ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастет щеночек мой —
Он поправдашний, живой.
— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)
— Прочитайте об этом на с. 64.
— Что нового вы узнали о собаках?
— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написал ученый, а какой -писатель?
Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.
VIII. Рефлексия
- Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало?
- Что огорчало?
— Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домашних животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».
Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»
Цели:познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
!!. Проверка домашнего задания
- Рассказы детей о домашних питомцах.
- Пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Путаница
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?
— Попытайтесь распутать.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко,
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки.
Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька,
Два яхонта под шапкой. (Кошка.)
Зубастый, мохнатый,
Как есть начнет —
Песенку поет. (Кот.)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки! (Котенок.)
- Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 65. Прочитайте, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся.
— Прочитайте название произведения.
— Кого так называют?
— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам расскажет автор.
— Прочитайте стихотворение.
— Кто такой Цап Царапыч?
— Где он живет?
— Какой характер у кота?
— Почему же его называют Цап Царапычем?
— Эта кличка ласковая или нет?
— Любит ли мальчик Цап Царапыча? Докажите свое мнение.
- Выразительное чтение стихотворения.
VI. Физкультминутка
Кузнечики :
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сядем, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте с. 66. Прочитайте название стихотворения.
— Как написано стихотворение? (В форме диалога.)
— Как вы думаете, кто с кем разговаривает?
— Прочитайте стихотворение.
- Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.
— Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?
— Знает кошка, чье мясо съела.
— Живуч как кошка.
— Кошачьи глаза дыму не боятся.
— Кошка из дому — мышки на стол.
— Ребята, а что еще вы знаете о кошках? (Ответы детей.)
— Прочитайте на с. 67 текст о кошках. :
— Какой это текст? (Научный.) (Беседа по вопросам учебника.)
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало? . .'
— Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (по желанию одно из них можно выучить).
2. Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.
Тема: В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».
Цели:познакомить с произведениями В. Берестова «Лягушата», Б. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
- Рассказы детей о кошках.
- Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сап-гира «Кошка».
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
Дядя Коля дочке Поле .
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте удивленно, восхищенно, сердито, весело.
— Прочитайте скороговорку быстро.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадку.
Зелены мы, как трава,
Наша песенка «ква-ква». (Лягушки.)
— Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы узнаем новое о лягушках. А еще поэты и писатели дадут нам советы, как обращаться с животными.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 68. Кто автор стихотворения?
— Прочитайте название стихотворения. Как выдумаете, о чем
оно? Рассмотрите иллюстрацию к нему, (Ответы детей.)
-
Чтение стихотворения.
-
- Беседа по вопросам учебника.
-
- Выразительное чтение стихотворения.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Сравните с предыдущей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (Ев рисунке к стихотворению лягушата изображены сказочные, ненастоящие, а на другом рисунке
как в жизни.}
Чтение стихотворения.
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения.
— Можем ли vы предположить, какой текст будем сейчас читать?
-
Чтение научного текста.
— Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?
— Что отличает стихотворение В. Берестова от текста из энциклопедии?
VI. Физкультминутка
Мы топаем ногами — Топ, топ, топ!
Мы хлопаем руками — Хлоп, хлоп, хлоп!
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И побежим крутом.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте с. 70. Прочитайте название стихотворения В. Лунина. Подумайте, кого нельзя обижать.
— Прочитайте стихотворение.
— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?
— Как бы вы озаглавили это произведение?
— Прочитайте на с. 71 название стихотворения С. Михалкова.
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению и скажите, какой совет может дать нам автор.
— Проверим ваши предположения. Прочитайте текст.
— Ответьте на вопрос авторов учебника.
-
Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что нового вы узнали?
— Какие советы дали нам писатели?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (пожеланию одно из них можно выучить). _- .
2. Подготовить рассказ о лягушке. :
Тема: Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладкое «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо»
Цели: познакомить с произведениями Д. Хармса «Храбрый еж», Н. Сладкова «Лисица и Еж», С. Аксакова «Гнездо»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты:учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:портреты и книги Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
-
Рассказы учащихся о лягушке. -
- Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений В. Берестова «Лягушата», В.,Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Еж морской на дне морском
Пел о ежике лесном:
Ах ты еж, братец еж,
-Как без моря ты живешь?
Еж живет в глуши лесной,
Елка —дом его родной...
Б. Тимофеев
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадку.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Ёж.)
— Ребята, что вы знаете о ежах?
Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. Карме)
— Как называется произведение?
— Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа.
— Прочитайте текст.
— С чего началась история?
— Кто подошел к ящику?
— Как они проверяли, что там находится?
— Кто выскочил из ящика?
— Как повели себя звери?
— Кто из зверей оказался храбрым?
— Могла ли такая история произойти на самом деле?
— Что в этой истории правда, а что вымысел?
Материал для учителя
Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае - полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.
Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют специально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.
Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.
Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.
Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.
Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека клещей. — Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.
— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с заглавной буквы?
— Подумайте, что мы будем читать?
-
Чтение произведения учителем. -
- Беседа по вопросам учебника. -
- Выразительное чтение в лицах.
VI. Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз
(Ходьба на месте.)
Поглядеть, который час.
(Повороты влево и вправо, пальцы трубочкой перед
глазами.)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопки в ладоши над головой.)
Мышки дернули за гири.
(Руки вверх и приседание с опусканием рук.
Вдруг раздался страшный звон, ;
(Хлопки в ладоши перед собой.)
Убежали мышки вон
(Бег на месте.)
VII. Продолжение работы по теме урока
,. — Последнее произведение, которое мы прочитаем, из старинных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. Аксаков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)
Материал для учителя
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859). Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксакове. Детство писателя прошло в патриархальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на формирование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброжелательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.
Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старинной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.
В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.
Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».