ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для национальной экономики
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
Применительно к малому и среднему бизнесу, анализ действующей системы поддержки экспорта, проведенный автором, позволил выделить группу недостатков, не содержащихся в Концепции и отражающих потребности экспортоориентированного МСБ, в которую входят:
-
Недостаточная отраслевая проработанность мер поддержки -действующая система продвижения носит в большей степени универсальный характер, без привязки к какой-либо отрасли, в то время как каждая отрасль имеет свои специфические нормы и законы существования, а также предъявляет специфические требования как продукции/услуге, так и ко всей компании.
Отраслевая принадлежность представляет собой важный фактор развития экспорта МСБ. Одним из главных препятствий в экспортной деятельности малого и среднего бизнеса является недостаточная осведомленность о нормах, правилах и традициях работы отрасли на мировом рынке. Именно отраслевая принадлежность компании определяет вектор развития экспортной деятельности относительно выделенных четырех групп факторов формирования экспортного потенциала. Стоит так же отметить, что отраслевая принадлежность компании в конечном итоге определяет экспортную стратегию и тактику.
Стоит отметить, что в рамках РЭЦ отраслевая принадлежность начала учитываться с 2021 года при составлении Рейтинга перспективности стран, который представляет собой общий рейтинг привлекательности стран для российского экспорта с точки зрения совокупного рейтинга по пяти отраслевым направлениям: АПК, машиностроение, металлургия, химическая промышленность, лесопромышленный комплекс51. Но с нашей точки зрения, такой узкий учет отраслевой принадлежности недостаточен, так как не в полноймере соответствует интересам МСБ в плане ограничения его экспортных возможностей только кругом обозначенных отраслей.
2). Низкая систематизация предоставляемых мер поддержки в зависимости от текущего состояния компании, что приводит к хаотичному порядку предоставления мер поддержки, неполучению конкретной компанией требуемых мер поддержки; снижению/отсутствию ожидаемого результата от экспортной деятельности.
Анализ изменений, вносимых Концепцией в действующую систему поддержки экспорта, позволил сделать выводы, что данные изменения направлены на устранение первых двух групп недостатков, рассмотренных выше, но не включает меры по устранению группы недостатков, относящихся к МСБ, выделенной автором, что существенно может снизить эффективность работы системы.
В работе были предложены направления формирования и развития экспортного потенциала национальной экономики за счет активизации экспортной деятельности малого и среднего бизнеса, а также рекомендации по совершенствованию действующей системы поддержки с целью минимизации неблагоприятных последствий для реализации экспортного потенциала малого и среднего бизнеса:
1. Направления усиления отраслевого и регионального аспекта экспортного потенциала в предоставляемых мерах поддержки. С данной целью в работе были предложены рекомендации по формированию и развитию экспортного потенциала российского МСБ через совершенствование мер поддержки РЭЦ (выделено курсивом ниже при рассмотрении мер поддержки). Для этого общая задача РЭЦ, обозначенная выше, была разделена на три подзадачи:
1). Первый блок включает в себя необходимость построения системы продвижения экспорта в субъектах РФ, предусматривающей формирование единой инфраструктуры продвижения, включающей в себя существующую региональную сеть РЭЦ, центры поддержки экспорта субъектов (ЦПЭ), а также сеть партнеров, региональных представителей. В каждом регионе должен быть набор мер по развитию и поддержке экспорта, в первую очередь, для малого и среднего бизнеса.
В рамках реализации целевой модели построения региональной сети и осуществления функциональной интеграции ЦПЭ, представительства РЭЦ/территориальные управления будут наделены полномочиями по координации деятельности ЦПЭ по организации клиентской работы и предоставлению мер поддержки экспортерам.
В качестве одного из элементов региональной сети поддержки экспорта предусматривается использовать партнерскую инфраструктуру: сеть российских агентов, партнеров и региональных представителей, в роли которых могут выступать государственные институты развития, общественные организации и иные участники инфраструктуры, осуществляющее взаимодействие с представителями бизнес сообщества. В отношении малого и среднего бизнеса ЦПЭ становятся одним из основных субъектов, ответственных за предоставление нефинансовых мер поддержки экспорта, а именно:
а). Информирование и консультирование субъектов МСБ по вопросам ведения экспортной деятельности, в том числе с привлечением внешних экспертов.
б). Подготовка и перевод на иностранные языки презентационных материалов и иных материалов в электронном и печатном виде по запросу субъектов МСБ.
Подготовка и перевод презентационных материалов требует от сотрудников ЦПЭ знания специальных отраслевых требований к содержанию, вариантам оформления презентационных материалов, так как данные материалы представляют собой не только «визитную карточку» компании, но и способ конкурентной борьбы, а некорректное их оформление может привести к формированию негативного образа компании на внешнем рынке.
в). Обеспечение эффективного присутствия субъектов МСБ в сети Интернет в целях дальнейшего заключения экспортных контрактов (создание и модернизация иностранных версий сайтов субъектов МСБ, обеспечение присутствия субъектов МСБ на международных электронных торговых площадках).
г). Юридическое сопровождение экспортных контрактов, включая содействие в обеспечении защиты интеллектуальной собственности и содействие в получении необходимых разрешений для экспорта (стандартизация, лицензирование и сертификация).
д). Проведение маркетинговых и патентных исследований иностранных рынков по запросу субъектов МСБ.
Для проведения качественных и развернутых маркетинговые и патентных исследований от сотрудников ЦПЭ требуется знание всех нюансов работы отрасли на мировом рынке, включая национально-культурные особенности общества.
е). Проведение обучающих мероприятий по ведению экспортной деятельности.
Обучающие мероприятия должны включать в себя отраслевой блок, который предполагал бы обучение сотрудников компании работе отрасли на мировом рынке, ее правилам, нормам и законам.
ж). Организация и участие субъектов МСБ в международных выставочно- ярмарочных и конгрессных мероприятиях за рубежом и на территории РФ, включая международные и межрегиональные бизнес-миссии и «реверсные» бизнес-миссии (приемы иностранных делегаций);
Организация участия МСБ в подобных мероприятиях требует от сотрудников ЦПЭ владения информацией о наиболее значимых, ключевых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях отрасли на мировом уровне, участие в которых дало бы наибольшую отдачу для компании, а также о последовательности и частоте их проведения. Поэтому наделение ЦПЭ таким широким спекторм функций представляется нецелесообразным, главным образом, с точки зрения кадрового оснащения. По- нашему мнению, основной функцией ЦПЭ должно являться предоставление информационных и общих образовательных услуг, налаживание взаимосвязи между экспортером и федеральным центром через определение уровня развития экспортного потенциала компании.
2). Второй блок содержит потребность в создании зарубежной сети РЭЦ. Предполагается, что зарубежную сеть будут образовывать точки собственного присутствия РЭЦ – Бюро (собственные представительства, группы по поддержке экспорта под руководством представителя РЭЦ на базе торговых представительств или представительств Внешэкономбанка РФ в административном и функциональном подчинении Группы РЭЦ, штатных сотрудников торговых представительств, назначаемых по представлению РЭЦ), партнерская и агентская сеть РЭЦ.
В ряде случаев размещение сотрудников Бюро РЭЦ планируется, в том числе на площадках представительств РЭЦ за рубежом (в т.ч. в городах, где отсутствует инфраструктура торговых представительств РФ) при условии отсутствия ограничений правового характера, связанных со статусом сотрудников торговых представительств.
Ключевым элементом создаваемой системы становятся торговые представительства РФ в зарубежных странах (Торгпредства). Торгпредствам предстоит существенно нарастить компетенции в сфере содействия внешней торговле и органично встроиться в единую систему институтов продвижения экспорта. Основная деятельность торговых представительств должна быть сфокусирована на создании благоприятной среды для ведения бизнеса в целевой стране, обеспечение взаимодействия с официальными представителями государственных структур, финансового сектора и бизнеса, а также формировании качественной информационно-аналитической базы об условиях ведения бизнеса в странах пребывания.
С целью расширения географического охвата перспективных зарубежных рынков сбыта создаются так называемые «региональные узлы», подразумевающие работу одного Торгпредства сразу в нескольких сопредельных странах.
Для повышения эффективности предполагается создание при Торгпредствах групп поддержки экспорта, формируемых из сотрудников, прошедших комплексное обучение по программам РЭЦ. Также планируется внедрение практики проектных команд: при необходимости будет оперативно формироваться «кадровый десант» для высадки в ту или иную страну пребывания для отработки приоритетного проекта.
Торгпредства с предпринимательскими кругами зарубежного рынка, а также с представителями властных структур и прочими заинтересованными сторонами являются, по нашему мнению, одной из эффективных мер продвижения российских экспортеров на конкретный внешний рынок.
Основными задачами Торгпредств являются встраивание российских компаний в международные производственные цепочки и продвижение на внешние рынки российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности. К функциям поддержки экспортоориентированных компаний, предоставляемым Торгпредствами можно отнести: административная и организационно-консультационная, информационно-аналитическая поддержка российских экспортеров, заинтересованных организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Деятельность торговых представительств будет структурирована в рамках страновых планов действий, которые разрабатываются и актуализируются на среднесрочный период (от 3 до 5 лет) индивидуально для каждой страны пребывания Торгпредства на основе результатов анализа зарубежных рынков и выявления перспективных ниш для российского экспорта товаров и услуг.
В страновом плане действий отражаются отраслевые и проектные предложения торговых представительств, РЭЦ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также ведущих деловых объединений.страновой план действий будет содержать задачи (со сроками и показателями эффективности) по 5-7 наиболее перспективным отраслевым направлениям в форме «дорожных карт» по выходу или расширению присутствия в отдельных сегментах рынка, содержащих конкретные мероприятия по продвижению, включая снятие выявляемых административных и торговых барьеров. За каждой задачей будет закреплена группа ответственных участников, включая торговые представительства, РЭЦ, федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также конкретные компании-экспортеры. В страновые планы действий могут оперативно вноситься корректировки с учетом меняющейся конъюнктуры, а также поступающих актуальных предложений.
Анализ мер по модернизации Торговых представительств за рубежом свидетельствует о необходимости внедрения нового формата их работы, такого как проектный подход и повышения уровня доверия со стороны предпринимательского сектора и экспертного сообщества. Но как видится, вышеприведенных мер недостаточно для повышения эффективности Торгпредств.
Поэтому были разработаны дополнительные меры модернизации Торгпредств:
а). Присвоение отраслевого профиля каждому Торгпредству и/или Бюро, что позволит повысить эффективность создания «региональных узлов», учитывая при группировке стран не только географический признак, но отраслевую близость. Отраслевой профиль присваивается Торгпредству на основе наличия в стране прибывая ключевых отраслевых мероприятий. Одно Торгпредство/Бюро может иметь несколько отраслевых профилей.