ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 827
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Сделаем рисунок к задаче.
- Сколько раз по 3 кг содержится в 15 кг подсолнечного масла?
- Сколько раз по 16 кг надо взять для получения 15 кг? Решение: 16 • (15 : 3) = 80 (кг).
Ответ: чтобы получить 15 кг подсолнечного масла, надо взять 80 кг семян подсолнечника.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задания из рабочей тетради: № 2, 3 (с. 38).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 42). Взаимопроверка.) Ответы: 1230, 480.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С каким свойством умножения вы познакомились сегодня на уроке?
- Как его можно применить?
- Какими способами можно умножить число на сумму?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
- Разобрались ли вы в ошибках, допущенных в контрольной работе?
Домашнее задание
Учебник: № 143, 145 (с. 42).
____________________________________
Тема: Умножение числа на сумму
Цели:учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика работают на откидной доске.)
1) В одной пятой тонны 2 ц.
2) В одной второй метра 500 см.
3) В одной третьей суток 8 ч.
4) В числе 1100 сто единиц I класса.
5) Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.
6) Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
7) Частное чисел 720 и 80 равно 9.
8) В одной четвертой километра 200 м.
9) В числе 3450 всего 345 десятков.
10) Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.
11) В числе 9000 девять единиц первого разряда.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11)-.
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
• Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
• Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
• Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36км.)
• В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
3 О 14 • 42 5 О 17 = 23 6 О 16 = 96
20 О 16 = 320 3 О 26 = 29 50 О 17 = 750
- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)
- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)
- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку
, если на умножение - зеленую.
- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)
- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)
- Кто может записать эти действия на доске? (Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)
- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)
- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.
№146 (с. 43).(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)
№ 147 (с. 43).(Коллективное решение примеров первого столбика.)
- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)
— Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае —распределительным, во втором — сочетательным.)
— Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)
№148 (с. 43).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на откидной доске.)
V. Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.(Движения руками как при плавании.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.(Потягивания —руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.(Шаги на месте.)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №149 (с. 43).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)
— Что обозначает число 20? (Это работа за 1ч.)
— Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)
— Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)
— Составьте таблицу.
| Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч | Время работы | Общая длина канавы | | |
Первая канава | 20 м | 10ч | ? | }' | |
Вторая канава | | 12ч | ? | |
— Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)
Решение
Первый способ: 20 • (10 + 12) = 440 (м).
Второй способ: 20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м).
Ответ: общая длина канав 440 м.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).)
№ 151, 152 (с. 43).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 43). Взаимопроверка.) Ответы: 703, 392 000, 12 109.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие математические свойства вы учились применять сегодня на уроке?
— Почему их надо различать?
— Какие задачи вы решали?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: №150, 153 (с. 43).
_
_________________________________
Тема: Письменное умножение на двузначное число
Цели: познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; составлять и решать обратные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Круговые примеры
2. Работа над задачами
— Запишите решение задач выражением.
• В древности люди считали железо драгоценным металлом. Археологи на острове Крит нашли серебряное кольцо, покрытое железом, массой 40 г. Серебро составляло девять десятых частей массы кольца. Сколько граммов железа содержало кольцо? (40:10 = 4 (г).)
• Периметр какого участка больше — квадратного участка почтальона Печкина со стороной 250 дм или прямоугольного участка дяди Федора со сторонами 20 м и 30 м?
((200 +300)-2 = 250-4.)
• Найдите площадь квадрата, периметр которого равен 3 м 20 см. ((320:4) • (320:4) = 6400 (см2).)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте выражение. 57-45
— Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы решить пример? (Распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57 •40 + 57 • 5 = 2280 + 285 = 2565.)
— Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)
— Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить умножение столбиком.)
— Кто хочет выполнить запись на доске? (Выходит желающий ученик.)
— С какого разряда начнем умножение столбиком? (С единиц.)
— Выполните умножение на единицы. Какое произведение получилось? (285.)
— Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.
— Выполните умножение на десятки. Какое произведение получилось? (2280.)
— Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи сместите влево.
— Сложите произведения.
(Учитель открывает запись на откидной доске.)
— Сравните вашу запись с записью на доске.
— Что вы заметили? (Из произведения, полученного при умножении на десятки, убрали ноль.)
— Изменился ли результат? Почему? (При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.)
— Какая запись удобнее?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Проверьте, правильно ли мы выполнили умножение столбиком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 44.
— Составьте алгоритм умножения на двузначное число. (Алгоритм учитель вывешивает на доску.)
Алгоритм умножения на двузначное число
1. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Умножаем первый множитель на число единиц.
3. Получаем первое неполное произведение.
4. Умножаем первый множитель на число десятков.
5. Начинаем записывать под десятками.
6. Получаем второе неполное произведение.
7. Складываем неполные произведения.
8. Читаем ответ.
№156 (с. 44).(Коллективное выполнение с комментированием по алгоритму.)
№ 157 (с. 44).(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка