Файл: Развитие экспортного потенциала малого и среднего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

INSTITUTE OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS
Факультет управления, бизнеса и права

направление подготовки

38.03.02Менеджмент

профиль

«Международный менеджмент»

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Руководитель образовательной программы

Э.А.Понуждаев

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(Бакалаврская работа)

на тему:

Развитие экспортного потенциала малого и среднего

бизнеса: сравнительный анализ российской и

зарубежной практики




Студент:




Мерешков Адам Харонович













Руководитель:

к.э.н., доц. Коломиец Анна Ивановна













Москва – 2023

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного по­тенциала малого и среднего бизнеса 6

1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для нацио­нальной экономики 7

1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 11

1.3. Факторы, оказывающие влияние на развитие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 24

Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 30

2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 30

2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 37

2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах 38

Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса 45

3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса 45

Список литературы 70




Введение


Актуальность темы исследования. Экспортный сектор национальной экономики обеспечивает тесные связи с мировой экономикой, дающие возможность получать новые технологии для повышения эффективности производства, улучшения платежного баланса, экономии от «эффекта масштаба», освоения новых рынков, создания условий для участия в международной конкуренции и развития научно- технического прогресса. Ключевую роль играет развитие экспортного потенциала отраслей национальной экономики, которое необходимо не только для повышения национальной конкурентоспособности, а также для поддержания технологического и экономического развития страны. В свою очередь, стремительное развитие информатизации мировой экономики выдвинуло как полноправного участника мировых рынков малый и средний бизнес за счет активного использования им информационно- коммуникативных технологий, что в свою очередь позволило малому и среднему бизнесу минимизировать риски экспортной деятельности и пользоваться результатами научно-технического прогресса. В результате малый и средний бизнес становится проводником инноваций в мировой торговле, развивая экспортные направления. Также малый и средний бизнес стремится к интернационализации своей деятельности, активно сотрудничая с крупными мировыми корпорациями, перенимая у них опыт и знания работы на мировых рынках.

Вышеизложенное обуславливает своевременность, актуальность и необходимость углубленного исследования развития экспортного потенциала национальной экономики за счет активизации экспортной деятельности малого и среднего бизнеса.

Степень научной разработанности темы. Теоретические и практические основы формирования, развития и реализации экспортного потенциала субъектов национальной экономики представлены в работах Ахрамович В., Батуриной Э.А., Беляковой Г.Я., Борисюк Н.К., Волкодавовой Е.В., Дубкова С.А., Попова Е.В., Сапир Е.В., Самоукина А.И., Спартака А.Н., Русакова И.А. и др.



что проблема заключается в недостатке исследований экспортного потенциала национальных экономик (их отсутствии для субъектов МСБ) с точки зрения влияния новых тенденций развития мировой экономики: цифровизации; локдаунов, имевших место в условиях пандемии короновируса; перехода геоэкономического противоборства в плоскость санкционных войн.

Из чего следует, что теоретические и методические положения исследования развития экспортного потенциала национальной экономики требуют дополнительного изучения и уточнения с учетом активизации экспортной деятельности малого и среднего бизнеса.

Обоснование актуальности, недостаточной научной и практической разработанности выше обозначенной проблемы, обусловили выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.

Целью исследования является выявление приоритетных направлений развития экспортного потенциала национальной экономики за счет активизации экспортной деятельности российского малого и среднего бизнеса, оценка уровня развития экспортного потенциала субъектов национальной экономики и разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки экспорта российского МСБ.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. Выявить особенности и значение малого бизнеса для национальной экономики

  2. Рассмотреть факторы, оказывающие влияние на развитие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса

  3. разработать методику оценки уровня развития экспортного потенциала субъекта национальной экономики с учетом влияния тенденций развития мировойэкономики;

  4. провести анализ экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса;


  1. разработать рекомендации по совершенствованию российской системы государственной поддержки экспорта малого и среднего бизнеса;

  2. систематизировать инструменты поддержки экспортной деятельности малого и среднего бизнеса с учетом его специфических особенностей освоения рынков зарубежных стран.

Объектом исследования является экспортный потенциал компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, как субъектов национальной экономики.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, устанавливающихся в процессе развития экспортного потенциала компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, как субъектов национальной экономики.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы исследования: системного подхода, историко-ретроспективный, логико- структурный анализ и синтез. В основе применяемой методологии лежат такие

методы как статистическая сводка и группировка информации, а также приемы экономического, статистического и компаративного анализа. Использованы методы сбора, обобщения и систематизации статистической информации и компаративного анализа.

Структура и объем выпускной квалификационной работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 51 наименование. Основная часть работы изложена на 65 страницах и содержит 3 таблицы и 3 рисунка



Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного по­тенциала малого и среднего бизнеса

1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для нацио­нальной экономики


В настоящее время роль малого бизнеса возрастает большими темпами. Если еще несколько лет назад малое предпринимательство открывалось только с целью удовлетворения своего интереса, то есть стремления многих людей иметь свое дело, то сейчас ни одна страна не может обойтись без участия малого бизнеса в экономике. На сегодняшний день малый бизнес играет очень важную роль для экономики страны. Его развитие обеспечивает благоприятные условия для оздоровления экономики: создаются новые рабочие места, помимо этого, малый бизнес помогает борьбе с монополией, путем развития конкурентной среды.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства1 [1]. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Российской Федерации осуществляется посредством реализации широкого комплекса мероприятий и мер поддержки, реализуемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»2

Стоит отметить, что в России в начале 2023 года зарегистрировано около 6 миллионов субъектов МСП, структура которых представлена следующими категориями малого и среднего предпринимательства: микропредприятия – 96,16%, малые предприятия – 3,54 %, средние предприятия – 0,3%. Следует отметить, что 61,52% субъектов МСП являются индивидуальными предприятиями и только 38,48 % – юридические лица 3.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»4. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

- внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

- физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленные данным законом.


В большей степени тенденция значительного снижения количества субъектов МСП была отмечена на примере юридических лиц. Тенденцию снижения субъектов МСП ЮЛ в этом периоде наблюдения можно увидеть на примере средних предприятий (-11,5%) и микропредприятий (-18,7%).

Таблица 1 - Динамика количества МСП в РФ: юридические лица за 2017–2022 гг.5



Малое предпринимательство всегда оказывает существенное влияние на развитие экономики любой страны, является важнейшей составляющей экономической системы и ориентированных на любую разновидность рыночной экономики. Субъекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, обеспечивают занятость населения и диверсификации продуктов6. Малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны или даже мира. Благодаря этому создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используютсяместные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы. В особенности, во время международных кризисов, резких изменений в мировой экономике субъекты малого бизнеса выполняют роль основных защитников экономики страны. Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональными для данных условий пропорциями. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. Малое предпринимательство антимонопольное по самой своей сути, в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Во всех ведущих экономических странах малый бизнес один из важнейших факторов развития. Во многом успех экономики любого государство является грамотное управление правительства в этом вопросе, взглянув на лидирующие экономические страны можно увидеть большую поддержку малого бизнеса и большой контроль монополии.