Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2821

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объедине­ниям. В 20-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров доре­волюционной реалистической прозы: В. Короленко («История моего совре­менника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др.

В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологи­зации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнованию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистической идеологии.

Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А, Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты. Не были удостоены достаточного внима­ния талантливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспри­нявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Белый, М. Волошин, А. Ахма­това, С. Есенин и др.

518

Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поирки художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художни­ков революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Ште- ренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусст­ва» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество москов­ских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И. Грабарь и др.; «Мастера анали­тического искусства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др.

Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Институт художественной культу­ры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кан­динского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыс­лить художественную практику, постичь ее законы и логику.


Своеобразным явлением было то, что в 20-е гг. относительно благоприят­ные условия для развития в изобразительном искусстве сложились для раз­вития течений модернистского плана, куда трагичней была судьба художни­ков старой школы реализма. Так, в нищете умер выдающийся живописец В. М. Васнецов. Материальные трудности и лишения испытывали и другие художники, ориентированные не ценности традиционной русской куль­туры.

В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Основную роль в нем играли плакат, монументальные и агитационно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении горо­дов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Ге­расимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революционными лозунгами в сочетании с декоратив­ными элементами и сюжетными изображениями.

Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третья­ковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широ­ких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и пере­движные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.-310).

Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищно­го строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг.

Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой ко­торого было производственное искусство. Объединившись в «Общество со­временных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинз­бургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитектура». Наи­большую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных. Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец куль­туры им. Лихачева и др.

Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влия­тельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана

519

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным со­оружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).

Театр. По декрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение На­родного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В. И. Ле­ниным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.



Большое значение в процессе развития театральной культуры имело твор­ческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу ака­демических, таких как Малый, МХАТ, Александринский (ныне Петербург­ский театр им. Пушкина), и вновь организованных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им. Маяковского) и др.

Огромное воздействие на развитие театра этого времени оказали талантли­вые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейер­хольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры старше­го, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Бата­лов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры.

Музыка. Живую связь между дореволюционным прошлым русской музы­ки и новым, советским ее этапом осуществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кас­тальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумно­ва, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссов- ского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкаль­ное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные из­дательства, фабрики музыкальных инструментов.

В просветительной работе активно участвовали многие композиторы, ис­полнители, музыканты. Среди них С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. М. Шаляпин и др.

Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разум­ный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохроника. В 1918—1919 гг. выходил перио­дический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов не­мого кино
«Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х гг. отводилось экранизациям русской классики и произведе­ний зарубежных писателей.

2. Тоталитаризм и культура (30—начало 50-х гг.)

520

В конце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культу­ры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в си­стеме РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилет­ними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась це­ленаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей.

Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствитель­на к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наибо­лее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жиз­ни простых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму со­ветских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так ис­кренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины про­шлых лет.

А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводи­лись с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском про­исхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело.


«Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент из­вестной триады — индустриализация, коллективизация, культурная револю­ция. Главная задача — коренное изменение личности. Происходило наме­ренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементар­ных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновре­менное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки лич­ности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) — своеобраз­ный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины.

521

Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями наро­ду, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведо­мого и поэтому особенно страшного.

Политический тоталитаризм тридцатых—сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране, — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честно­го художника, унижением человека.

В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и политической, и духовной. Ис­кренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорб­лю о 60 миллионах расстрелянных и замученных... Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты...»

Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с кос­мополитизмом, которая развернулась в конце 40—начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер меж­ду СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уво­лены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литерату­ры и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукра­шивающей советскую действительность культуры. В 1946—1918 гг. были при­няты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репер­туаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям под­верглись известные композиторы, писатели, поэты