Файл: Лекция в Волосово Часть 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чаще всего не стреляют, есть аппаратура, можно давление померить. Можно принять взвешенное решение, что принимать. У нас на поле боя это редко бывает.

....

Не помню таких случаев, чтоб была с этим проблема. Одно исключение я помню, очень хорошо мне запомнилось. Крайне неприятно, и всем рассказываю. Здесь медиков много – обязательно надо рассказать. Есть такая так называемая «тройчатка». Когда пытались в одно время заменить наркотики применением кордиамина, преднизолона или дексаметазона и третий – какой-то слабенький обезбол. Очень сильно пытались. По-разному, чего там ни клали, ну как бы кеторол так кеторол. Фишка-то в том. Я помню случай, когда однажды бойцу при лёгком ранении это вкололи, и ему на глазах хуже-хуже-хуже, бледно-зелёный, ножки подломились (а то стоял нормально), упал, непрямой массаж сердца. Все говорят: доктор, ты что ему вколол-то? А потом уже после войны ездил разбирался, беседовал с коллегами. Короче. Я не знаю, кто это придумал. Но при тяжёлых ранениях огнестрельных кордиамин колоть не следует, потому что он вызывает стимуляцию работы сердца. То есть, у него и так кровопотеря, сердчишко пах-пах-пах тахикардия. А мы ему бах кордиамин. Сердце говорит: ууу я разогналось. Потом: ну ладно, всё. И так потихонечку... Вы поняли. Это я хорошо запомнил. Я говорю: кордиамин не колите! Ну если вы доктор-реаниматолог, если у вас есть препараты-антагонисты, которые вы можете применить, если под контролем давление, где-то там в тылу – ну вам виднее. А вот на поле боя рядовым бойцам я категорически запрещаю кордиамин колоть. Вот такой ответ будет на ваш вопрос.

Я что применяю? Я применяю активно гемостатики (об этом скажу), всем рекомендую. Широко их применяю. Основные принципы нашей работы тактической медицины базируются на следующих моментах. Первое – массовая выучка личного состава. Массовая! Чтобы первую помощь могли оказать все друг другу, себе и были натренированы. Соответственно, тогда они накладывают жгут в первые секунды с момента ранения и кровью просто не истекают. Все дальнейшие проблемы потом уже с кровевосполнением, со всем просто убраны, потому что он не истёк кровью. Я хотел об этом говорить дальше, но раз вы задали вопрос, давайте сразу отвечу. Тем более в зале полно коллег. Вот просто по принципам. Иллюстрирую пример наложения жгута. У нас случай был. Таких случаев много, просто этот самый свежий. У бойца ранение, я думаю осколочное, в руку – дыра реально вот такая. Такая сквозная дыра. О руки там осталось всего ничего. Жгут наложили, я понимаю несколько буквально минут (я был не в рядах подразделения с машиной, сказали, что раненый), когда мы его привезли в госпиталь, он не только своими ногами вышел из машины, он даже отказался от моей помощи (да, человек такой подготовленный мотивированный). Но он шёл уверенно при таком тяжёлом ранении, потому что не истёк кровью. Сразу наложил жгут. То есть, первое, все обучены и очень быстро друг другу мотают жгут. Это самое главное при ранениях конечностей, а ранения конечностей – 70% всех ранений. Это первый момент, на чём мы базируемся.


Второе. Широчайшее применение гемостатиков. Я вот этого вёз с дырой в руке. Я ему гемостатик пихал, хотя плохо было представить, как эту дыру можно тампонировать, зажимал, бинтовал. Жгут не хотел убирать, думал: руке кранты. А он всё время бухтел: Док, убери жгут. Я же их научил. Док, убери жгут, руку отрежут. Я хотел сказать: да всё равно отрежут. Но не стал. В итоге, потом в госпиталь на следующий день других раненых привожу, без всякой надежды спрашиваю. Они говорят: сохранили руку. Говорю: коллеги, вы молодцы, но как!? То есть, второй принцип, когда ты гемостатиком управил рану, забинтовал, туго затянул, затампонировал, тогда ты можешь жгут удалять и человек и кровью не истечёт, и конечность не потеряет. Это второй важный момент. Ребята, лучше тщательно затампонировать, забинтовать и убрать совсем жгут. Почему? Потому что ослаблять какие-то промежутки времени... Ты там его ослабил, потом забыл ослабить, потом забыл закрутить. Ну подписать никто не вспоминает. Я вот не помню, чтобы время кто-то написал. Поэтому лучше тампонировать. Современные гемостатики это позволяют, дорогие мои, на основе хитозана. Это второй принцип.

Третий принцип. Очень быстрая эвакуация. Максимально быстрая. В ближайшее лечебное учреждение. Этот принцип третий дополняет два предыдущих. За счёт этого вот такие результаты, что, слава Богу. Опять же помощь Всевышнего. Я везде подчёркиваю, люди, которые атеисты, посмеиваются. Я к ним отношусь сдержанно дружелюбно, говорю: «Брат, побудешь со мной под первым миномётным обстрелом – вместе посмеёмся над твоими заблуждениями.» Как только там звездец, сразу все: Господи, помилуй! Как только нету – сразу все гордые, как бы они и без Бога сильные. Ладно. Так вот принципы простые. Не нужно какой-то сложной сверхаппаратуры, всего. Но они требуют тщательной организации, обучения, много чего. Вот сказал вам. Так что, в принципе, ларчик ломом открывался.
Часть 3.

В первой части я вас сильно покошмарил, во второй кошмарить буду меньше. Я рассказал, как всё плохо для того, чтобы все поняли: ситуация серьезная и за нас нашу работу никто не сделает. Мысли, что есть специально оплачиваемые люди, которые все вопросы порешают, сразу отбросьте. Единственный специально обученный человек для каждого из вас - это вы сами. Вы должны обучить своих близких, найти единомышленников, сплотиться, тогда вокруг вас будет еще и сообщество. Это единственная работающая методика, в этом русле нам и следует двигаться. Поэтому, товарищи медики, не теряйтесь, пожалуйста, оставьте свои координаты, возьмите наши, и после прохождения этого курса, по возможности, выполните ещё одну просьбу. В частности, в Питере медики организовали свое сообщество (врачи, спасатели, МЧСовцы) и сотнями готовят мобилизованных каждый выходной день. На следующей неделе мы планируем провести для них занятия, чтобы они правильно обучали по военным лекалам. Москва не должна в этом плане уступить культурной столице, потому что мобилизованные сегодня это те, кто уменьшает риск того, что завтра вам придётся с одной винтовкой на троих идти в те же самые окопы. Поэтому их надо готовить и делать это как следует.



Сейчас мы переходим к разделу, примерно на 2-3 часа, где разберем медицинские аспекты тактической медицины. Потом вернёмся к военным аспектам, тактике. Поскольку материала очень много, будем разбирать кратко, сильно глубоко не погружаясь.

Итак, симптомы шока мы с вами разобрали. Как выглядит больной, показали. Что делать с больными в состоянии шока? В случае тяжелых ранений и вызванного ими шока последовательность действий следующая. Раньше мы ограничивались алгоритмом, который выражали в аббревиатуре ЖБОБ.

Жгут

Бинт

Обезболивающее

Больница

По большому счету, во время боевых действий, когда серьёзные потери, ничего не поменялось. Все остальные дополнения скорее редкость, времени на них нет. И все же мы немного расширили этот список, в результате чего получилась аббревиатура ОООИКТ

Обезболивание

Остановка кровотечения

Очистка верхних дыхательных путей

Иммобилизация

Компенсация

Терморегуляция

Обезболивание и Остановка кровотечения. Очерёдность данных действий может меняться в зависимости от ситуации: если кровотечение маленькое, а болевой синдром сильный, то сначала можно вколоть обезболивающее, а потом останавливать кровотечение. Но чаще делается наоборот.

Очистка верхних дыхательных путей. Сколько не вспоминаю раненых, очистка верхних дыхательных путей требовалась в единичных случаях. Но если помехи имеются, то данную манипуляцию нужно обязательно выполнить.

Иммобилизация. Крайне часто необходимая манипуляция. Тащить по полю, пересеченной местности человека с перебитой дрягающейся конечностью не допустимо, иммобилизация должна быть обязательно. Крайний опыт показал, что иммобилизация здоровой конечностью не работает, потому что раненый ею отпирается, отталкивается от земли, дергает больную, что гораздо хуже, чем, если бы она лежала отдельно (не поняла смысл словосочетания «лежала отдельно»: зафиксирована отдельно либо лежала отдельно от тела, типа юмор). Иммобилизация косынкой (мягкая) – мера, применимая больше для гражданского времени, когда человека перевязали и посадили спокойно дожидаться скорой помощи. В боевых условиях, когда человека надо схватить и тащить, косынки недостаточно, раненому будет нестерпимо больно. Поэтому гораздо лучше использовать шины. Шины Крамера, сложенные в несколько раз, либо шины Sam Splint. Наши друзья из волонтёрского движения «Золотые руки ангела» стали клепать, причем в массовом порядке, отечественные шины типа Sam Splint, но более широкие и жёсткие. Да, много перегибаний они не держит, ломаются, но шина вообще вещь одноразовая - если вы к раненому её пристегнули, то потеряли, никто вам из госпиталя её возвращать не станет. Я смотрел первый экземпляр, мне понравилось. Вывод: шины тактическому медику в количестве нескольких штук необходимы. Когда человеку разносит конечности, шины очень сильно пригождаются.

Компенсация кровопотери. Теоретически это постановка капельницы, переливание разных жидкостей, как минимум, дать раненому воды напиться. В свое время я честно учил, в каких случаях и объёмах нужно переливать. Участвую в одной войне, второй, третьей…Если рядом был матёрый реаниматолог, то ставили капельницы, если нет, то обходились без них. Статистику смертности я вам озвучил: в среднем 1 раненый не доживает до больницы. Для качественного решения этого вопроса необходимо, во-первых, досконально разбираться, что и сколько переливать, когда при этом ввести сосудосуживающее и давление померять. Это умеет далеко не каждый. Не в обиду моим коллегам-врачам: для многих эта тема немножечко Terra incognita. Второй, более важный фактор. Современная наука, насколько я знаю, постановила, что большинство растворов, в том числе физраствор, при тяжёлой кровопотере малоэффективны. Ты его вливаешь, он мгновенно из сосуда уходит в ткани, нарастает отёк, а восполнение кровопотери не наступает. Хороший способ придумали пиндосы. Каждый боец несёт с собой собственную законсервированную кровь. Но опять же, консервировать кровь можно ненадолго, из-за чего этот цикл необходимо постоянно повторять. У них «зашло», у нас же в виду организационных трудностей этим даже никто не заморочился. Были растворы ХАЕС и гиперХАЕС, которые показали хорошие результаты, однако сейчас их не найдешь.


Теперь поясню, как происходит на практике. Иду я с группой 12-16 человек. С собой я несу броник, каску, рюкзак рейдовый, рюкзак медицинский, в котором медикаментов на всю группу, тепловизор, «ночник», рацию, аккумуляторы, плюсом к этому нередко пару «шмелей» - это 22 кг, либо ещё что-нибудь. И вот к этому я дополнительно беру где-то литров 5-6 растворов на 2-3 тяжело раненных.. Со всем этим я никуда не уйду. Заставить бойцов нести «медицину» невозможно даже мордобоем, поскольку каждый из них несёт пару «шмелей», пару коробок на 200 патронов к ПК и всё прочее. Я к чему веду. Кто хочет переливать, имеет обширную положительную практику, дайте, пожалуйста, знать, обменяемся знаниями. По личному практическому опыту, скажу, что лучшая «капельница» - это мгновенно наложенный жгут. Сколько примеров видел, когда боец успевал сразу намотать жгут и потом шёл своими ногами при очень серьёзных ранениях. А вот если жгут вовремя не наложили, сколько ему воды ни лей, он всё равно «вытечет». Вывод: восполнение кровопотери - штука хорошая. Если вам удалось донести растворы, у вас есть специалист, который знает дело, можно, разумеется, поставить капельницу. Но в целом, по частоте применения на поле боя я вам уже сказал. В госпитале, конечно, капельница - это наше всё, по пути в госпиталь, если далеко везти, конечно, можно поставить.

Терморегуляция. Момент важный. Когда вы тащите раненого, вам всегда тепло (адреналин, физическая нагрузка, броник) при этом вы не замечаете, что подопечному звездец как холодно. Об этом многие забывают. Раненого необходимо укутать. Как, мы разберём отдельно, у меня есть целая глава: «Гипотермия (переохлаждение)», где я всё подробно объясняю, потому что мерзнут не только раненые и контуженные, но и здоровые, а у замерзшего человека боеспособность микроскопическая.

Коротко наши действия и методы при наличии у пациента тяжелого ранения и вызванного им шока. Основные боевые повреждения:

Ранения (до 90%)

Тупые травмы

Ожоги

Обморожение и переохлаждение

Синдром длительного сдавливания

Контузии (почти у всех поголовно)
Общие принципы помощи при ранениях

Легкие ранения – большая обработка

Тяжёлые ранения – малая обработка

Почему так. Если ранение тяжёлое, то главный принцип - хватай и тащи. Раненого нужно быстро отвезти в госпиталь, где его прооперируют, всё нужное пришьют, ненужное отрежут. Не надо конкурировать с хирургами, пытаясь прооперировать его в поле. Поэтому при тяжёлых ранениях мы большой обработки не делаем.