Файл: Урок Вводный Цели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. ВводныйЦели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ори­ентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить и словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».Планируемые результаты:учащиеся научатся ориентировать­ся к учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.Оборудование:выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст для речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.Ход урокаI. Организационный моментII. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.Я с этой книжкой в первый раз, Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.— Прочитайте стихотворение выразительно.III. Актуализация знаний. Постановка целей урока— О какой книжке идет речь? (Об азбуке.)Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, по­прощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.IV. Работа по теме урока— Прочитайте название учебника.: — Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Лите­ратурное чтение»? (Ответы детей.)— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.}— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.}— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здо­ровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)— Откройте учебник и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, ко­торые вам встретятся в этой книге.(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)V. Физкультминутка— Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает:— Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда придешь домой.VI. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте пословицу.— Возьми книгу в руки — не будет скуки.— Как вы понимаете ее смысл?— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы по­мещены в первую часть.— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?— Откройте с. 4. Прочитайте обращение авторов к вам, пер­воклассникам. (Чтение, выполнение заданий после текста.)— Разгадайте шараду.Начало деревом зовется,Конец —читатели мои. Здесь, в книге, целое найдется, Я И в каждой строчке ведь они. (Буквы.) — Отгадайте загадки.Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. (Книги.)У стены - большой и важный -Дом стоит многоэтажный.Мы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)Модельеры любят Гошу,Потому что он хороший.Сочинил он им сонетЗначит, вырастет... (поэт).О. ЕмельяноваОн — всем книгам голова, Знает, что бывает, Если к двум прибавить два, И словарные слова Он не забывает. В нем найдешь ответ готовый На свои вопросы: Что там пишется в «корове»? Что едят на завтрак совы? Где летают осы? Ты читал немало книгИ знаком, конечно, с ним. (Учебник.) О. Дружкова— С каким учебником вы познакомились на уроке?— Как нужно обращаться с книгами?— Как найти в книге нужное произведение?VII. Рефлексия— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на сво­ем первом уроке литературного чтения.— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это зна­чит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нуж­ные знания и сделать то, что раньше не получалось.}— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?— А кто понял, как пользоваться учебником?— Кто запомнил условные обозначения, которые использу­ются в учебнике?VIII. Подведение итогов урока . — Что нового вы узнали на уроке? — Чему вы учились сегодня?Домашнее задание Нарисовать любимую букву в сказочной стране.ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫТема: В. Данько «Загадочные буквы»Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со стихотворением В. Данько «Загадоч­ные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); развивать во­ображение, речь, память.Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целы­ми словами, передавая интонационно конец предложения; объ­яснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; описывать характер героев; находить в стихах слова с созвучным окончанием.Оборудование:выставка книг об алфавите, азбуке, текст для речевой разминки, выставка детских работ, выполненных дома.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.Первые буквыПрозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. М ы учили букву А, Мы учили букву У, Малыши кричат уа.Мы в лесу кричим оу. - С буквы А — арбуз и аист(Мы запомнить постарались), С буквы У у нас, ребята,Ухо, у дочка, утята...Вот чему на первый разНаучился первый класс.Л. Демьянов— Прочитайте стихотворение шепотом.— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.— Прочитайте стихотворение выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Как называлась ваша первая учебная книга?— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?— Прочитайте название первого раздела учебника.— Подумайте, о чем будут произведения этого раздела.— Откройте с. 3 учебника. Прочитайте о том, с чем мы позна­комимся, изучая произведения этого раздела. (Мы позна­комимся с интересными сказками и стихами, поразмышляем о том, кто и как поможет «оживить» буквы.)— Что вас удивило в этих строчках? Разве можно оживить бук­вы? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем сегодня.— Прочитайте, чему мы научимся и чему будем учиться.— А сейчас прочитайте, о чем надо помнить.— Расскажите, как надо работать. (Дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.)V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 5.— Чья фамилия написана в правом верхнем углу? (Автора.) Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения, и только потом читают текст.— Как вы понимаете название стихотворения? Разве буквы могут быть загадочными?— Назовите родственные слова к слову «загадочные». (Ответы детей.)— Что такое загадка? (Ответы детей.)— Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия про­изведения?— Прочитайте стихотворение самостоятельно.— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?— Догадались ли вы, какие буквы спрятались в пустых квад­ратиках?— Что вам помогло их разгадать?— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение. Сначала определите, как будете читать. Например, можно читать по строчкам: первую строку читает один, вторую - другой.VI. ФизкультминуткаНа болоте две подружки, Две зеленые ля сушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям физкультпривет!VII. Продолжение работы по теме урока(Выразительное чтение стихотворения по цепочке.)— Выберите две строчки, которые вам больше всего понрави­лись. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, проглотила — покатила.}Такие слова называются рифмующимися. Благодаря им по­лучаются стихи.— Попробуйте сами сочинить две строчки на какие-нибудь буквы.VIII. Рефлексия— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше от­ношение к материалу урока.— Покажите учителю и друг другу.IX. Подведение итогов урока— Как называется первый раздел учебника?— Стихотворение какого автора мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?— Как вы поняли название стихотворения?Домашнее заданиеСочинить двустишие на какую-нибудь букву.Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению г опорой на знаки препинания, творческому пересказу, понима­нию характеров героев, главной мысли текста; развивать вообра­жение, речь, память.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интона­ционно конец предложения; объяснять название произведения и но названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.Оборудование:портрет И. Токмаковой, книга «Аля Кляксич и бук на "А"», магнитная азбука, текст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получилисьстихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.Учебник— Учитель у меня в портфеле!— Кто? Быть не может! Неужели?— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.В. Берестов— О каком учителе идет речь?— Разве может быть учебник учителем? Объясните.— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку гром­ко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.— Прочитайте стихотворение выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске бук­вы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнае­те, что мы будем читать сегодня на уроке.АКСЗКА(С/сажд.)— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помнитеавтора, то назовите его.Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это про­изведение. (И. Токмакова.}— Что вы знаете о ней?(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой (см. Школьный словарик, с. 78).)— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?VI. ФизкультминуткаТочим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы... Угощайтесь, молодцы!(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)VII. Продолжение работы по теме урока(Чтение отрывка сказки «Аля Кляксич и буква "А"».)— Все ли слова были вам понятны?— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.— Какое впечатление произвело на вас начало книги?— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.— Перечитайте текст о буквах.— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.— Какие еще приключения могут произойти с героями?— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется автор­ской, или литературной.\— Кто ее автор?(На доске заполняется таблица.)Народная сказкаАвторская сказкаI Литор —народ..' I К-рноначапьно создается в уст­ной форме.I. ('ушествуют в нескольких ва-риаптах,•I. Время создания определить не-ношожно.V 1ш наст следующих жанров: вол­шебная, бытовая, о животных1. Автор — конкретное лицо (на­пример, И. Токмакова).2. Создается в письменной форме.3. Внесение изменений в содер­жание не допускается.4. Время написания известно.5. Не ограничивается определен­ным жанром, может быть фан­тастической- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.- Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)-• А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)-• Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?- Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)VIII. РефлексияСкажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо,легко?А что не получалось? Почему?IX. Подведение итогов урокаКак называется; произведение, которое мы читали на уроке?--- Назовите автора. Что вы о нем узнали?- Как вы поняли главную мысль сказки?Домашнее заданиеПеречитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав само­стоятельно продолжение.Тема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая шбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.Планируемые результаты:учащиеся научатся выразительно чи­тать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по назва­нию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведе­ния; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.Оборудование:портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.Ход урокаI, Организационный моментП. Проверка домашнего задания- Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.Удивительный народ —Птица с именем удод.Не подстрижен, не причесан,Рыжий клок торчит под носом -Вся прическа на весу, перья даже на носу.Парикмахерская, видно,Не работает в лесу.Л. Пудваль— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного ох­ристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может склады­вать и распускать хохол веерообразно.(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.— Прочитайте стихотворение выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочита­ли, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечатель­ных писателей.V. Работа по теме урока- Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произве­дения. (С. Черный.}- Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вычитали?(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)- Прочитайте название стихотворения. Можно ли по назва­нию определить, о чем будет произведение?- Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в тол­ковом словаре.Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.- Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли про­казу». (Кучей угорелой все сразу в большой суматохе. Затея­ли проказу — начали шалить,}- Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе.(Выразительное чтение стихотворения.)VI. ФизкультминуткаК речке быстрой мы спустились,Наклонились и умылись.Раз, два, три, четыре,Вот как славно освежились.А теперь поплыли дружно,Делать так руками нужно:Вместе

Тема: Е. Чарушин «Теремок»Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по со­держанию текста; развивать память, речь, мышление.Планируемые результаты:учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми слова­ми, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведе­ния; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на осно­ве картинного плана; различать народную и литературную сказки.Оборудование:портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных Ход урокаI. Организационный моментII. Речевая разминка- Прочитайте стихотворение.Научились вы читать — Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки!- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело. Прочитайте стихотворение выразительно.III. Актуализация знаний. Постановка целей урока- Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)- Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?кскуазукшу,— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?IV. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 29 и прочитайте, с чем мы познако­мимся, чему мы будем учиться.— Только что вы мне сказали, что многие из вас любят чи­тать сказки. Давайте прочитаем, что пишут авторы учебника об этом. Откройте учебник на с. 30.— Почему так говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек - доб­рым молодцам урок»? (Ответы детей.)— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)— Рассмотрите обложки книг на с. 30. На всех ли книгах ука-заны авторы? (Нет.) Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, этонародные сказки.) Какие книги можно поместить на выставку народныхсказок?— Рассмотрите рисунки на с. 31. Вспомните название этой сказки. («Курочка Ряба».)— Восстановите последовательность событий сказки. (Дети рассказывают сказку.)V. ФизкультминуткаВ темном лесс есть избушка,Стоит задом наперед.В той избушке есть старушка,Бабушка-яга живет.Нос крючком, глаза большие,Словно угольки горят.Ух, сердитая какая!Дыбом волосы стоят!VI. Продолжение работы по теме урока— Отгадайте загадки. -Хвост короче уха, Быстрые повадки. Мчусь я что есть духу -На праздник без оглядки. Кто я, угадай-ка! Ну, конечно... (зайка).Посмотрите-ка, какая -Вся горит, как золотая,Ходит в шубке дорогой,Хвост пушистый и большой. (Лиса.)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушкуИ комар, и мушка. (Лягушка.)Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке,Потому что дотемна В норке прячется она. (Мышь.)— Вспомните всех животных, о которых были загадки. Как вы думаете, в какой сказке они встретятся все вместе? (Ответы детей.)Ребята, сказку, которую мы будем читать, рассказал нам Ев­гений Иванович Чарушин.(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина (см. Школьный словарик, с. 87).)— Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 32. Угадайте, как называется сказка. («Теремок».)— Вы удивлены? Какая эта сказка? (Народная.) Верно, она народная, ее пересказывали многие писатели. По­этому она нам известна в разных вариантах.- Чтение сказки. - Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.VII. Рефлексия- Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?- Были ли трудности? Какие?VIII. Подведение итогов урока- Как называется раздел, который мы начали изучать?- Как называется первое произведение этого раздела? Кто его автор?- Что нового вы узнали на уроке?Домашнее заданиеПодготовить пересказ сказки, придумав свое продолжение.Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавич­ки»; приучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказа, сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, си печать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.Планируемые результаты:учащиеся научатся читать выразительному, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержани­ем текста; различать народную и литературную сказкиОборудование: выставка книг с русскими народными сказками, карточки с загадками, текст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания- Пересказ сказки Е. Чарушина «Теремок» со своим продолжением.III. Речевая разминкаПрочитайте загадку. Назовите отгадку. Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять — так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)- Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, с утвер­дительной интонацией, удивленно, восхищенно.- Прочитайте загадку выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Ребята, вам нравится отгадывать загадки? (Ответы детей.)— Тогда отгадайте новые загадки, которые я для вас приготовила. Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом). Рада мышка- поскребушка И зеленая... (лягушка). Рад и побегайчик, Длинноухий... (зайчик). Ничего, что ростом мал Меховой домишко, — И кабан туда попал, И лиса, и... (мишка). Всем хватило места в нем. Вот какой чудесный... (дом).Дзинь-ля-ля — поет синичка! Это сказка... («Рукавичка»). Б. Степанов, И. Батый— Верно, это сказка «Рукавичка». Кто ее автор? (Автора нет, это народная сказка.)Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, переска­зывать сказку по составленному плану.V. Работа по теме урока(Первичное чтение сказки.)— Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?VI. ФизкультминуткаУтроВ рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы про­били пять ударов. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разми­наться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т. д.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на ра­боту. Гудит гудок. (Гудят: «У-у

Тема: Александр Сергеевич ПушкинДели: познакомить с биографией и произведениями А. Пуш­кина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.Планируемые результаты:учащиеся научатся читать вырази тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать зна­комые произведения по отрывку.Оборудование:портрет и книги А. Пушкина, текст для речевой разминки, кроссворд.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания- Чтение наизусть любого из произведений, изученных на про­шлом уроке.— Кто сумел сочинить небылицу?III. Речевая разминка— Прочитайте текст.Раз зубок, два зубок -Скоро Дашеньке годок! Хнычет доченька опять, Будем Дашу утешать:Уж вы, зубки, вырастайтеПотихонечку, полегонечку — Не мешайте доче спать! Не мешайте ей играть!Будем прыгать и скакать, Маму нежно обнимать!- Определите, что это за произведение. (Потешка.)- Как вы догадались?- Для чего создаются потешки?- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.- Прочитайте потешку выразительно.vi Актуализация знаний. Постановка целей урока- Помните ли вы такие строчки?У Лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом. Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Люд­мила».}- Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.( Читать, думать.)Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь чи­тать, надо уметь думать.)А сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассу­ждать, учиться говорить красиво.V. Работа по теме урокаОткройте учебник на с. 22 и прочитайте, с произведениями какого автора мы познакомимся сегодня на уроке. (Алексан­дра Сергеевича Пушкина.) Что вы знаете об этом писателе?(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Пушкина ( Школьный словарик, с. 65).)- Рассмотрите обложки книг на с. 52 учебника. Прочитайте названия и фамилию автора.VI. ФизкультминуткаПокачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте,Помогайте, помогайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку,Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните, Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.VII. Продолжение работы по теме урока— Рассмотрите иллюстрации на с. 52—53. Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А. Пушкина.)(Конкурс чтецов на выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина.)— Разгадайте кроссворд «Доскажи словечко». Вспомните, из каких сказок А. Пушкина эти строки. «А сама-то величава, Выступает, будто... (пава)». («Сказка о царе Салтане...»)«Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете... (чудо)!» («Сказка о царе Салтане...»)«Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят... (мешок)». («Сказка о попе и работнике его Балде».)«А сидит в нем князь Гвидои, Он прислал тебе... (поклон)». («Сказка о царе Салтане...»)«Коли красная девица,Будь нам милая... (сестрица)».(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.».)«Нужен мне работник:Повар,... (конюх) и плотник».(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)Рефлексия— Что вам удавалось на уроке легко?В чем были затруднения? Все ли было понятно?IX. Подведение итогов урокаКакое ключевое слово подучилось в кроссворде? (Пушкин.}Что вы знаете об этом писателе? Какие сказки он написал?Домашнее заданиеПодготовить пересказ своей любимой сказки.Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать речь, мышление, воображение.Планируемые результаты:учащиеся научатся читать выразительному, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки н оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержа­нием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к 1-кп же.Ход урока Организационный момент II Проверка домашнего задания- Пересказ любимой сказки.III. Речевая разминка- Прочитайте текст.Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки.- Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)- Прочитайте скороговорку медленно.— Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.— Прочитайте быстро, еще быстрее.— Кто может прочитать один?IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе­нием устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.V. Работа по теме урока— Отгадайте загадки.Заворчал живой замок,Лег у двери поперек.Две медали на груди.Лучше в дом не заходи! (Собака.)Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный. (Петух.)— Как вы думаете, героями какого произведения они могутбыть? (Ответы детей.).: — Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?— Прочитайте название произведения.— Кто его автор? (Автора нет.)— Почему нет автора? (Это народная сказка.)(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)— Какое впечатление произвела на вас сказка?VI. ФизкультминуткаМартышки ; Мы — веселые мартышкиМы играем громко слишком.Все ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щечки,Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к вискуИ друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри.Раз, два, три!VII, Продолжение работы по теме урока

Тема: Т. Белозеров ««Подснежники», С. Маршак «Апрель»Цели:познакомить со стихотворениями о весне Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать сти­хотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.Планируемые результаты:читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравни­вать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.Оборудование:выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, карточки с загадкой, текстом для чтения по ролям, портреты и книги Т. Белозерова и С. Мар­шака.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания- Чтение наизусть стихотворений А. Майкова «Ласточка при­мчалась...», «Весна» и А. Плещеева «Сельская песенка», выставка иллюстраций.)III. Речевая разминка•- Прочитайте пословицы.• Вода с гор потекла — весну принесла.• Апрель с водой, май с травой.• Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать. - Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?IV. Актуализация знаний. Постановка целей урокаВесна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цве­тами. Угадайте, что это за цветы.По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег, И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя стихотворе­ниями о подснежниках и о весне.V. Работа по теме урока- Откройте учебник на с. 66. - Прочитайте, кто автор стихотво­рения «Подснежник». (Т. Ъелозеров.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Т. Белозерова.)— Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «Подснежники». - Беседа по вопросам учебника. - Выразительное чтение стихо­творения.VI. ФизкультминуткаНаши тонкие цветки Выпускают лепестки.Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают.VII. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать ее вы­разительно. (У детей на партах карточки с текстом загадки.)Будит лес, поля и горы,Все полянки и сады.Он во все стучится норы,Напевает у воды: , .«Просыпайтесь! Просыпайтесь!Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»Далеко слышна свирель,Это будит всех... (апрель).— Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.— Прочитайте на с. 67 учебника фамилию поэта. (С. Маршак.)— Какие произведения С. Маршака мы читали на уроках ли­тературного чтения? («Автобус номер двадцать шесть», пере­воды английских народных песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)(Чтение стихотворения «Апрель» учителем.)- Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения?— Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.- Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его могли слышать? (В мультипликацион­ном фильме «Двенадцать месяцев» Апрель читает эти стихи, и наступает апрель.)(Учитель читает отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».)Только что вы послушали отрывок из пьесы-сказки С. Мар­шака «Двенадцать месяцев», думаю, что теперь вам стало понятно, как надо его читать.— Прочитайте его выразительно. (Выразительное чтение по ролям.)VIII. Рефлексия— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то полу­чилось то, что раньше не получалось? IX. Подведение итогов урока— Какие месяцы вы знаете?— Назовите зимние месяцы.— Назовите летние месяцы.— Назовите осенние месяцы.— Какие месяцы я пропустила? (Весенние.) Назовите весенние месяцы.— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?— Какое из них вам больше всего понравилось?— Что нового вы узнали на уроке?Домашнее заданиеВыучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить и интеграцию кнему.Тема: Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.ТрутневойЦели: познакомить со стихотворениями-загадками о весне И. Токмаковой, Л. Яхнина, Е. Трутневой; учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные данной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить » читках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения; сочинять загадки; работать в группах.Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментИ. Проверка домашнего задания- Чтение наизусть стихотворений Т. Белозерова «Подснежни­ки» и С. Маршака «Апрель», выставка иллюстраций.III. Речевая разминка— Прочитайте скороговорку медленно.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая гром­кость.— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.— Прочитайте с ускорением. 1— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх — из последних букв. ЗОЛА АРЫК ГОДАНГИНА ДОЛГ КОРА АЛМАЗ— Какое получилось слово? (Загадка.)Арык — в Средней Азии, Казахстане, Закавказье: ороситель­ный канал, канава.Сегодня на уроке мы будем с вами читать стихи-загадки заме­чательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались, А с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем пробо­вать себя в роли авторов загадок.V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 68. Прочитайте, кто написал стихо­творение «Ручей». (И. Токмакова.)— Какое произведение И. Токмаковой мы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква "А"».)— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)— Что вы почувствовали при чтении? (Как звонко и весело зву­чал, ручей.)— Прочитайте стихотворение выразительно.— Кто автор следующего стихотворения-загадки? (Л. Ульяницкая.)— Прочитайте стихотворение-загадку. Отгадайте, что это. (Одуванчик.)— Как вы догадались?— Прочитайте стихотворение выразительно. Послушайте, какое стихотворение про одуванчик написал Тимофей Белозеров,Одуванчик . Отчего прохладно стало Одуванчику в бору? Оттого, что прошлой ночью Облысел он на ветру!В Европе одуванчик считают сорняком, а в Китае — овощем. ( писем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от сло­ми «дуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушенные семена разносятся легким дуновением ветра.Прочитайте, кто автор следующего стихотворения-загадки. (Л. Яхнин.)Леонид Львович Яхнин русский поэт, писатель, драматург, переводчик сказок югославских писателей.Прочитайте стихотворение-загадку. Назовите отгадку. (Ро­машка.)Как вы догадались? Прочитайте стихотворение выразительно.VI. ФизкультминуткаМы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И - направо! И еще Через левое плечо!VII. Продолжение работы по теме урокаПрочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.)

Тема: Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбойдорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»Цели: познакомить с произведениями Р. Сефа «Совет», В. Бе­рестова «В магазине игрушек», В. Орлова «Если дружбой доро­жить...», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать унижение и внимательное отношение к другим людям.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, 1скст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания- Выразительное чтение стихотворений В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны».III. Речевая разминка- Прочитайте стихотворение медленно.Переполох ... Слушай... - КРАжа!- КРАжа!-КРАжа! - -- ГРАбят,БРАтцы!Где же стРАжа?- Что уКРАли?- Два пс РА,- БезобРАзие! СутРА...- ВыукРАли?- Мы не бРАли!- БРАли!- БРАли!-КРАли! - - .- КРАли! Это яГрачиный крик перевел На наш язык.А. Шибаев— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая,— Прочитайте с ускорением, с замедлением.— Прочитайте стихотворение выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Составьте словосочетания из рассыпавшихся букв.АТАБЯРИЗОСПУДА АТАБЯРИЗЖДУАБР— Какие получились словосочетания? (Разбитая посуда, раз­битая дружба.)— Сравните эти выражения. Как вы их понимаете? Разве бы­вает разбитая дружба?Сегодня на уроке мы будем читать новые произведения, а их авторы будут учить нас, как правильно вести себя с близкими людьми.V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 37. Прочитайте название стихотворения Р. Сефа, рассмотрите иллюстрацию к нему, Догадайтесь, о каком совете может идти речь в произведении. -Чтение стихотворения учащимися. -Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. -Выразительное чтение стихотворения.— Откройте с. 38. Прочитайте стихотворение В. Орлова.— На какое стихотворение оно похоже? (Это еще один совет, как стихотворение Р. Сефа.)— Прочитайте название стихотворения В. Берестова. («В ма­газине игрушек».)— Как же могут быть связаны произведения о дружбе и иг­рушках? Может быть, вы мне сможете объяснить? (Ответы детей.)— Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте сти­хотворение,— Что утверждает поэт в стихотворении? (Игрушки тоже мо­гут быть нашими друзьями.)— Согласны ли вы с ним?— Наверняка у каждого из вас есть любимые игрушки. Кто хочет рассказать о них?VI. ФизкультминуткаВетер дует нам в лицо,Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.VII. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте пословицы на с. 39. Обсудите с другом, в чем их смысл.— Прочитайте на с. 39, какое стихотворение написала для нас И. Пивоварова. («Вежливый ослик».)— Как вы понимаете слово «вежливый»? (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем.)— Ваши впечатления от прочитанного? - Беседа по вопросам и выполнение задания учебника. - Выразительное чтение стихотворения учащимися.— Прочитайте на с. 41 название стихотворения. («Моя родня».)— Как вы понимаете эти слова? Кого бы вы включили в свою родню?— Кто автор этого произведения? (Я. Аким.)- Краткое знакомство с жизнью и творчеством Я. Акима (см. Школьный словарик, с. 4). - Чтение произведения учителем. - Обсуждение вопросов учебника. - Выразительное чтение стихо­творения учащимися.VIII. Рефлексия— Что сегодня на уроке вас порадовало?— Что у вас пока не получается? Как вы думаете, почему?IX. Подведение итогов урока— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?— О чем ОНИ?— Какие Советы авторов вы услышали на уроке?Домашнее заданиеПодготовить рассказ о своем самом близком человеке.Тема: С. Маршак «Хороший день»Цели: познакомить с произведением С. Маршака «Хороший день»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, твор­ческие способности, речь, память, мышление; воспитывать ува­жение и внимательное отношение к другим людям.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказы­вать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.Оборудование: портрет и книги С. Маршака, карточки с зада­ниями, кроссворд, текст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания— Расскажите о самом близком для вас человеке.III. Речевая разминка— Прочитайте чистоговорку медленно.Ло-ло-ло — папа взял в сарай сверло.Ла-ла-ла - мама клещи принесла.Лу-лу-лу — бабушка дала пилу.Ли-ли-ли - папа строит корабли.Ле-ле-ле — он их строит на земле. Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.— Прочитайте шепотом, громко.— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете имя автора стихотворе­ния, которое мы будем сегодня изучать. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на... (ремне).Не было в доме мышей, А было много... (карандашей). Эй, не стойте слишком близко —Я... (тигренок}, а не киска! Правда, дети, я хорош;На большой... (мешок) похож. - Мой Веселый Звонкий мяч,Ты куда... (Помчался)Вскачь? Вместо шапки на ходу Он надел... (сковороду).— Кто автор всех произведений, отрывки из которых я читала?(С. Маршак.)- Сегодня мы будем работать над произведением Самуила Яков­левича Маршака. V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 43. Прочитайте название произве­дения.— Как вы его понимаете?— А для вас какой день хороший?- Чтение стихотворения учителем и хорошо читающими уча­щимися.— Какие чувства вы испытали при чтении?VI. Физкультминутка Тик-так, тик-так. . (Наклоняют голову вправо и влево.) Так ходики стучат. Туки-так, туки-так. (Хлопают в ладоши.) Так колеса стучат.Ток-ток, ток-ток. (Стучат кулачок о кулачок.)Так стучит молоток. Туки-ток, туки-ток. (Топают ногами.) Так стучит каблучок.VII. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте стихотворение С. Маршака самостоятельно.— Какие слова и выражения вам непонятны? Нынче — теперь, в настоящее время. Ботанический музей (сад) — музей (сад) растений. Убрать постель — заправить постель. Цесарка — птица отряда куриных. Гиппопотам — один из двух видов бегемотов. Таратайка — легкая двухколесная повозка с откидным верхом. Боек — вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им для постройки сот.Ситро — фруктовый прохладительный напиток.— Как начинался день? Прочитайте.— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, какие пла­ны на день строили герои.— Какой фразой мама прервала эти размышления?— С чего начались сборы?— Какое время года описано в стихотворении? Докажите. (Весна, так как цвела сирень.)— Где были в этот день наши герои?— Чем закончился день?— Ребята, пословицы «рассыпались», помогите их «собрать». Подберите к каждому началу соответствующее окончание.

Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»Цели:познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препи­нания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.Ход урока I. Организационный момент!!. Проверка домашнего задания- Рассказы детей о домашних питомцах. - Пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение сти­хотворения И. Токмаковой «Купите собаку».III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение медленно.ПутаницаСобака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает,А внучкина бабушка в куклы играет,А рыбы читают веселые книжки,Отняв потихонечку их у мальчишки...— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понрави­лось? Почему было весело?— Попытайтесь распутать.— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.— Прочитайте шепотом, громко,— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.— Прочитайте стихотворение выразительно.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Отгадайте загадки. Вся мохнатенька, Четыре лапки,Сама усатенька, Два яхонта под шапкой. (Кошка.)Зубастый, мохнатый,Как есть начнет — Песенку поет. (Кот.)Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки! (Котенок.) - Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках.V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 65. Прочитайте, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся.— Прочитайте название произведения.— Кого так называют?— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам рас­скажет автор.— Прочитайте стихотворение.— Кто такой Цап Царапыч?— Где он живет?— Какой характер у кота? — Почему же его называют Цап Царапычем?— Эта кличка ласковая или нет?— Любит ли мальчик Цап Царапыча? Докажите свое мнение. - Выразительное чтение стихотворения.VI. ФизкультминуткаКузнечики : Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.Сядем, травушку покушаем,Тишину послушаем.Тише, тише, высокоПрыгай на носках легко. VII. Продолжение работы по теме урока— Откройте с. 66. Прочитайте название стихотворения.— Как написано стихотворение? (В форме диалога.)— Как вы думаете, кто с кем разговаривает?— Прочитайте стихотворение.- Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.— Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?— Знает кошка, чье мясо съела.— Живуч как кошка.— Кошачьи глаза дыму не боятся.— Кошка из дому — мышки на стол.— Ребята, а что еще вы знаете о кошках? (Ответы детей.)— Прочитайте на с. 67 текст о кошках. :— Какой это текст? (Научный.) (Беседа по вопросам учебника.)VIII. Рефлексия— Что особенно понравилось на уроке?— Что вас радовало? Что огорчало? . .'— Почему?IX. Подведение итогов урока— Какие произведения мы читали на уроке?— Кто их авторы?— Что нового вы узнали на уроке?Домашнее задание1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (по же­ланию одно из них можно выучить).2. Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.Тема: В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». Цели:познакомить с произведениями В. Берестова «Лягу­шата», Б. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»; развивать умение прогнозировать текст; обучать вырази­тельному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки.Ход урокаI. Организационный моментП. Проверка домашнего задания- Рассказы детей о кошках. - Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сап-гира «Кошка».III. Речевая разминка— Прочитайте скороговорку медленно.Дядя Коля дочке Поле .Подарил щеночка колли, Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле.— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.— Прочитайте шепотом, громко.— Прочитайте удивленно, восхищенно, сердито, весело.— Прочитайте скороговорку быстро.IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Отгадайте загадку. Зелены мы, как трава, Наша песенка «ква-ква». (Лягушки.)— Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы узнаем новое о лягушках. А еще поэты и писатели дадут нам советы, как обращаться с животными.V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 68. Кто автор стихотворения?— Прочитайте название стихотворения. Как выдумаете, о чемоно? Рассмотрите иллюстрацию к нему, (Ответы детей.) Чтение стихотворения. - Беседа по вопросам учебника. - Выра­зительное чтение стихотворения. — Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Сравните с предыду­щей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (Ев рисунке к стихотворению лягушата изображены сказоч­ные, ненастоящие, а на другом рисунке



Он идет смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 64.

— Что нового вы узнали о собаках?

— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написал ученый, а какой -писатель?

Тот текст, который написан научным языком, называется на­учным текстом.

VIII. Рефлексия

- Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало?

- Что огорчало?

— Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание

Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домаш­них животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».


Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

Цели:познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препи­нания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.

Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

!!. Проверка домашнего задания

- Рассказы детей о домашних питомцах.

- Пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение сти­хотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Путаница

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понрави­лось? Почему было весело?

— Попытайтесь распутать.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко,

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадки.

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (Кошка.)

Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет —

Песенку поет. (Кот.)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки! (Котенок.)

- Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 65. Прочитайте, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся.

— Прочитайте название произведения.

— Кого так называют?

— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам рас­скажет автор.

— Прочитайте стихотворение.

— Кто такой Цап Царапыч?

— Где он живет?

— Какой характер у кота?

— Почему же его называют Цап Царапычем?

— Эта кличка ласковая или нет?

— Любит ли мальчик Цап Царапыча? Докажите свое мнение.

- Выразительное чтение стихотворения.

VI. Физкультминутка

Кузнечики :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сядем, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте с. 66. Прочитайте название стихотворения.

— Как написано стихотворение? (В форме диалога.)

— Как вы думаете, кто с кем разговаривает?

— Прочитайте стихотворение.

- Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.

— Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?

— Знает кошка, чье мясо съела.

— Живуч как кошка.

— Кошачьи глаза дыму не боятся.

— Кошка из дому — мышки на стол.

— Ребята, а что еще вы знаете о кошках? (Ответы детей.)

— Прочитайте на с. 67 текст о кошках. :

— Какой это текст? (Научный.) (Беседа по вопросам учебника.)

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало? . .'

— Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (по же­ланию одно из них можно выучить).

2. Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.

Тема: В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».

Цели:познакомить с произведениями В. Берестова «Лягу­шата», Б. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»; развивать умение прогнозировать текст; обучать вырази­тельному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.

Оборудование:выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

- Рассказы детей о кошках.

- Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сап-гира «Кошка».

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку медленно.

Дядя Коля дочке Поле .

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте удивленно, восхищенно, сердито, весело.

— Прочитайте скороговорку быстро.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку.

Зелены мы, как трава,

Наша песенка «ква-ква». (Лягушки.)

— Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы узнаем новое о лягушках. А еще поэты и писатели дадут нам советы, как обращаться с животными.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 68. Кто автор стихотворения?

— Прочитайте название стихотворения. Как выдумаете, о чем

оно? Рассмотрите иллюстрацию к нему, (Ответы детей.)

  • Чтение стихотворения.

  • - Беседа по вопросам учебника.

  • - Выра­зительное чтение стихотворения.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Сравните с предыду­щей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (Ев рисунке к стихотворению лягушата изображены сказоч­ные, ненастоящие, а на другом рисунке

как в жизни.}



— Можем ли vы предположить, какой текст будем сейчас читать?

  • Чтение научного текста.

— Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным тек­стом. Какая информация в них одинаковая?

— Что отличает стихотворение В. Берестова от текста из эн­циклопедии?

VI. Физкультминутка

Мы топаем ногами — Топ, топ, топ!

Мы хлопаем руками — Хлоп, хлоп, хлоп!

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим крутом.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте с. 70. Прочитайте название стихотворения В. Лу­нина. Подумайте, кого нельзя обижать.

— Прочитайте стихотворение.

— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?

— Как бы вы озаглавили это произведение?

— Прочитайте на с. 71 название стихотворения С. Михалкова.

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению и скажите, ка­кой совет может дать нам автор.

— Проверим ваши предположения. Прочитайте текст.

— Ответьте на вопрос авторов учебника.

  • Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало?

— Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Что нового вы узнали?

— Какие советы дали нам писатели?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (поже­ланию одно из них можно выучить). _- .

2. Подготовить рассказ о лягушке. :

Тема: Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладкое «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо»

Цели: познакомить с произведениями Д. Хармса «Храбрый еж», Н. Сладкова «Лисица и Еж», С. Аксакова «Гнездо»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к жи­вотным.

Планируемые результаты:учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблем­ных ситуаций.

Оборудование:портреты и книги Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова, текст для речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


  • Рассказы учащихся о лягушке.

  • - Чтение наизусть и выразитель­ное чтение стихотворений В. Берестова «Лягушата», В.,Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет».

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Еж морской на дне морском

Пел о ежике лесном:

Ах ты еж, братец еж,

-Как без моря ты живешь?

Еж живет в глуши лесной,

Елка —дом его родной...

Б. Тимофеев

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку.

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ёж.)

— Ребята, что вы знаете о ежах?

Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. Карме)

— Как называется произведение?

— Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа.

— Прочитайте текст.

— С чего началась история?

— Кто подошел к ящику?

— Как они проверяли, что там находится?

— Кто выскочил из ящика?

— Как повели себя звери?

— Кто из зверей оказался храбрым?

— Могла ли такая история произойти на самом деле?

— Что в этой истории правда, а что вымысел?

Материал для учителя

Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пусты­нях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае - полев­ками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют спе­циально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется без­обидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жерт­ву молниеносным укусом в затылок.

Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не дей­ствуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.


Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.

Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действи­тельно очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожи­дая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.

Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практи­чески не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека клещей. — Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.

— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с за­главной буквы?

— Подумайте, что мы будем читать?

  • Чтение произведения учителем.

  • - Беседа по вопросам учебни­ка.

  • - Выразительное чтение в лицах.

VI. Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз

(Ходьба на месте.)

Поглядеть, который час.

(Повороты влево и вправо, пальцы трубочкой перед

глазами.)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопки в ладоши над головой.)

Мышки дернули за гири.

(Руки вверх и приседание с опусканием рук.

Вдруг раздался страшный звон, ;

(Хлопки в ладоши перед собой.)

Убежали мышки вон

(Бег на месте.)

VII. Продолжение работы по теме урока

,. — Последнее произведение, которое мы прочитаем, из ста­ринных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. Аксаков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)

Материал для учителя

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859). Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксакове. Детство писателя прошло в патри­архальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на форми­рование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброже­лательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.

Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старин­ной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.

В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.

Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».