ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям... (спасибо).
За день и ночь, за солнца луч,
За небо, чистое от туч,
За звезды, утро и зарю
Ты говори:... («Благодарю»).
Какие произведения учат нас вежливому обращению к окружающим? («Автобус номер двадцать шесть» С. Маршака, «Разговор с пчелой» М. Бородицкой.) И каком произведении говорится о том, как надо разговаривать, чтобы тебя поняли? («Про Медведя» Г. Сатира.} \ 1рочитайте высказывания из старинных книг на эту тему. Прочитайте высказывания о том, как надо относиться к пзрослым.
Кикие поэты оживили буквы? (С. Черный, И. Гамазкова и Е. Григорьева.)
(Наполнение заданий 2, 6 (с. 26). Чтение веселой истории про (|ыш (с. 27).}
Какие слова показались вам непонятными?
Левкой - садовое травянистое растение с пахучими цветками. Клевер — луговое растение, сорт кормовой травы. Сталевар — рабочий по выплавке стали.
— А сейчас я попрошу вас прочитать отрывок из того стихотворения, которое вам больше всего понравилось. (Конкурс чтецов.)
VI. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
VII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть
слова «жили-были»?
Домашнее задание
Учебник: задание 8 (с. 27).
СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ
Тема: Е. Чарушин «Теремок»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.
Оборудование:портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Научились вы читать — Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки!
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело. Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)
- Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?
кскуазукшу,
— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)
— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)
— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 29 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему мы будем учиться.
— Только что вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Давайте прочитаем, что пишут авторы учебника об этом. Откройте учебник на с. 30.
— Почему так говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? (Ответы детей.)
— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)
— Рассмотрите обложки книг на с. 30. На всех ли книгах ука-
заны авторы? (Нет.)
Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, это
народные сказки.)
Какие книги можно поместить на выставку народных
сказок?
— Рассмотрите рисунки на с. 31. Вспомните название этой сказки. («Курочка Ряба».)
— Восстановите последовательность событий сказки. (Дети рассказывают сказку.)
V. Физкультминутка
В темном лесс есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
VI. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадки.
-Хвост короче уха,
Быстрые повадки. Мчусь я что есть духу
-На праздник без оглядки.
Кто я, угадай-ка! Ну, конечно... (зайка).
Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
— Вспомните всех животных, о которых были загадки. Как вы думаете, в какой сказке они встретятся все вместе? (Ответы детей.)
Ребята, сказку, которую мы будем читать, рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина (см. Школьный словарик, с. 87).)
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 32. Угадайте, как называется сказка. («Теремок».)
— Вы удивлены? Какая эта сказка? (Народная.) Верно, она народная, ее пересказывали многие писатели. Поэтому она нам известна в разных вариантах.
- Чтение сказки.
- Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
VII. Рефлексия
- Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?
- Были ли трудности? Какие?
VIII. Подведение итогов урока
- Как называется раздел, который мы начали изучать?
- Как называется первое произведение этого раздела? Кто его автор?
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки, придумав свое продолжение.
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавички»; приучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказа, сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, си печать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать выразительному, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать народную и литературную сказки
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, карточки с загадками, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Пересказ сказки Е. Чарушина «Теремок» со своим продолжением.
III. Речевая разминка
Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)
- Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, восхищенно.
- Прочитайте загадку выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, вам нравится отгадывать загадки? (Ответы детей.)
— Тогда отгадайте новые загадки, которые я для вас приготовила. Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом). Рада мышка- поскребушка И зеленая... (лягушка). Рад и побегайчик, Длинноухий... (зайчик). Ничего, что ростом мал Меховой домишко, — И кабан туда попал, И лиса, и... (мишка). Всем хватило места в нем. Вот какой чудесный... (дом).
Дзинь-ля-ля — поет синичка! Это сказка... («Рукавичка»). Б. Степанов, И. Батый
— Верно, это сказка «Рукавичка». Кто ее автор? (Автора нет, это народная сказка.)
Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, пересказывать сказку по составленному плану.
V. Работа по теме урока
(Первичное чтение сказки.)
— Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?
VI. Физкультминутка
Утро
В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять ударов. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т. д.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (Гудят: «У-у
у-у-у-у-у!»)
Тема: Е. Чарушин «Теремок»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.
Оборудование:портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Научились вы читать — Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки!
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело. Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)
- Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?
кскуазукшу,
— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)
— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)
— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 29 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему мы будем учиться.
— Только что вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Давайте прочитаем, что пишут авторы учебника об этом. Откройте учебник на с. 30.
— Почему так говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? (Ответы детей.)
— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)
— Рассмотрите обложки книг на с. 30. На всех ли книгах ука-
заны авторы? (Нет.)
Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, это
народные сказки.)
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.
Оборудование:портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Научились вы читать — Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки!
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело. Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)
- Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?
кскуазукшу,
— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)
— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)
— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 29 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему мы будем учиться.
— Только что вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Давайте прочитаем, что пишут авторы учебника об этом. Откройте учебник на с. 30.
— Почему так говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? (Ответы детей.)
— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)
— Рассмотрите обложки книг на с. 30. На всех ли книгах ука-
заны авторы? (Нет.)
Загудели, заработали моторы огромных машин. (Имитируют звук машин: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Движениями соединенных рук показывают, как движутся пилы.) Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (Гудят: «У-у-у-у!») Он медленно приближается к складу. (Подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распи-ленные бревна грузят в вагоны. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» повторяют движения, имитирующие погрузку.)
На заводе опять гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у!»} Пора обедать.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Назовите действующих лиц сказки. (Беседа по вопросам учебника (№ 2).)
— Выберите с другом любой диалог и прочитайте его выразительно.
— Попробуйте пересказать сказку, пользуясь планом на с. 41.
— Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике (№ 3).
(Работа в парах (№ 4).)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Покажите учителю и друг другу. . .
IX. Подведение итогов урока .
- Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?
--• Чему учит эта сказка?
- Чем отличаются авторские сказки от народных сказок?
Домашнее задание
Подготовиться рассказать историю на тему одной из пословиц (работа, которую начали выполнять в классе) так, чтобы заинтерисоватъ слушателей.
Тема: Загадки, песенки
Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, песенки); прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и песенок; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклор-мыс произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам,
Оборудование:карточки с загадками, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите свои маленькие истории, связанные с пословицами.
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Паровоз без колес. Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел!
— Что вы прочитали? (Загадку.)
— Назовите отгадку. (Пароход.)
— Как вы догадались?
— Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.
— Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)
— Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)
— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)
— Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)
— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?
Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще познакомимся с песенками.
V. Работа по теме урока
— Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Это то, что загадывают и что надо разгадать.)
— Подберите родственные слова к слову «загадка». (Загадывать, гадать, отгадывать, отгадка, гадалка.)
Материал для учителя
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь -народная забава.
Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
— Для чего нужны загадки?
— Прочитайте загадки на с. 42—43. Отгадайте их.
— Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.
— Какие группы получились?
— Прочитайте загадки о еже, потом о котенке.
VI. Физкультминутка
Вороны
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко),
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо).
{Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произносят стихотворение вместе с учителем. На двух последних строчках годится на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадки.
Я — лошадь твоя и карета.
Глаза мои - два огня.
Сердце, бензином согрето, ..
Стучит в груди у меня.
Я жду терпеливо и молча
На улице, у ворот, .
И снова мой голос волчий
Пугает в пути народ. (Автомобиль.)
Она меня впускает в дом ;
И выпускает вон.
В ночное время под замком ".
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять,
На миг заглянет в коридор
И в комнату опять. (Дверь.)
— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их? (Слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)
— Попробуйте сами сочинить загадки о кошке или еже. Для этого нужно обратить внимание на особенности этих животных: какие они, на кого похожи, что любят делать. Загадки могут быть в стихотворной форме (тогда надо подобрать рифму), а могут быть и в прозе. (Дети сочиняют загадки.)
— Откройте учебник на с. 44 и самостоятельно прочитайте песенки.
— Прочитайте их выразительно всему классу. (Выразительное чтение песенок. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
VIII. Рефлексия
— Что на уроке вам давалось легко?
— В чем вы чувствовали затруднения?
IX. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Что необходимо для того, чтобы сочинить загадку самому?
— Для чего придумывают загадки?
— Для чего придумывают песенки?
Выучить одну песенку наизусть.
Дата: 21.03.2018
Тема: Русские народные потешки. Стишка и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыне
Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества других стран; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении потешек, песенок; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; заучивать небольшие произведения наизусть; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.
Оборудование:магнитная азбука, текст для речевой разминки, карточки с текстами потешек, книга «Рифмы Матушки Гусыни».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть любой народной песенки.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Го-ро-шин-ки, .
Не-про-шен-ки,