ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Познакомиться со способом решения задач нового вида.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№169 (с. 46).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)
— Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)
— Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)
— Решите задачу.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
1) 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
2) 2 • 6 = 12 (м) - ткани израсходовали на 6 плащей.
Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.
— Прочитайте задачу 2.
— Чем похожи эти задачи? (Условием.)
— Чем отличаются? (Есть дополнительные данные — длина кусков.)
— Как узнать разность в длине кусков?
— Что можно узнать потом?
— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение
1) (10 — 6): 2 = 2 (м) — ткани израсходовали на один плащ;
2)2-8= 16 (м).
Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.
— Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)
(Самооценка.)
№170 (с. 46).
— Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Выполните чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
V. Физкультминутка
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и
завести за спину, потом рывком поднять вверх.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.(Повороты туловища вправо и влево.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно
выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№172 (с. 46).(Устное выполнение.)
№171 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто
справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 - ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Решение
1) 314 • 21 - 6594 (ц) - собрали с одного участка;
2) 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;
3) 6594 + 8280 = 14 874 (ц).
Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?
- Как они называются?
- Какие вычислительные приемы мы закрепили?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание Учебник: № 173 (с. 46).
_________________________________
Тема: Решение задач
Цели: развивать умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям, геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа над задачами
• Стол имеет прямоугольную форму. Ширина стола 1 м, а длина в 2 раза больше. Найдите периметр стола. ((1 + 1-2)-2 = 6(м).)
• Длина лап кенгуру составляет одну третью часть его роста. Найдите рост кенгуру, длина лап которого составляет 60 см. (60-3 = 180(см).)
• Автобус проехал 180 км за 4 ч. За какое время проедет это расстояние автомобиль, скорость которого в 2 раза больше? (180:4-2)=2 (ч).)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№174 (с. 47).
— Прочитайте задачу 1.
— Составим таблицу. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
— Посмотрите на первую строку таблицы. Что можно узнать? (Длину зала: 300:10 = 30 (м).)
— Как связаны между собой строки? (У зала и коридора длина одинаковая.)
— Найдите ширину коридора. (120:30 = 4 (м).)
— Прочитайте задачу 2. Используя ответ первой задачи и чертеж в учебнике, решите вторую задачу.
(Проверка, самооценка.)
IV. Физкультминутка
Крутим мельницу вперед,
А потом наоборот.(Вращение прямыми руками вперед и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн.(Наклоны вперед.)
А потом назад прогнемся,
Хорошенько разомнемся.(Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.(Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.(Шаги на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули.(Сесть за парту.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№175 (с. 47).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее сделать краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Сделайте чертеж к задаче.
(Один ученик работает на откидной доске.)
— На сколько меньше времени был в воздухе первый самолет? (6-4 = 2(ч).)
— Что следует из того, что первый самолет пролетел на 1400 км меньше и продолжительность его полета на 2 ч меньше? (За 2 ч он пролетел 1400км.)
— Что мы можем теперь узнать? (Скорость самолетов: 1400:2= 700 (км/ч).)
— Как теперь узнать расстояние, которое пролетел каждый самолет? (Скорость умножить на время.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 177 (с. 47).
— Вспомните соотношения единиц площади. (Учитель закрепляет на доске таблицу.)
1 дм2 = 100 см2 1м2 =100 дм2 1см2= 100 мм2
- Выполните вычисления: вариант 1 - первый столбик, вариант 2 — второй столбик.
(Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 181 (с. 47).)
VI. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 47).
- Запишите выражения и найдите их значения. (Взаимопроверка.)
Решение
450 : 5 = 90
280 • 10 = 2800
1200 : 40 = 30
800 • 40 = 32 000
240 : 30 = 8
200 • 90 = 18 000
90 : 90 = 1
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 22 (с. 61, 62).)
VII. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли?
— Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 176 (с. 47).
________________________________
Тема: Письменное умножение на трехзначное число
Цели:познакомить с письменным приемом умножения на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
- Найдите значения выражений удобным способом.
19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81
29 + 13 + 14 + 21 + 46 + 27
25 • 3 • 2 • 8
2-17-4-5
91 + 63 + 32 + 9 + 68 +15 + 37 + 25
29 + 71 + 30 + 35 + 45
2-18-5-3
7-4-3-25
2. Работа над задачами
• Со станции одновременно в противоположных направлениях отошли автобус и машина. Скорость машины 70 км/ч, а скорость автобуса в 2 раза меньше. Через сколько часов расстояние между ними будет 525 км? (525: (70 +70:2) =5 (ч).)
• Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два крестьянина. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго - 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 5 ч? ((6 + 3)-5 = 45 (км).)
• С аэродрома вылетели в одно и то же время в противоположных направлениях два самолета. Через 3 ч расстояние между ними было 3630 км. Один из них летел со скоростью 640 км/ч. С какой скоростью летел другой самолет? (3630:3-640 = 570 (км/ч).)
— Что общего у этих задач? (Это задачи на движение в противоположных направлениях.)
— Как найти скорость удаления?
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на примеры и сравните их.
425-6
425 • 62
425 • 623
— Чем они похожи и чем отличаются? (Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении — однозначное число, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное число.)
— Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй.)
— Выполните умножение. (Два ученика работают у доски.)
— Чем отличается решение второго примера от решения первого примера?
(Во втором примере два неполных произведения.)
- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками.)
— Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три.)
— Где нужно начинать записывать третье неполное произведение? (Под сотнями.)
— Кто хочет попробовать решить пример?
(Желающий ученик выходит к доске и объясняет, как выполнить умножение. Остальные работают в тетрадях.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите, как выполнили умножение на с. 48.
— На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд.)
— На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда.)
№ 182 (с. 48).
(Примеры под цифрой 1 - коллективно, с комментированием у доски, примеры под цифрой 2 - самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища,
руки вперед, затем вверх.)
А река текла, рябила. (Повороты вправо и влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на. (Приседания.)
Эта рыба - рыбий царь, (Прыжки на месте.)
Называется «пескарь». (Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№183 (с. 48).
- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.)
— Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость, или скорость удаления.)
— Как узнать расстояние, пройденное двумя поездами за 6 ч?
— Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.)
— Как узнать общее расстояние между поездами? (Сложить расстояние, пройденное поездами, и расстояние между городами.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 50 + 75 = 125 (км/ч) - скорость удаления;
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№169 (с. 46).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)
— Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)
— Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)
— Решите задачу.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
1) 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
2) 2 • 6 = 12 (м) - ткани израсходовали на 6 плащей.
Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.
— Прочитайте задачу 2.
— Чем похожи эти задачи? (Условием.)
— Чем отличаются? (Есть дополнительные данные — длина кусков.)
— Как узнать разность в длине кусков?
— Что можно узнать потом?
— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение
1) (10 — 6): 2 = 2 (м) — ткани израсходовали на один плащ;
2)2-8= 16 (м).
Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.
— Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)
(Самооценка.)
№170 (с. 46).
— Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Выполните чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
V. Физкультминутка
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и
завести за спину, потом рывком поднять вверх.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.(Повороты туловища вправо и влево.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно
выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№172 (с. 46).(Устное выполнение.)
№171 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто
справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 - ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Решение
1) 314 • 21 - 6594 (ц) - собрали с одного участка;
2) 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;
3) 6594 + 8280 = 14 874 (ц).
Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?
- Как они называются?
- Какие вычислительные приемы мы закрепили?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание Учебник: № 173 (с. 46).
_________________________________
Тема: Решение задач
Цели: развивать умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям, геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа над задачами
• Стол имеет прямоугольную форму. Ширина стола 1 м, а длина в 2 раза больше. Найдите периметр стола. ((1 + 1-2)-2 = 6(м).)
• Длина лап кенгуру составляет одну третью часть его роста. Найдите рост кенгуру, длина лап которого составляет 60 см. (60-3 = 180(см).)
• Автобус проехал 180 км за 4 ч. За какое время проедет это расстояние автомобиль, скорость которого в 2 раза больше? (180:4-2)=2 (ч).)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№174 (с. 47).
— Прочитайте задачу 1.
— Составим таблицу. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
| Длина | Ширина | Площадь |
Зал | ? (одинаковая) | 10 м | 300 м2 |
Коридор | | ? | 120 м2 |
— Посмотрите на первую строку таблицы. Что можно узнать? (Длину зала: 300:10 = 30 (м).)
— Как связаны между собой строки? (У зала и коридора длина одинаковая.)
— Найдите ширину коридора. (120:30 = 4 (м).)
— Прочитайте задачу 2. Используя ответ первой задачи и чертеж в учебнике, решите вторую задачу.
(Проверка, самооценка.)
IV. Физкультминутка
Крутим мельницу вперед,
А потом наоборот.(Вращение прямыми руками вперед и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн.(Наклоны вперед.)
А потом назад прогнемся,
Хорошенько разомнемся.(Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.(Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.(Шаги на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули.(Сесть за парту.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№175 (с. 47).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее сделать краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Сделайте чертеж к задаче.
(Один ученик работает на откидной доске.)
— На сколько меньше времени был в воздухе первый самолет? (6-4 = 2(ч).)
— Что следует из того, что первый самолет пролетел на 1400 км меньше и продолжительность его полета на 2 ч меньше? (За 2 ч он пролетел 1400км.)
— Что мы можем теперь узнать? (Скорость самолетов: 1400:2= 700 (км/ч).)
— Как теперь узнать расстояние, которое пролетел каждый самолет? (Скорость умножить на время.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 177 (с. 47).
— Вспомните соотношения единиц площади. (Учитель закрепляет на доске таблицу.)
1 дм2 = 100 см2 1м2 =100 дм2 1см2= 100 мм2
- Выполните вычисления: вариант 1 - первый столбик, вариант 2 — второй столбик.
(Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 181 (с. 47).)
VI. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 47).
- Запишите выражения и найдите их значения. (Взаимопроверка.)
Решение
450 : 5 = 90
280 • 10 = 2800
1200 : 40 = 30
800 • 40 = 32 000
240 : 30 = 8
200 • 90 = 18 000
90 : 90 = 1
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 22 (с. 61, 62).)
VII. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли?
— Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 176 (с. 47).
________________________________
Тема: Письменное умножение на трехзначное число
Цели:познакомить с письменным приемом умножения на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
- Найдите значения выражений удобным способом.
19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81
29 + 13 + 14 + 21 + 46 + 27
25 • 3 • 2 • 8
2-17-4-5
91 + 63 + 32 + 9 + 68 +15 + 37 + 25
29 + 71 + 30 + 35 + 45
2-18-5-3
7-4-3-25
2. Работа над задачами
• Со станции одновременно в противоположных направлениях отошли автобус и машина. Скорость машины 70 км/ч, а скорость автобуса в 2 раза меньше. Через сколько часов расстояние между ними будет 525 км? (525: (70 +70:2) =5 (ч).)
• Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два крестьянина. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго - 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 5 ч? ((6 + 3)-5 = 45 (км).)
• С аэродрома вылетели в одно и то же время в противоположных направлениях два самолета. Через 3 ч расстояние между ними было 3630 км. Один из них летел со скоростью 640 км/ч. С какой скоростью летел другой самолет? (3630:3-640 = 570 (км/ч).)
— Что общего у этих задач? (Это задачи на движение в противоположных направлениях.)
— Как найти скорость удаления?
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на примеры и сравните их.
425-6
425 • 62
425 • 623
— Чем они похожи и чем отличаются? (Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении — однозначное число, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное число.)
— Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй.)
— Выполните умножение. (Два ученика работают у доски.)
— Чем отличается решение второго примера от решения первого примера?
(Во втором примере два неполных произведения.)
- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками.)
— Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три.)
— Где нужно начинать записывать третье неполное произведение? (Под сотнями.)
— Кто хочет попробовать решить пример?
(Желающий ученик выходит к доске и объясняет, как выполнить умножение. Остальные работают в тетрадях.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите, как выполнили умножение на с. 48.
— На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд.)
— На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда.)
№ 182 (с. 48).
(Примеры под цифрой 1 - коллективно, с комментированием у доски, примеры под цифрой 2 - самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища,
руки вперед, затем вверх.)
А река текла, рябила. (Повороты вправо и влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на. (Приседания.)
Эта рыба - рыбий царь, (Прыжки на месте.)
Называется «пескарь». (Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№183 (с. 48).
- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.)
— Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость, или скорость удаления.)
— Как узнать расстояние, пройденное двумя поездами за 6 ч?
— Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.)
— Как узнать общее расстояние между поездами? (Сложить расстояние, пройденное поездами, и расстояние между городами.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 50 + 75 = 125 (км/ч) - скорость удаления;