ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для национальной экономики
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
1.Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
2.Вкладом малого предпринимательство в создание ВВП страны, в производство продукции (выполнение работ оказание услуг);
3.Вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
4.Занятости трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
5. Насыщением рынка потребительскими товарами и услугами, удовлетворение потребностей населения.
Малый и средний бизнес признается деятельностью, осуществляемой определенными субъектами рыночной экономики, имеющие определенные признаки, конституирующие сущность этого понятия. Основным критерием отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства является: средняя численность работников, занятых на предприятии, объём оборота (прибыли, дохода); величина активов; размер уставного капитала и т. д. Для малое предпринимательство существуют определённые показатели:
- Предельное значение среднесписочной численности работников: до 15 человек это микропредприятие, 16-100 человек малое предприятие;
- Доход за год: 120 миллионов рублей для микропредприятие, 800 миллионов рублей для малого предприятия.
Важность малого предпринимательство в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, предприниматели вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, а значит быть лучше других и выше конкурентов7.
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Современные реалии мировой экономики таковы, что практически все страны мира вовлечены в процесс глобализации, и все больше национальных компаний выходят на мировые рынки, становясь полноправными субъектами международного бизнеса. К основным проявлениям глобализации можно отнести: развитие и расширение границ мировой торговли, международного движения капитала, международной миграции и международного обмена технологиями создание общемировых финансовых рынков и рынков товаров/услуг, снижение транспортных и таможенных барьеров при движении на пути трансграничного движения товаров, услуг и факторов производства (капитала, труда, технологий и информации), усиление взаимозависимости национальных экономик и экономической интеграции. Однако, перспективы глобального развития мировой экономики в XXI веке поставил под сомнение глобальный финансовый кризис 2008 года и последующая экономическая рецессия. В 2020 году случился еще один кризис глобального развития – мировая пандемия коронавируса «COVID19», которая усилила неоднозначность видения национальными правительствами стран мира развития глобальных процессов и углублении идеи возврата к протекционистским мерам во внешнеэкономической политике.
Такая ситуация породила проблему необходимости адаптирования международного бизнеса и его субъектов к быстро меняющимся условиям внешней среды, их анализу и оценке. Как видится, решением данной проблемы может стать поиск новых источников и направлений развития экспортного потенциала национальной экономики. С нашей точки зрения, прежде чем переходить к изучению процессов формирования и реализации экспортного потенциала и его места и роли в развитии совокупного экспорта отдельного региона и страны в целом, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом, а также исследовать и систематизировать различные теоретические подходы к сущности экспортного потенциала. В общем понимании, экспортный потенциал служит индикатором конкурентоспособности национальной экономики и отражает способность государства экспортировать имеющиеся ресурсы и/или производимые товары и услуги. На сегодняшний день, в экономической литературе существует достаточное количество определений экспортного потенциала и, в тоже время, отсутствует единая трактовка данного понятия, что осложняет возможности управления им
8. Чтобы изучитьэкспортный потенциал, необходимо изучить термин «потенциал» как его «родового» понятия. Происходит термин «потенциал» от латинского слова «potentia», которое в переводе означает «мощь, сила»9. Из чего видно, что уже в первоначальном понимании потенциал отождествляется с демонстрацией какого-либо преимущества. В научное обращение термин «потенциал» был введен благодаря Аристотелю, который в своих трудах, в качестве онтологического развития определял акт и потенцию. Базируясь на этом, Аристотель разделял бытие на «актуальное» и «потенциальное», а развитие (становление) представлял как переход от «потенциального» к «актуальному».Потенциал он определял, каквозможность вещи быть не тем, что она есть в категории качества, субстанции, места и количества. По мнению Аристотеля, действительность всегда предшествует возможности, и находится в основе ее реализации. Тем самым Аристотель заложил оценку потенциала как сравнения действительного (существующего в настоящем времени) с потенциальным (планируемым, возможным в будущем) – под воздействием существующего актуально из существующего потенциально возникает существующее актуально. То есть потенциал есть возможность, используя действительную силу (мощь) стать чем-то/кем-то более значительным в будущем времени. Для того чтобы оценить потенциальное необходимо оценить существующую действительность, выявить требуемые преобразования как процесс актуализации/осуществления для получения ожидаемых результатов (определить критерии осуществленности/актуальности). В настоящее время, область использования понятия «потенциал» разнообразна, в зависимости от отрасли наук, в которой оно применяется, варьируется и содержание данного понятия10111213. Следовательно, потенциал подразумевает как наличие возможностей и ресурсов, так и целевую установку их использования. В этом ракурсе, потенциалможно рассматривать как меру единства достигнутого и возможного (достижимого в определенных условиях). В результате, с целью дальнейшего исследования были выделены два основных подхода к пониманию потенциала: – процессный подход (процесс актуализации/осуществления и результат, планируемый, возможный в будущем) – понимание потенциала как преобразующей деятельности и перехода одного качественного состояние в другое, более совершенное; – ресурсный подход (существующий в настоящем времени), основывающийся на понимании потенциала как совокупности ресурсов необходимых для качественных преобразований. Употребление термина «потенциал» как экономической категории применительно к экономическим системам, привело к появлению понятия «экономического потенциала». Впервые широко «экономический потенциал» стал употребляться с конца 70-х до начала 80-х годов XX века.
Вследствие проведенного анализа существующие трактовки экономического потенциала были сгруппированы по выделенным подходам:
1. Процессный подход включает в себя рассмотрение экономического потенциала как:
1.1. Совокупности функций хозяйствующего субъекта, такие как производственная, сбытовая, послепродажное обслуживание, материальнотехническое обеспечение, организация труда и управление кадрами и др. Данного подхода придерживается И.А. Войцеховская14.
1.2. Совокупности способностей, возможностей развития, которое было предложено В.Я. Горфинкелем, согласно точке зрения которого, существует два типа экономического потенциала:
– экономический потенциал консервативного развития, на который в среднем приходится 1/3 мирового экономического роста и который предполагает расширение производства и наращивание темпов производства; – экономический потенциал инновационного развития, который составляет примерно 2/3 мирового экономического роста и факторами которого являются инновации и новые технологии15.
2. Ресурсный подход, в свою очередь, ориентируется на изучение экономического потенциала как:
2.1. Совокупность факторов производства, устанавливающих связь экономического потенциала с увеличением объемов выпуска продукции. В таком случае экономический потенциал рассматривается как максимально возможный объем производства сектора экономики, отрасли промышленности, отдельной компании, определяемый обеспеченностью факторами производства. Такой точки зрения придерживаются Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, А.И. Самоукин и др.
2.2. Совокупности ресурсов. Согласно данному пониманию экономического потенциала выделяют две трактовки:
1). Рассмотрение экономического потенциала как совокупности ресурсов, не учитывая их взаимосвязь и задействованность в производственном процессе16. К примеру, Л.И. Абалкин считает, что потенциал есть обобщенная, собирательная характеристика ресурсов17.
2). Вторая трактует экономический потенциал как совокупность ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ. Так, например, Л.И. Лэсык пишет, что ресурсный потенциал определяется как имеющимися в настоящее время в компании объемами ресурсов и компетенциями, так и теми их объемами, которые компания может получитьдополнительно в будущем. Такой точки зрения также придерживаются Д.К. Шевченко, М.А. Комаров, А.Н. Романов
18192021. В итоге, экономический потенциал выступает как совокупность функций, с помощью которых хозяйствующий субъект реализует в своей деятельности собственные способности и существующие возможности развития, используя имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы, за счет чего обеспечивается производство и выпуск/предоставление конкурентоспособной продукции/услуги на рынке, позволяющей максимально удовлетворять запросы потребителей. Начавшиеся с конца XX века расширение географии международного бизнеса, вовлечение в данный процесс все большего количества национальных компаний, увеличение количества людей, работающих в данной сфере, потребовали расширения общего понятия «экономический потенциал». И выделения в рамках данного понятия категории «экспортный потенциал» как замены категории «экспортная база промышленности», которая была предметом экономического анализа в период с 70-х по 80-е года. Появление категории «экспортный потенциал» дало толчок зарождению интереса к необходимости определения научного подхода к ее трактовке. Понятие экспортного потенциала является более узким по отношению к экономическому потенциалу, но при этом более однородным и определенным, что упрощает его трактовку и оценку. В тоже время, отсутствие единого понимания экспортного потенциала дало возможность классифицировать подходы к определению экспортного потенциала на три типа. В рамках первого типа в исследовании экспортный потенциал по аналогии с экономическим потенциалом был изучен, основываясьна точках зрения выделенных ранее процессного и ресурсного подходов, а именно:
1. С точки зрения процессного подхода, экспортный потенциал может быть рассмотрен как совокупность способностей и возможностей развития хозяйствующего субъекта, что было отмечено в ряде работ отечественных ученых. К примеру, Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский под экспортным потенциалом понимают потенциальную возможность хозяйствующего субъекта экспортировать производимую им или имеющуюся в наличии продукцию22. Такой же точки зрения придерживается и Д.А. Фокина, которая экспортный потенциал рассматривает как возможность адаптации хозяйствующего субъекта к непрерывным изменениям внешней среды и достижении целей стратегического развития23. В свою очередь, Е.В. Волкодавова подразумевает под экспортным потенциалом возможность хозяйствующего субъекта выйти на рынки других стран в ближайшем будущем