ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для национальной экономики
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
Основная роль в этой закреплена за Федеральное правительство Германии, организацией, ответственной за исполнение выступает Федеральное министерство экономики и технологий Германии, обе организации работают в тесном взаимодействии с федеральными, земельными и предпринимательскими структурами.
К предоставляемым нефинансовым мерам поддержки можно отнести следующие: анализ внешнего рынка вплоть до экономического анализа страны потенциального партнера; подготовка и реализация актуальных экспортных проектов, информационно-консультационная поддержка (основным информационным интернет-ресурсом является портал iXPOS, который кроме всего прочего предоставляет возможность воспользоваться «международной деловой биржей»); организация и сопровождение бизнес-миссий и т.п.
В свою очередь, к финансовым мерам поддержки относятся: страхование от экономических и политических рисков экспортных кредитов; страхование капиталовложений за рубежом; финансовая поддержка НИОКР, выполнимых для экспортной деятельности.
Так стоит заметить, что развитой системой поддержки экспорта МСБ обладают также и страны Азии.
К примеру, Япония обладает эффективной системой содействия экспорту, основанной, главным образом на финансовых мерах поддержки, включая страховое обеспечение и кредитное финансирование участников ВЭД, что входит в область деятельности государственного Японского Банка международного сотрудничества36.
Основным координирующим институтом выступает Министерство экономики, торговли и промышленности Японии37. В свою очередь, исполнительным институтом является Организация содействия развитию внешней торговли Японии.
Также в качестве примера можно привести еще одну азиатскую страну – Республику Корея. Государственное агентство KOTRA занимается развитием корейского экспорта38. Данное агентство имеет широкую сеть представительств и бизнес-центров (они могут выполнять функцию зарубежных представительств национальных компаний) в зарубежных странах, которые оказывают помощь в организации и проведении выставок и ярмарок в зарубежных странах, а также организация и помощь в поиске потенциальных партнеров и проведении переговорах с иностранными контрагентами.
Анализируя мировую практику, стоит отметить, что регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности МСБ является широко распространенной практикой, доказавшей свою эффективность, при развитии экспортной деятельности и формировании экспортного потенциала МСБ в зарубежных странах.
В результате проведенного анализа систем поддержки экспорта национальных компаний, включая МСБ, которые действуют в различных странах мира, в работе были выделены их следующие преимущества:
-
развитость системы поддержки, включая широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки; -
выстроенная единая система ответственных институтов с четко распределенными обязанностями между ними; -
создание бренда продукции/услуги национальных компаний, ассоциирующегося с качеством и надежностью.
К недостаткам можно отнести, нацеленность системы только на один тип мер поддержки (финансовые или нефинансовые), а также сложность работы системы на практики из-за существования множества ответственных институтов.
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
Создание единой системы государственной поддержки экспорта для его повышенияявляется частью комплексной стратегической задачи по развитию и реализации экспортного потенциала России, направленной на достижение целевого показателя объема несырьевого неэнергетического экспорта в размере 250 млрд. долларов США к 2024 году, определенного Указом Президента РФ39.
В рамках реализации направлений социально-экономического развития страны с целью создания условий для устойчивого роста российского несырьевого экспорта за счет формирования комплекса государственныхинструментов финансовой и нефинансовой поддержки был разработан и утвержден комплекс нормативного обеспечения, который включает в себя следующие приоритетные и национальные проекты: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»404142
В рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» для повышения эффективности поддержки экспортеров в субъектах РФ был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности43. С целью создание единой системы продвижения экспорта (ЕСПЭ) была разработана Концепция формирования Единой системы продвижения экспорта за рубежом и в субъектах РФ (далее Концепция), которая была принята в декабре 2018 года. Концепция ставит своей задачей модернизацию существующей системы поддержки российского экспорта, путем соединения разрозненных элементов действующей системы поддержки экспорта в единый слаженный механизм.
В свою очередь, с целью концентрации усилий по поддержке экспорта в стратегически важных отраслях в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» был разработан паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК»44. Кроме того были приняты стратегии по развитиюэкспортавобластигражданскойпродукцииавиационнойпромышленности, железнодорожного машиностроения, автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения
45464748. Данные документы ограничивают круг отраслей промышленности, на которые делается упор в отношении развития экспортной деятельности. Стоит отметить, что в данных отраслях преобладают крупные компании, в то время как МСБ больше ориентированна такие отрасли как информационные технологии, химическая и легкая промышленность, электроника и приборостроение, биотехнологии49.
Особое внимание было уделено развитию несырьевого неэнергетического экспорта малого и среднего бизнеса. В рамках чего был разработан приоритетный проект «Малое и средние предпринимательство бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», включающий в себя модернизацию системы поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего бизнеса152. Числовыми показателями достижения цели развития экспорта МСБ являются следующие:
– увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса в общем объеме несырьевого экспорта до 10% к 2024 году, исходя из запланированного целевого показателя общего объема несырьевого неэнергетического экспорта можно рассчитать, что к 2024 году объем несырьевого неэнергетического экспорта должен достигнуть 25 млрд долл., для примера, на сегодняшний день объем экспорта МСБ составляет порядка 8% от общего объеманесырьевого экспорта, что в денежном выражении составляет примерно 10,7 миллиардов долларов;
– увеличения количества поддержанных экспортеров (МСБ), выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта до 15 400 экспортеров к 2024 году.
Также в Послании Президента Федеральному Собранию было дано поручение об упрощении условий экспорта для несырьевых экспортеров, а именно снятии избыточных ограничений в сфере валютного контроля50.
Проведенный в работе анализ действующей системы поддержки экспорта позволил выделить ее субъекты и установить взаимосвязи между ними, а также определить основные инструменты, используемые данными субъектами для реализации своих компетенций.
С нашей точки зрения, к существенному недостатку действующей системы государственной поддержки экспорта относится разрозненность ее элементов, отсутствие единого нормативного документа, описывающего функции субъектов, разграничивающего зону их ответственности и полномочий. В настоящее время существует несколько нормативных документов, содержащих в перечне планов развитие несырьевого/неэнергетического экспорта (включая экспорт МСБ), что приводит к пересечению функций субъектов, ответственных за их реализацию и отсутствие четкой координации их деятельности. Кроме того, существующие приоритетные и национальные проекты,
содержащие планы по развитию экспорта, не предусматривают развития в достаточной степени инфраструктуры, необходимой для достижения этих планов. К примеру, необходимость наличия лабораторий, аккредитованных по мировым стандартам, сертификаты которых имели бы общемировое признание.
В качестве рекомендаций по устранению выделенных недостатков могут служить следующие:
– разработка единого документа, четко и последовательно описывающего систему поддержки экспорта (включая экспорт МСБ) и регламентирующего функции и зону ответственности каждого из ее субъектов, исключая их дублирование и пересечение;
– определение, создание и развитие необходимой инфраструктуры, позволяющей и способствующей реализации планов по развитию экспорта.
Согласно Единой системе поддержке экспорта (ЕСПЭ) ключевым государственным институтом и становится Российский экспортный центр (РЭЦ), который представляет собой уполномоченную организацию, выполняющую функцию «одного окна» для российских экспортеров по продвижению их продукции на внешние рынки. Основные функции РЭЦ представлены на рис. (1.3).
Исходя из вышеперечисленных функций, можно заключить, что РЭЦ ставит перед собой общую задачу построения комплексной, четко скоординированной системы поддержки экспорта, исключающей дублирование мер, предоставляемых ее субъектами за счет синхронизации их функций.
Рисунок 3 – Основные функции РЭЦ
Однако благодаря реформе институтов развития, инициированной Правительством РФ в ноябре 2020 года, РЭЦ в числе восьми институтов развитияи его функции переходят под управления ВЭБ.РФ. Целью реформы является создание единых механизмов управления институтами развития, устранения пересечения функция с органами власти и коммерческими компаниями.
Несмотря к стремлению создания «единого окна» для экспорта, действующая система поддержки, организованная через РЭЦ имеет свои недостатки. Вышеупомянутая концепция формирования Единой системы продвижения экспорта за рубежом и в субъектах РФ содержит перечень существующих недостатков действующей системы государственной поддержки экспорта, приводящих к существенному снижению эффективности ее функционирования и нацелена на их устранение.