Файл: Развитие экспортного потенциала малого и среднего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б). Группы поддержки экспорта, создаваемые при Торгпредствах и/или Бюро должны включать сотрудников специализирующихся на продвижении российского экспорта согласно отраслевому профилю, в компетенции которых входит сопровождения экспортного проекта «идея-контракт-мониторинг».

в). С целью образования единого информационного поля необходимо создание сетевого взаимодействия между Торгпредставми/Бюро одного отраслевого, с целью усиления конкурентоспособности российских компаний на мировой арене.

3). Третий блок охватывает построение эффективного взаимодействия с экспортерами. Для оперативного обеспечения потребностей экспортоориентированных компаний в мерах поддержки и повышения уровня конверсии предоставляемых мер поддержки в экспортный контракт за каждым экспортером, осуществляющим взаимодействие с РЭЦ, закрепляется клиентский менеджер:

– за экспортерами федерального уровня закрепляются клиентские менеджеры из РЭЦ;

– за экспортерами регионального уровня – клиентские менеджеры из РЭЦ и/или ЦПЭ.

Основным функционалом клиентских менеджеров при взаимодействии с экспортерами является осуществление комплекса мероприятий по привлечению экспортеров и увеличению объема поддержки экспорта таких как:

– консультирование, проведение переговоров, организация продаж продуктов и услуг, предоставляемых в рамках Единой системы продвижения экспорта;

– организация и сопровождение предоставления продуктов/услуг;

– содействие в подготовке документов для предоставления продуктов и услуг;

– отражение и учет всей информации по экспортеру в информационной системе «Одно окно».

В результате, клиентский менеджер является главным связующим звеном между системой поддержки экспорта и компаниями. Как представляется в отношении малого и среднего бизнеса клиентский менеджер должен нести больше функций в плане организации и развития экспортной деятельности.

Также в рамках исследовательской работы была проведена систематизация мер поддержки, предлагаемых РЭЦ и перечисленных выше, согласно экспортному статусу компании: с одной стороны – действующий экспортер и начинающий экспортер и, с другой стороны, новый рынок и старый рынок (Таблица 1.2).

Таблица 3 – Систематизация мер поддержки РЭЦ в зависимости экспортного статуса компании**




* – необходимость предоставления мер поддержки определяется в зависимости отраслевой принадлежности компании

** – меры поддержки указаны под номерами, которые присвоены им выше

Как видно из таблицы 1.2, для действующего экспортера МСБ, работающего на освоенном рынке важны такие меры поддержки как специальные программы по поддержке экспорта; страхование; кредитно-гарантийная поддержка; программа поддержки MadeinRussia. Однако при выходе на перспективный рынок для такой компании становятся также интересны: поддержка экспортных поставок; аналитика и исследования; продвижение на внешние рынки; экспорт по каналам электронной торговли; сертификация, патентование, лицензирование; программа поддержки MadeinRussia; партнерские услуги.

Таким образом, в рамках третьей главы, были выделены и проанализированы особенности деятельности, включая экспортную деятельность, российского малого и среднего бизнеса и проведено их сравнение с особенностями деятельности зарубежных МСБ, к примеру определено, что российские и зарубежные МСБ отмечают отсутствие высококвалифицированного персонала и необходимость крупных инвестиций важными факторами сдерживающими экспортную деятельность МСБ. Был проведен анализ зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности МСБ.

Рекомендации по усовершенствованию государственной поддержки экспорта МСБ, выработанные и изложенные в рамках выпускной квалификационной работы, позволяют достичь системной взаимосвязи мер поддержки экспорта со стороны государства и усилий компании по формированию и развитию экспортного потенциала.

Заключение

В рамках исследования была проанализирована роль субъектов малого и среднего бизнеса в международном бизнесе, выделены особенности и «тонкие» места его экспортной деятельности. Проанализированы возможности малого и среднего бизнеса в глобальных цепочках добавленной стоимости, обоснована необходимость стимулирования включения российского малого и среднего бизнеса в мировую экономику и «нисходящие» глобальные цепочки добавленной стоимости, что одновременно позволит повысить степень технологичности производимой продукции российского МСБ и увеличить доход их внутри международной производственной цепочки



Предложены направления формирования экспортного потенциала российской экономики за счет активизации экспортной деятельности малого и среднего бизнеса.

Проведен анализ статистических данных деятельности российского МСБ, включая экспортную деятельность, отражающих количество субъектов МСБ, в том числе экспортно ориентированных субъектов МСБ, географию экспортной деятельности, структуру экспорта МСБ, а также причины, побудившие компании малого и среднего бизнеса начать экспортную деятельность и причины отказа от нее.

По результатам анализа сделан вывод о том, что российский МСБ находится в стадии становления и развития, что делает его особо уязвимым к влиянию внешних угроз, минимизировать которые можно за счет совершенствования государственной политики поддержки экспорта субъектов малого и среднего бизнеса, что является широко распространённой мировой практикой.

В работе была проанализирована действующая система государственной поддержки МСБ, ее основные субъекты и функции. В рамках данного анализа был проведен анализ существующих нормативных документов, включая национальные проекты, нацеленные на стимулирование экспорта МСБ. Было заключено, что основными недостатками действующей системы государственной поддержки экспорта являются разрозненность ее элементов и отсутствие единого нормативного документа, описывающего функции субъектов, разграничивающего зону их ответственности и полномочий.

Для устранения выявленных недостатков в работе были предложены следующие рекомендации:

– разработка единого документа, четко и последовательно описывающего систему поддержки экспорта (включая экспорт МСБ) и регламентирующего функции и зону ответственности каждого из ее субъектов, исключая их дублирование и пересечение;

– определение, создание и развитие необходимой инфраструктуры, позволяющей и способствующей реализации планов по развитию экспорта.

Предлагаемые рекомендации способствуют максимальной консолидации усилий всех задействованных субъектов поддержки экспорта МСБ.

Проведен анализ систем поддержки экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в зарубежных странах, включая членство таких компаний в негосударственных организациях МСБ на мировом и региональном уровнях. Определены основные направления экспорта и инструменты поддержки экспорта.


С целью решения выделенных проблем в ходе исследования были выработаны рекомендации по усовершенствованию предоставляемых мер поддержки, а именно:

Предложен алгоритм развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, который отражает взаимосвязь между экспортным статусом компании, предоставляемыми мерами поддержки, уровнями развития интегрального экспортного потенциала согласно предложенной методики, определенными в работе факторами формирования экспортного потенциала и этапами жизненного цикла экспортного проекта. Алгоритм позволяет систематизировать меры поддержки и предоставить, ориентируясь на экспортный статус субъекта МСБ, поддержку актуальную на определенном этапе выхода субъекта МСБ на внешний рынок и/или развития экспортного направления его деятельности.

Таким образом, алгоритм, предложенный рамках работы позволяет одновременно устранить выявленные недостатки и, основывающиеся на совершенствовании мер поддержки РЭЦ, целью которых является минимизация неблагоприятных последствий для реализации экспортного потенциала малого и среднего бизнеса и достигнуть системнойвзаимосвязи мер поддержки экспорта со стороны государства и усилий со стороны малого и среднего бизнеса.


Список литературы


а)Нормативно-правовые акты и корпоративные документы

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 23.03.2023).

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 16.02.2023).

  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209- ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 04.01.2023).

  3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

«О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.04.2023).

6. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года от 2 июня 2016 г. № 1083-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96. pdf

7. Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года от 31.08.2017 № 1877-р [Электронный ресурс].

б) Монографии, учебники, учебные пособия, справочно-энциклопедические, периодические издания и интернет-материалы на русском языке:

8. Абалкин, Л.И. Новый тип экономического мышления / Л.И. Абалкин. – М.: Экономика, 1987. – 191 с.

9. Асосков, А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте / А.В. Асосков. – М.: Статут, 2003. – 219 с.

10. Баринова, В.А. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / В.А. Баринова, С.П. Земцов. – М.: Изд-во Ин- та Гайдара, 2019. – 308 с.

11. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 670 с.