ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Вводный
Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить и словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».
Планируемые результаты:учащиеся научатся ориентироваться к учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.
Оборудование:выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст для речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Я с этой книжкой в первый раз, Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»
— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— О какой книжке идет речь? (Об азбуке.)
Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название учебника.
: — Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)
— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.}
— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.}
— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?
(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)
— Откройте учебник и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге.
(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)
V. Физкультминутка
— Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицу.
— Возьми книгу в руки — не будет скуки.
— Как вы понимаете ее смысл?
— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)
— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первую часть.
— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?
— Откройте с. 4. Прочитайте обращение авторов к вам, первоклассникам. (Чтение, выполнение заданий после текста.)
— Разгадайте шараду.
Начало деревом зовется,
Конец —читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
Я И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)
— Отгадайте загадки.
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги.)
У стены - большой и важный -
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет
Значит, вырастет... (поэт).
О. Емельянова
Он — всем книгам голова,
Знает, что бывает,
Если к двум прибавить два,
И словарные слова
Он не забывает.
В нем найдешь ответ готовый
На свои вопросы:
Что там пишется в «корове»?
Что едят на завтрак совы?
Где летают осы?
Ты читал немало книг
И знаком, конечно, с ним. (Учебник.) О. Дружкова
— С каким учебником вы познакомились на уроке?
— Как нужно обращаться с книгами?
— Как найти в книге нужное произведение?
VII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом уроке литературного чтения.
— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.}
— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
— А кто понял, как пользоваться учебником?
— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике?
VIII. Подведение итогов урока .
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы учились сегодня?
Домашнее задание
Нарисовать любимую букву в сказочной стране.
ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
Тема: В. Данько «Загадочные буквы»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; описывать характер героев; находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Оборудование:выставка книг об алфавите, азбуке, текст для речевой разминки, выставка детских работ, выполненных дома.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Первые буквы
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. М ы учили букву А, Мы учили букву У, Малыши кричат уа.
Мы в лесу кричим оу. -
С буквы А — арбуз и аист
(Мы запомнить постарались),
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, у дочка, утята...
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Л. Демьянов
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как называлась ваша первая учебная книга?
— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?
— Прочитайте название первого раздела учебника.
— Подумайте, о чем будут произведения этого раздела.
— Откройте с. 3 учебника. Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, изучая произведения этого раздела. (Мы познакомимся с интересными сказками и стихами, поразмышляем о том, кто и как поможет «оживить» буквы.)
— Что вас удивило в этих строчках? Разве можно оживить буквы? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем сегодня.
— Прочитайте, чему мы научимся и чему будем учиться.
— А сейчас прочитайте, о чем надо помнить.
— Расскажите, как надо работать. (Дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 5.
— Чья фамилия написана в правом верхнем углу? (Автора.) Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения, и только потом читают текст.
— Как вы понимаете название стихотворения? Разве буквы могут быть загадочными?
— Назовите родственные слова к слову «загадочные». (Ответы детей.)
— Что такое загадка? (Ответы детей.)
— Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия произведения?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
— Догадались ли вы, какие буквы спрятались в пустых квадратиках?
— Что вам помогло их разгадать?
— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение. Сначала определите, как будете читать. Например, можно читать по строчкам: первую строку читает один, вторую - другой.
VI. Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые ля сушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
VII. Продолжение работы по теме урока
(Выразительное чтение стихотворения по цепочке.)
— Выберите две строчки, которые вам больше всего понравились. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, проглотила — покатила.}
Такие слова называются рифмующимися. Благодаря им получаются стихи.
— Попробуйте сами сочинить две строчки на какие-нибудь буквы.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
— Как называется первый раздел учебника?
— Стихотворение какого автора мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?
— Как вы поняли название стихотворения?
Домашнее задание
Сочинить двустишие на какую-нибудь букву.
Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»
Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению г опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и но названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.
Оборудование:портрет И. Токмаковой, книга «Аля Кляксич и бук на "А"», магнитная азбука, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились
стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.
В. Берестов
— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
АКСЗКА(С/сажд.)
— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните
автора, то назовите его.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это произведение. (И. Токмакова.}
— Что вы знаете о ней?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой (см. Школьный словарик, с. 78).)
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
VI. Физкультминутка
Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы... Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение отрывка сказки «Аля Кляксич и буква "А"».)
— Все ли слова были вам понятны?
— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.
— Какое впечатление произвело на вас начало книги?
— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.
— Перечитайте текст о буквах.
— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.
— Какие еще приключения могут произойти с героями?
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.
— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
\
— Кто ее автор?
(На доске заполняется таблица.)
Народная сказка
Авторская сказка
I Литор —народ.
.' I К-рноначапьно создается в устной форме.
I. ('ушествуют в нескольких ва-риаптах,
•I. Время создания определить не-ношожно.
V 1ш наст следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных
1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова).
2. Создается в письменной форме.
3. Внесение изменений в содержание не допускается.
4. Время написания известно.
5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической
- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
- Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)
-• А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)
-• Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?
- Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)
VIII. Рефлексия
Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо,
легко?
А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?
--- Назовите автора. Что вы о нем узнали?
- Как вы поняли главную мысль сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
Тема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»
Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая шбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование:портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.
Ход урока
I, Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
- Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом -
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
Л. Пудваль
— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.
(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)
— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)
— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произведения. (С. Черный.}
- Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы
читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)
- Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре.
Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.
- Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу». (Кучей угорелой
все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить,}
- Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе
раз, это - брасс,
Урок 1. Вводный
Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить и словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».
Планируемые результаты:учащиеся научатся ориентироваться к учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.
Оборудование:выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст для речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Я с этой книжкой в первый раз, Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»
— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— О какой книжке идет речь? (Об азбуке.)
Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название учебника.
: — Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)
— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.}
— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.}
— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?
(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)
— Откройте учебник и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге.
(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)
V. Физкультминутка
— Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицу.
— Возьми книгу в руки — не будет скуки.
— Как вы понимаете ее смысл?
— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)
— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первую часть.
— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?
— Откройте с. 4. Прочитайте обращение авторов к вам, первоклассникам. (Чтение, выполнение заданий после текста.)
— Разгадайте шараду.
Начало деревом зовется,
Конец —читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
Я И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)
— Отгадайте загадки.
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги.)
У стены - большой и важный -
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет
Значит, вырастет... (поэт).
О. Емельянова
Он — всем книгам голова,
Знает, что бывает,
Если к двум прибавить два,
И словарные слова
Он не забывает.
В нем найдешь ответ готовый
На свои вопросы:
Что там пишется в «корове»?
Что едят на завтрак совы?
Где летают осы?
Ты читал немало книг
И знаком, конечно, с ним. (Учебник.) О. Дружкова
— С каким учебником вы познакомились на уроке?
— Как нужно обращаться с книгами?
— Как найти в книге нужное произведение?
VII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом уроке литературного чтения.
— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.}
— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
— А кто понял, как пользоваться учебником?
— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике?
VIII. Подведение итогов урока .
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы учились сегодня?
Домашнее задание
Нарисовать любимую букву в сказочной стране.
ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
Тема: В. Данько «Загадочные буквы»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; описывать характер героев; находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Оборудование:выставка книг об алфавите, азбуке, текст для речевой разминки, выставка детских работ, выполненных дома.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Первые буквы
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. М ы учили букву А, Мы учили букву У, Малыши кричат уа.
Мы в лесу кричим оу. -
С буквы А — арбуз и аист
(Мы запомнить постарались),
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, у дочка, утята...
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Л. Демьянов
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как называлась ваша первая учебная книга?
— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?
— Прочитайте название первого раздела учебника.
— Подумайте, о чем будут произведения этого раздела.
— Откройте с. 3 учебника. Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, изучая произведения этого раздела. (Мы познакомимся с интересными сказками и стихами, поразмышляем о том, кто и как поможет «оживить» буквы.)
— Что вас удивило в этих строчках? Разве можно оживить буквы? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем сегодня.
— Прочитайте, чему мы научимся и чему будем учиться.
— А сейчас прочитайте, о чем надо помнить.
— Расскажите, как надо работать. (Дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 5.
— Чья фамилия написана в правом верхнем углу? (Автора.) Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения, и только потом читают текст.
— Как вы понимаете название стихотворения? Разве буквы могут быть загадочными?
— Назовите родственные слова к слову «загадочные». (Ответы детей.)
— Что такое загадка? (Ответы детей.)
— Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия произведения?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
— Догадались ли вы, какие буквы спрятались в пустых квадратиках?
— Что вам помогло их разгадать?
— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение. Сначала определите, как будете читать. Например, можно читать по строчкам: первую строку читает один, вторую - другой.
VI. Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые ля сушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
VII. Продолжение работы по теме урока
(Выразительное чтение стихотворения по цепочке.)
— Выберите две строчки, которые вам больше всего понравились. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, проглотила — покатила.}
Такие слова называются рифмующимися. Благодаря им получаются стихи.
— Попробуйте сами сочинить две строчки на какие-нибудь буквы.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
— Как называется первый раздел учебника?
— Стихотворение какого автора мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?
— Как вы поняли название стихотворения?
Домашнее задание
Сочинить двустишие на какую-нибудь букву.
Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»
Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению г опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и но названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.
Оборудование:портрет И. Токмаковой, книга «Аля Кляксич и бук на "А"», магнитная азбука, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились
стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.
В. Берестов
— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
АКСЗКА(С/сажд.)
— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните
автора, то назовите его.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это произведение. (И. Токмакова.}
— Что вы знаете о ней?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой (см. Школьный словарик, с. 78).)
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
VI. Физкультминутка
Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы... Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение отрывка сказки «Аля Кляксич и буква "А"».)
— Все ли слова были вам понятны?
— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.
— Какое впечатление произвело на вас начало книги?
— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.
— Перечитайте текст о буквах.
— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.
— Какие еще приключения могут произойти с героями?
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.
— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
\
— Кто ее автор?
(На доске заполняется таблица.)
Народная сказка
Авторская сказка
I Литор —народ.
.' I К-рноначапьно создается в устной форме.
I. ('ушествуют в нескольких ва-риаптах,
•I. Время создания определить не-ношожно.
V 1ш наст следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных
1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова).
2. Создается в письменной форме.
3. Внесение изменений в содержание не допускается.
4. Время написания известно.
5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической
- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
- Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)
-• А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)
-• Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?
- Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)
VIII. Рефлексия
Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо,
легко?
А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?
--- Назовите автора. Что вы о нем узнали?
- Как вы поняли главную мысль сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
Тема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»
Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая шбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование:портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.
Ход урока
I, Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
- Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом -
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
Л. Пудваль
— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.
(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)
— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)
— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произведения. (С. Черный.}
- Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы
читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)
- Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре.
Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.
- Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу». (Кучей угорелой
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
VII. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения,
с которым мы познакомимся. (Ф. Кривин) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина.)
Материал для учителя Кривин Феликс Давидович — российский и израильский писатель, В 1933 т. семья переехала в Одессу. В 1945 г. после эвакуации Ф. Кривин приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства, ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 г. окончил Киевский педагогический институт. Работал учителем в Мариуполе, редактором Закарпатского областного издательства.
В 1962 г. был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа».
В 1990г. - лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко.
В 1998г. выехал на постоянное место жительства в Израиль, проживает в Беер-Шеве. Ф. Кривин — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х гг. в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
— Прочитайте название стихотворения Ф. Кривина. Как вы
думаете, о чем оно?
(Учитель читает стихотворение. Беседа по вопросам учебника. Сценка «Спор гласных и согласных».)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Назовите их авторов. Что вы о пих узнали?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.
2. Учебник: задание 5 (с. 13).
Тема: Г. Сапгир «Про медведя»,
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И. Гамазкова «Кто как кричит?»
Цели: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и 1 ю названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование:портреты и книги Г. Сапгира, М. Бородицкой, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Рассказы детей о гласных и согласных.
- Выразительное чтение стихотворений С. Черного «Живая азбука», Ф. Кривина «Почему "Л" поется, а "Б" нет».
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
Путаница
Вот мы ви-дим ма-му. А у ма-мы мы-ло. Ма-ма мо-ет ра-му, Что-бы чис-то бы-ло. Мама моет аккуратно, И все просто и понятно. А если вдруг все части Местами поменять, То ничего мы с вами Не станем понимать. Вот мы ди-вим му-ма, А у мы-ма ло-мы. Ма-ма ет-мо му-ра, Бы-что то-чис ло-бы.
Б. Волина
— Прочитайте стихотворение с ускорением.
- Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?
— Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова речь и т. д.}
Сегодня мы прочитаем стихотворения на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.
V. Работа по теме урока
— Узнайте, о ком идет речь.
Кто это?
Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лалами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое - лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А ты догадался, кто?
(В. Волина)
— Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (Омедведе.) Верно, это медведь. Про медведя нам рассказал в одном
из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгира
(см. Школьный словарик, с. 68).)
— Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. (Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
VI. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (Раскачиваются вправо, влево.)
Низко-низко наклоняюсь». (Наклоняются.) . .
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке. (Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук, (Нагибаются.) .
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
— Улетел на крыльях. (Машут руками.)
VII. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения,
с которым мы познакомимся. (М. Бородицкая.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Бородицкой.)
- Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем можно разговаривать с пчелой?
- Прочитайте стихотворение несколько раз.
- Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела? За что пчела ужалила мальчика?
- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
А сколько цветов можно сорвать?
Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину.
(Выразительное чтение стихотворения.)
- Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова).
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.
Материал для учителя
Гамазкова Инна Липовна (р. 1945) - один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи имеете, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.
— Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?
— Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.
— Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?
— Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке нас. 17.)
VIII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
— А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
IX, Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
— Какое стихотворение больше всего понравилось? -
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 18).
Тема. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Цели: познакомить с произведением С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование:портрет и книги С. Маршака, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Прочитайте выразительно стихотворение И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».
— Легко ли было вставить пропущенные слова?
— Ответьте одним словом: мне помогла вставить слова...