
• Пятнадцать миллионов две тысячи триста двадцать. (15002320.)
• Двести четырнадцать миллионов пятьдесят шесть. (214000056.)
• Шесть миллиардов четыре миллиона семь. (6 004 000 007.)
- Увеличьте каждое число на 7000.
(13 386, 7 261 048, 15 009 320, 214 007056, 6 004 007 007.)
- Уменьшите каждое из полученных чисел на 200. (13 186, 7 260 848, 15 009 120, 214 006 856, 6 004 006 807.)
2. Индивидуальная работа у доски
- Найди площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см. Чему равны две третьих его площади?
Решение
1) 4 • 6 = 24 (см2) - площадь;
2) 24 : 3 = 8 (см2) — третья часть площади;
3) 8 • 2 = 16 (см2) - две третьих площади.
3. Устный счет
- Заполните таблицу.
- Найдите значения только тех выражений, в которых первое действие деление.
45 : (13 - 8) + 89 64 • (16 : 8) - 8
100-50: 10-(12-6) 64:8-16:8
15 • (15 : 5): 9 0 : 5 • 567 + 5
— Найдите:
• пятую долю от числа 55 (11);
• две пятых доли числа 55 (22);
• шестую долю числа 12 (2);
• три шестых доли числа 12 (6);
• десятую долю числа 1000 (100);
• семь десятых долей числа 1000 (700). (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово.
15:3+12+ 4-7 (Л) 15 : 3 + (12 + 4) • 7(0)
15 : (3 + 12) + 4 • 7 (И) (15 : 3 + 12 + 4) • 7 (Д)
Ответ: доли.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на нахождение доли числа.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику №296 (с. 65).
— Прочитайте задание. Рассмотрите чертежи.
— Как узнать, какую часть отрезка АВ составляет отрезок CD? (Посмотреть, сколько отрезков CD укладывается в отрезке АВ.)
— Ответьте на вопрос. (Отрезок CD составляет третью часть отрезка АВ, так как содержится в нем Зраза.)
— Какую часть отрезка АВ составляет отрезок МК! (Четыре шестых.)
№297(с. 65). — Прочитайте задание.
— Как вы понимаете слова «длина восьмой части составляет 8 мм»? (Отрезок разделен на 8 частей, и каждая из них длиной 8 мм.)
— Как найти длину отрезка? (8мм • 8 = 64мм = 6 см 4мм.)
№ 298 (с. 65). — Прочитайте задания.
— Назовите формулу площади прямоугольника. (S= а • Ь.)
— Найдите площадь прямоугольника ABCD. (6-2= 12 (см2).)
— На сколько треугольников разделен прямоугольник? (Да 12.)
— Чему равна площадь одного треугольника? (12:12 = 1 (см2).)
— Можно ли вычислить площадь закрашенной фигуры по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)
— Как можно вычислить площадь закрашенной части? (1-5 = = 5 (см2).)
— Какими способами можно найти площадь незакрашенной части прямоугольника?
Решение
Первый способ: 1-7 = 7 (см2).
Второй способ: 12 — 5 = 7 (см2).
№299 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Сделаем схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили? (5мотков по 56м.)
— Отметьте это на схеме.
— Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых части.)
— Отметьте это на схеме.
- Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?
- Как узнать, сколько метров провода осталось?
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)
1) Сколько метров провода купили?
2) Сколько метров составляют седьмую часть всего провода?
3) Сколько метров в двух седьмых частях?
4) Сколько метров осталось? Решение
1)56•5 = 280(м) — купили;
2) 280 : 7 = 40 (м) - одна седьмая часть всего провода;
3) 40 • 2 = 80 (м) - две седьмых части;
4) 280 - 80 = 200 (м).
Ответ: осталось 200 м провода. (Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади! (Шаги на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №300 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Какая краткая запись подходит к задаче? (Таблица.) 140
Сложение и вычитание
— Что такое производительность? (Работа, которую выполняют за единицу времени.)
— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Цели:учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Кто смог разгадать ребус на полях?
— С какого выражения вы начали решение? (Со второго.)
— Чему равен круг? Как вы находили? (120 + 40= 160.)
— Чему равен треугольник? (380 - 160 = 220.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам
— Реши уравнения.
65-х = 75:15
х + 420 = 1200 - 550
х- 16 =102: 6
2. Индивидуальная работа у доски
— Вычисли удобным способом.
23 + 24 + 25 + 26 + 27 36 + 25 + 64+100 + 75
— Составь программу действий.
(а: Ь — с) • d+ k- m:na: b — с- (d + к- т) :п
3. Устный счет Игра «Кто быстрее»
(Учащиеся устно решают цепочки примеров. Ученик, первым выполнивший вычисления, записывает ответ на доске.)
Ответы: 75, 180.
4. Работа над задачами
— Составьте задачу по выражению 60 : 2. Варианты задач
• Маме 60 лет, ее дочь в 2 раза моложе. Сколько лет дочери?
• Бабушке 60 лет, внуку 2 года. Во сколько раз бабушка старше внука?
• Купили 60 саженцев роз. Половину из них посадили в парке. Сколько роз посадили в парке?
• Сколько тетрадей по 2 руб. можно купить на 60 руб.? И т. д.
5. Решение уравнений
— Решите уравнения, в которых неизвестно вычитаемое.
х-39 = 73 24-х=16
93-х = 63-25 х + 430 = 867
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
IV. Самоопределение к деятельности
(У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.)
— Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
— Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)
— Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см.)
— Как вы определили? (20: 4 = 5(см).)
— Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
— Напишите на каждой доле ее длину. Чему равна длина двух таких долей? (10 см.)
— Как вы узнали? (
Число 5повторяется 2раза: 5- 2 = 10(см).)
— Чему равна длина трех таких долей? (15 см.)
— Как вы узнали? (Число 5повторяется Зраза: 5 • 3 = 15(см).)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 64. Ответьте на вопросы, выполните задания.
— Что находили в первом действии? (Сколько сантиметров в одной пятой доле.)
— Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей.)
№291 (с. 64).
— Прочитайте задачу.
— Как вы думаете, что мы будем находить в первом действии? (Длину одной части.)
— Как найти длину одной части? (60:6, так как доли шестые.)
— Что вы будете находить во втором действии? (Длину пяти таких долей.)
— Как найти длину пяти долей? (10-5, так как число повторяется 5 раз.)
— Запишите решение задачи по действиям с пояснением. №293 (с. 64).
— Прочитайте задачу.
— Сколько вопросов поставлено к одному условию? Сколько здесь задач? (Две.)
— Заполните таблицу к первой задаче и решите ее. (Ученик, решивший задачу первым, записывает решение
на доске. Проверка.)
Расход масла за один день | Количество дней | Общий расход масла |
? (одинаковый) | 7 | 21кг |
| ? | 36 кг |
Решение: 36 : (21 : 7) = 12 (дн.).
Ответ: 36 кг масла хватит на 12 дней.
— Чем отличается вторая задача? (Расход масла за один день
неодинаковый, он увеличивается на 1 кг.) (Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.)
Расход масла за один день | Количество дней | Общий расход масла |
? | 7 | 21кг |
?, на 1 кг > | ? | 36 кг |
— Сколько знаков вопроса? Сколько действий будет в решении задачи? (Три.)
(Те, кто знает, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, с остальными работает учитель.)
— На какой вопрос мы можем ответить? (Первоначальный расход масла за день: 21: 7 = 3 (кг).)
— На какой вопрос будем отвечать дальше? (Какой расход масла стал: 3 + 1 = 4 (кг).)
— Как ответить на главный вопрос задачи? (36: 4= 9(дн.).)
VI. Физкультминутка
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
VII. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 8(с. 54). (Самостоятельное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы и объясняют решение.)
№9 (с. 54). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 64). Вариант 1 - первый квадрат, вариант 2 — второй квадрат. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как найти несколько долей числа?
— С какими заданиями вы сегодня легко справились?
— Какие задания вызвали затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 292, 294, задания на полях (с. 64).
_______________________________
Тема: Решение задач
Цели:развивать умение решать задачи на нахождение нескольких долей целого; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
- Запишите цифрами числа.
• Шесть тысяч триста восемьдесят шесть. (6386.)
• Семь миллионов двести пятьдесят четыре тысячи сорок восемь. (7254 048.)
• Пятнадцать миллионов две тысячи триста двадцать. (15002320.)
• Двести четырнадцать миллионов пятьдесят шесть. (214000056.)
• Шесть миллиардов четыре миллиона семь. (6 004 000 007.)
- Увеличьте каждое число на 7000.
(13 386, 7 261 048, 15 009 320, 214 007056, 6 004 007 007.)
- Уменьшите каждое из полученных чисел на 200. (13 186, 7 260 848, 15 009 120, 214 006 856, 6 004 006 807.)
2. Индивидуальная работа у доски
- Найди площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см. Чему равны две третьих его площади?
Решение
1) 4 • 6 = 24 (см2) - площадь;
2) 24 : 3 = 8 (см2) — третья часть площади;
3) 8 • 2 = 16 (см2) - две третьих площади.
3. Устный счет
- Заполните таблицу.
Слагаемое | 63:7 | 45-2 | | 500:10 | 720: 80 | 889 |
Слагаемое | 87 | | 320:8 | 500:5 | | |
Сумма | | 160 | 220 | | 16 | 1000 |
- Найдите значения только тех выражений, в которых первое действие деление.
45 : (13 - 8) + 89 64 • (16 : 8) - 8
100-50: 10-(12-6) 64:8-16:8
15 • (15 : 5): 9 0 : 5 • 567 + 5
— Найдите:
• пятую долю от числа 55 (11);
• две пятых доли числа 55 (22);
• шестую долю числа 12 (2);
• три шестых доли числа 12 (6);
• десятую долю числа 1000 (100);
• семь десятых долей числа 1000 (700). (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово.
15:3+12+ 4-7 (Л) 15 : 3 + (12 + 4) • 7(0)
15 : (3 + 12) + 4 • 7 (И) (15 : 3 + 12 + 4) • 7 (Д)
Ответ: доли.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на нахождение доли числа.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику №296 (с. 65).
— Прочитайте задание. Рассмотрите чертежи.
— Как узнать, какую часть отрезка АВ составляет отрезок CD? (Посмотреть, сколько отрезков CD укладывается в отрезке АВ.)
— Ответьте на вопрос. (Отрезок CD составляет третью часть отрезка АВ, так как содержится в нем Зраза.)
— Какую часть отрезка АВ составляет отрезок МК! (Четыре шестых.)
№297(с. 65). — Прочитайте задание.
— Как вы понимаете слова «длина восьмой части составляет 8 мм»? (Отрезок разделен на 8 частей, и каждая из них длиной 8 мм.)
— Как найти длину отрезка? (8мм • 8 = 64мм = 6 см 4мм.)
№ 298 (с. 65). — Прочитайте задания.
— Назовите формулу площади прямоугольника. (S= а • Ь.)
— Найдите площадь прямоугольника ABCD. (6-2= 12 (см2).)
— На сколько треугольников разделен прямоугольник? (Да 12.)
— Чему равна площадь одного треугольника? (12:12 = 1 (см2).)
— Можно ли вычислить площадь закрашенной фигуры по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)
— Как можно вычислить площадь закрашенной части? (1-5 = = 5 (см2).)
— Какими способами можно найти площадь незакрашенной части прямоугольника?
Решение
Первый способ: 1-7 = 7 (см2).
Второй способ: 12 — 5 = 7 (см2).
№299 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Сделаем схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили? (5мотков по 56м.)
— Отметьте это на схеме.
— Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых части.)
— Отметьте это на схеме.
- Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?
- Как узнать, сколько метров провода осталось?
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)
1) Сколько метров провода купили?
2) Сколько метров составляют седьмую часть всего провода?
3) Сколько метров в двух седьмых частях?
4) Сколько метров осталось? Решение
1)56•5 = 280(м) — купили;
2) 280 : 7 = 40 (м) - одна седьмая часть всего провода;
3) 40 • 2 = 80 (м) - две седьмых части;
4) 280 - 80 = 200 (м).
Ответ: осталось 200 м провода. (Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади! (Шаги на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №300 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Какая краткая запись подходит к задаче? (Таблица.) 140
Сложение и вычитание
— Что такое производительность? (Работа, которую выполняют за единицу времени.)
— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)