Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Издание Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 
"О мерах по противодействию коррупции" стало, по сути, первым шагом к формированию современной антикоррупционной политики в России, хотя Указом был лишь образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.6 Задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции

С целью совершенствования государственных мер по борьбе с коррупцией Президент России Д.А. Медведев 31 июля 2008 г. утвердил Национальный план противодействия коррупции, который закрепил основные направления и меры антикоррупционной политики в России7.

В Национальном плане противодействия коррупции отмечалось, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. 

Основное внимание в Национальном плане уделялось мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции, включающим, в первую очередь, подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О противодействии коррупции», в котором, в частности, должно было содержаться определение понятий «коррупция» - как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» – как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий


В принятом в развитие Национального плана противодействия коррупции Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ 
«О противодействии коррупции»
 содержатся определения понятий «коррупция» и «противодействие коррупции»8. При этом определение коррупции носит не столько социально-правовой, сколько уголовно-правовой характер и, по сути, содержит перечисление составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Согласно ст. 2 Закона, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Закон предусматривает меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;



5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В законе также определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которые можно условно разделить на несколько групп:

I. Направления декларативного характера, не предусматривающие конкретных мероприятий, либо не являющиеся специфичными для антикоррупционной политики: 

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) обеспечение независимости средств массовой информации;

4) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

5) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

6) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

7) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

II. Обеспечение открытости органов власти, привлечение гражданского общества к антикоррупционной политике:

1) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

2) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;


3) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

III. Внедрение антикоррупционных механизмов в практику кадровой работы на государственной службе:

1) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

2) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

3) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

4) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

5) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

6) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

7) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

8) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

IV. Специальные направления, связанные с повышением эффективности использования государственного имущества и финансов, противодействием "отмыванию" денежных средств.

1) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

2) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

3) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом.


В 2008-2009 гг. в развитие Национального плана противодействия коррупции приняты следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".9 Закон, в первую очередь, устанавливает антикоррупционные основы статуса судей (дополнительные требования и ограничения, в том числе порядок предоставления сведений о доходах и об имуществе), членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членов Счетной Палаты РФ, ЦИК РФ, служащих Центрального Банка России.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".10 Закон устанавливает ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры, в милиции, в органах внутренних дел, таможенных органах, военной службы, а также вносит изменения, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции, в Гражданский, Трудовой и Уголовный Кодексы РФ, КоАП РФ, Федеральные законы "О государственной гражданской службе РФ", "О муниципальной службе в РФ".

3. Указы Президента от 18 мая 2009 г.:

№ 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"; 

№ 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

№ 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";