ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 823
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так проворны наши руки —
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад —
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №158 (с. 44).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие? (Сделать чертеж.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Что известно в задаче? Что нужно найти?
— Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)
— Как мы узнаем скорость второго самолета? (Из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.)
Решение
1) 270 : 10 = 27 (км/мин) - скорость удаления;
2) 27-15 = 12 (км/мин).
Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.
— Составьте обратные задачи и решите любую из них. (Три ученика, решавшие разные задачи, записывают решения
на доске. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить №154 (с. 44).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 44). Взаимопроверка.) Ответы: 1786, 7304, 174.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?
— Какие задачи мы решали сегодня?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 159 (с. 44).
___________________________
Тема: Письменное умножение на двузначное число
Цели: закреплять умение выполнять письменное умножение на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Лабиринт»
- Пройдите через трое ворот так, чтобы произведение соответствующих чисел равнялось числу, записанному в центре.
2. Работа над задачами
- Запишите ответы долями.
• Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года?
• В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна неделя?
• Мама купила 1 м тесьмы. На отделку кармана она истратила 50 см. Какую часть тесьмы истратила мама?
• Масса мешка картофеля 50 кг. Какая это часть центнера?
• Семья уезжает к морю на месяц. Какую часть года семья отдыхает у моря?
3. Логическая задача
Кондуктор в трамвае за рейс продал 12 билетов. Номер следующего из оставшихся билетов 328 353. Сколько «счастливых» билетов продал кондуктор? («Счастливым» считается билет, суммы трех первых и трех последних цифр которого равны.) (Один билет № 328346.)
III. Самоопределение к деятельности
— Найдите ошибки в решении примеров столбиком. (Работа в парах. Примеры даны на карточках.)
х38 х57 х96 х49
46 82 54 34
228 114 384 196
152 456 480
380 5674 4184
— Какие ошибки вы нашли? (Примерный ответ. В первом примере второе неполное произведение надо начинать писать под десятками. Во втором примере к числу тысяч ошибочно прибавили 1. В третьем примере, наоборот, забыли прибавить единицу к числу тысяч. В четвертом примере не нашли второе неполное произведение.)
— Как избежать подобных ошибок в вычислениях? (Работать по алгоритму.)
— Расскажите друг другу алгоритм письменного умножения на двузначное число.
— Решите примеры правильно. (Взаимооценка.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число, поупражняться в вычислениях с использованием этого алгоритма.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите примеры рядом с красной чертой на с. 45.
— Объясните, как выполнено умножение.
№ 161(с. 45).(Первые три столбика — коллективно, с комментированием у доски, последний столбик - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
№ 162 (с. 45).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)
— Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых, костюмы, детские пальто.)
— Сколько строк будет в таблице? (Три.)
— Что обозначает число 12? (Сколько ткани экономили при раскрое пальто.)
Что обозначает число 13? (Сколько ткани экономили при раскрое костюма.) Сколько раскроили пальто и костюмов?
| Экономия при раскрое одной вещи | Количество вещей | Общая экономия | |
Пальто для взрослых | 12 см | 96 | ? | } |
Костюмы | 13 см | 96 | ? | |
Детские пальто | По 2 м на 1 пальто | ? | | |
— Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэкономили на костюмах и на пальто.)
— Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? (Это вся сэкономленная ткань.)
— Сколько ткани пошло на одно пальто?
— Запишите решение задачи по действиям с пояснением. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение
1) 12 • 96 = 1152 (см) — сэкономили при раскрое пальто;
2) 13 • 96 = 1248 (см) — сэкономили при раскрое костюмов;
3) 1152 + 1248 = 2400 (см) - общая экономия;
4) 24 : 2 = 12 (п.).
Ответ: можно сшить 12 детских пальто.
V. Физкультминутка
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.(Потягивания — руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.(Потягивания —руки в стороны.)
Мы ее не будем трогать —
Обожглись уже немного.(Потягивания —руки вперед.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№163 (с. 45).
— Прочитайте задачу.
— Сделаем схематический чертеж.
— Что примем за целый отрезок? (Общее число квартир.)
— Сколько всего квартир было в доме? (20 • 16.)
— Какого вида были квартиры в доме? (Однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные.)
— Обозначьте над каждым отрезком количество квартир.
— Решите задачу самостоятельно. (Проверка, самооценка.)
Решение
1) 20 • 16 = 320 (к.) - всего;
2) 320 - 27 - 54 = 239 (к.).
Ответ: в доме 239 трехкомнатных квартир.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 165 (с. 45).)
№167 (с. 45).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
Ответы
х = 2400 х = 1 х = 260
х = 3 х = 1 у = 300
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 45). Самопроверка по образцу.) Ответы: 4437, 55 776.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм вы учились применять сегодня на уроке?
- Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?
- При решении каких задач вы использовали полученные знания?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 159 (с. 45).
_____________________________
Тема: Решение задач
Цели:познакомить с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом.)
1700 см2 = □ дм2 5м75см = □ см
9 м 3 дм = □ см 40 дм2 = □ см2
8мин20с = □ с 10т □ кг =10200кг
47 ц = □ кг 3000 см = □ м
20 мин 30 с = □ с 60 000 м = □ км
2. Работа над задачами
• Для детского сада купили 15 кукол, по 40 руб. каждая. Сколько стоят все куклы? (40 • 15 = 600(руб.).)
• 90 кроликов рассадили в 6 клеток поровну. Сколько кроликов посадили в каждую клетку? (90: 6= 15(к.).)
• Пароход двигается со средней скоростью 50 км/ч. За какое время он проплывет 300 км? (300:50 = 6 (ч).)
•
III. Самоопределение к деятельности
(К доске выходят два ученика. Учитель выдает им символические монеты на покупку тетрадей: первому ученику — 21 руб., второму- 15 руб.)
— Посчитайте, сколько тетрадей сможет купить каждый из вас, если тетрадь стоит 3 руб. (7тетрадей и 5тетрадей.)
— Как узнать, у кого из ребят больше тетрадей и на сколько? (Из большего числа вычесть меньшее: 7—5 = 2 (т.).)
— Как узнать, на сколько больше на тетради потратил второй ученик? (21 -15 = 6 (руб.).)
— Сделаем схематический чертеж к задаче.
6 руб.
— Почему второй ученик потратил на 6 руб. больше? (Он купил на 2 тетради больше. Одна тетрадь стоит 3руб., 3-2 = = (6 руб.).)
— А как, зная разницу в стоимости и в количестве товара, узнать цену? (Разницу в стоимости разделить на разницу в количестве.)
— Как вы думаете, это правило можно применять только при решении задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость» или и при решении других задач тоже? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока.