ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для национальной экономики
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
Неважные сдерживающие факторы: отсутствие конкурентоспособности продукции или услуг на внешних рынках; отсутствие интереса к расширению сферы деятельности компании; восприятие того, что продукт или услуга являются специфическими для страны происхождения и не подлежат экспорту.
В ходе сравнительного анализа было выявлено, что для российских субъектов МСБ важными сдерживающими факторами является предположение о том, что продукция/услуга предназначена только для локального рынка и не интересна внешнему рынку, а также страх высокой конкуренции на зарубежных рынках и как следствие неконкурентоспособность российской продукции/услуги. В свою очередь, зарубежные субъекты МСБ не считают данные причины важными сдерживающими факторами и относят их к разряду неважных. Важными сдерживающими факторами, с точки зрения как российских, так и зарубежных субъекты МСБ являются отсутствие высококвалифицированного персонала в экспортной деятельности; необходимость крупных инвестиций; трудно доступность информации о зарубежном рынке, его конъектуре, правилах и условиях работы на нем. Важно отметить, что если первые два фактора можно объяснить ресурсным дефицитом МСБ, то говоря о трудно доступности информации о внешних рынках, с нашей точки зрения, стоит подразумевать наличие множества разрозненных источников информации, достоверность и актуальность которых трудно проверяема.
Таким образом, развитая система государственной поддержки экспорта, могла бы способствовать устранению основных факторов, ограничивающих экспорт российских МСБ.
Важно отметить, что хотя ущерб от пандемии COVID-19 еще только предстоит подсчитать и оценить в полной мере, есть все основания предполагать, что пандемия повлияла и на экспорт МСБ, в результате снижения внутреннего и внешнего потребительского спроса и как следствия снижения финансовых возможностей МСБ. Но в условиях пандемии при снижении курса рубля и соответственно снижения стоимости российской продукции/услуг на зарубежных рынках у компаний МСБ появилась возможность переориентировать поставки на экспорт. Кроме того, малый и средний бизнес, в силу своей гибкости и способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды может учесть спрос потребителей специфическую продукцию. Так, в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта в 2020 году, одну из превалирующих позиций заняла продукция, способствующая преодолению ситуации, связанной с пандемии, а именно вырос спрос на упаковку и материалы для ее производства, защитные и дезинфицирующие средства, диагностические реагенты и т.п. Также наблюдался рост экспорта лекарств (на 41%), медицинского оборудования (45%) и полимеров (на 40%)
34.
Развитие именно несырьевого неэнергетического экспорта малым и средним бизнесом может, с одной стороны, ускорить диверсификацию экономики и тем самым привести к ослаблению зависимости экономики от колебания цен на сырье, а также укрепить стабильность бюджетных доходов. С другой стороны, это может обеспечить рост производства продукции с высокой добавленной стоимостью и как следствие создать спрос на высококвалифицированные кадры. Кроме того развитие несырьевого неэнергетического экспорта МСБ может способствовать развитию новых и новейших технологий, практик ведения.
В настоящее время основой российского несырьевого неэнергетического экспорта являются такие отрасли как машиностроение, химическая промышленность, металлургия и драгметаллы, лесопромышленный комплекс и продукция АПК.
По результатам анализа данных, представленных выше можно сделать вывод, что большинство крупнейших экспортеров России ориентированы на сырьевой экспорт, а крупнейшие несырьевые экспортеры не заинтересованы в развитии неэнергетического экспорта в сфере высоких технологий.
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес играет важную роль в национальных экономиках по всему миру, обеспечивая занятость и добавленную стоимость, и способствуя инновациям. Вклад субъектов МСБ в национальную экономику широко варьируется в зависимости от страны и секторов экономики, в которых они работают, что сказывается на их способностипроцветать и вносить вклад в открытую и цифровую экономику.
При этом к отличительной черте малого и среднего бизнеса, которая оказывает существенное, а порой и решающие влияние на деятельность МСБ, включая его экспортную деятельность, следует относить ресурсный дефицит, который испытывают компаний малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными компаниями, что ограничивает их возможности, в том числе и в реализации экспортного потенциала.
Важно отметить, что субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ) в экспортной деятельности имеют ряд особенностей, а именно:
1. Высокая вовлеченность МСБ в высокотехнологичную сферу. За последний десятилетия вклад МСБ в инновационную динамику увеличивался по мере роста доходов. Хотя не весь МСБ является инновационным, он часто является движущей силой своего рода радикальных инноваций, которые важны для экономического роста, поскольку они могут работать вне доминирующей парадигмы, используя технологические или коммерческие возможности, которые игнорируются более крупными рыночными игроками. А также такие инновации могут обеспечить коммерциализацию знаний, которые в противном случае так бы и остались в университетах и исследовательских организациях.
МСБ обычно специализируются на высокотехнологичных, быстрорастущих отраслях, таких как биотехнологии (в Европе около 27% патентов приходится на МСБ), фармацевтика, медицинское оборудование/изделия, информационные технологии и полупроводники. В расчете же по количеству патентов на работника МСБ так же лидируют по отношению к крупному бизнесу: на одного работника МСБ приходится около 26 патентов, в то время как на работника крупного бизнеса только около двух. Однако слишком упрощенно утверждать, что МСБ более эффективен, чем крупный бизнес. Вместо этого представляется, что существует нелинейная связь между
размером бизнеса и количеством патентов, когда по мере увеличения числа сотрудников уровень патентования увеличивается более медленными темпами. Это может происходить, за счет увеличения числа сотрудников.
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Развитая экспортная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса зарубежных стран предполагает и развитую систему государственной поддержки экспорта, включающую стимулирование развития экспортного потенциала зарубежного МСБ. Формирование, развитие и реализация мер содействия МСБ при выходе на внешние рынки занимает одно из ведущих мест в экономической политике зарубежных стран.
В качестве основных форм государственной поддержки экспорта зарубежных стран можно выделить субсидии, гарантии по кредитам, страхование экспортных операций, информационно-консультационная поддержка, программирование развития экспорта и т.д. Государственная поддержка экспорта является одним из основных инструментов внешнеторговой политики страны, используемых для достижения ее стратегических целей, поэтому во многих развитых странах Америки, Европы и Азии выстроены системы государственного содействия экспорта, в том числе и экспорта МСБ.Системы поддержки экспорта предусматривают различные направления экспорта, которые могут быть классифицированы как:
1. Географические направления экспорта, которые предполагают налаживание и поддержание внешнеэкономических связей со странами-соседями или со странами, имеющими подобную модель экономического развития. В качестве преимущества данного направления можно выделить не только транспортную доступность, но культурную близость.
2. Отраслевые направления экспорта, которые, в свою очередь, нацелены на продвижение продукции определенных отраслей, имеющих статус экспортоориентированных с государственной поддержкой. Преимуществом такого направления является выделение отрасли(-ей), в которых страна имеет наибольшие конкурентные преимущества на мировом рынке, что позволяет успешно реализовывать экспортный потенциал национальных компаний- экспортеров и повышает отдачу от экспортной деятельности.
3. Универсальные направления экспорта, в данном случае, такие направления предназначены для реализации на международном рынке диверсифицированного товарного предложения и удовлетворения потребностей покупателей в глобальном масштабе. Ключевым преимуществом данного направление является возможность широкого охвата мирового рынка.
Рассматривая страны Евросоюза можно отметить, что, несмотря на то, что они придерживаются общей внешнеторговой политики, каждая из государств-членов ЕС имеет собственную систему поддержки экспортоориентированного МСБ, нацеленную на освоение новых внешних рынков. Например, в рамках Инициативы по созданию совместных европейских предприятий (JEV) предоставляется консалтинг для МСБ.
В отношении реализации общей политики экспортного регулирования Европейский союз придерживается принципа свободного осуществления экспорта в третьи страны. Только сравнительно небольшая группа товаров подвержена экономическому контролю и ограничениям экспорта.
К ключевым элементам господдержки экспорта ЕС относятся специализированные компании, создаваемые ответственными министерствами и ведомствами и нацеленные, главным образом, обеспечение исполнение экономических и политических интересов государства35.
В Европейском союзе действует BICs, которая представляет собой партнерскую структуру на местном/региональном уровне, одной из задач которой является предоставление консультационных услуг МСБ, при этом акцентируя внимание на инновационном бизнесе. Данная структура включает в себя профессионалов в области бизнеса, консалтинга и т.д., что позволяет повысить качество предоставляемых услуг и максимально точно сориентировать малый и средний бизнес на внешних рынках.
Преимуществами такой системы поддержки стран ЕС можно назвать единство реализуемой политики для всех стран-членов, в том числе и для стран, не имеющих достаточных ресурсов, чтобы вести свою развитую внешнеэкономическую политику в области экспорта. В качестве недостатка можно определить вероятность конфликта интересов между единой экспортной политикой стран ЕС и национальной политикой отдельных государств.
европейской страной с развитой системой поддержки экспорта является Германия. Стоит отметить, что система поддержки экспорта Германии обладает хорошо выстроенной структурой и включает в себя более 300 различных организаций.