ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2836
Скачиваний: 117
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
физики и химии. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Созданы первые химические лаборатории на предприятиях.
490
XVIII в. стал временем крупных научно-технических изобретений. А. И. Нартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И. Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета.
Выдающийся теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.
Русский гидротехник К. Д. Фролов создал в 70-е гг. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахт.
И. П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожектора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для Екатерины II. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».
Продолжалось развитие гуманитарных наук. М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев положили начало русской исторической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская» Татищева была первым опытом научного освещения истории нашей страны. Во второй половине века исторические труды создали М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.
Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий:
Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.
Литература. В отечественной литературе сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличитель-
491
ными чертами этого времени стали новый литературный язык и система стихосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.
У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А. П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом стиле. Басни, написанные живым, близким к разговорному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.
Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин {реализм) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г. И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.
Начало сентиментализма в русской литературе было связано прежде всего с Н. М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза « показаны человек и его чувства.
А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.
Н. И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры также высмеивал и осуждал пороки крепостничества.
Театр. До середины XVIII в. при царском дворе и в дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, ас 1761 г. — директором.
Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Наиболее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.
492
Музыка. В Петровскую эпоху получило развитие домашнее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придворная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.
Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д. С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В. А. Пашкевич — «Скупой», Е. И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
Живопись. XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Наиболее известными мастерами исторической живописи были А. П. Лосенке («Владимир перед Рогнедой») и Г. И. Угрюмое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Одним из известных мастеров был А. П. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).
Мастером портретного жанра был признан И. П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметьевых. Им написаны портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н. И. Аргунов прославился портретами крепостных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой). Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А. П. Струйской).
Портреты Д. Г. Левицкого, ученика А. П. Антропова, отличала яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.
Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В. Л. Боровиковского. Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, пейзажный фон.
В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И. А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.
493
Скульптура. Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм.
Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком.
Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры был Ф. И. Шубин.
Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицина, статуя «Екатерина II— законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбород- ко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.
М. И. Козловский прославил себя памятником А. В. Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса, и главной статуей Петергофского каскада фонтанов «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.
Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.
Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в.
Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В. В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной.
Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII в.: Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.
Основоположник русского классицизма — В. И. Баженов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал).
Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство гу-
494
бернаторского дворца, здания судебных органов, собора, театра, больницы, гимназии, библиотеки вело к тому, что город становился центром культуры.
490
XVIII в. стал временем крупных научно-технических изобретений. А. И. Нартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И. Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета.
Выдающийся теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.
Русский гидротехник К. Д. Фролов создал в 70-е гг. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахт.
И. П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожектора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для Екатерины II. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».
Продолжалось развитие гуманитарных наук. М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев положили начало русской исторической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская» Татищева была первым опытом научного освещения истории нашей страны. Во второй половине века исторические труды создали М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.
Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий:
-
освоение Каспия и Средней Азии: в начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая побережье Каспия, земли Хивы и Бухары; -
сибирское направление: материалы исследований были положены в основу издания «Атласа» И. К. Кириллова; -
освоение Камчатки: в 1719—1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем; С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»; -
изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768—1774 гг. были снаряжены экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гемелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы, населения, хозяйства и культуры России.
Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.
Литература. В отечественной литературе сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличитель-
491
ными чертами этого времени стали новый литературный язык и система стихосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.
У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А. П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом стиле. Басни, написанные живым, близким к разговорному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.
Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин {реализм) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г. И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.
Начало сентиментализма в русской литературе было связано прежде всего с Н. М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза « показаны человек и его чувства.
А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.
Н. И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры также высмеивал и осуждал пороки крепостничества.
Театр. До середины XVIII в. при царском дворе и в дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, ас 1761 г. — директором.
Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Наиболее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.
492
Музыка. В Петровскую эпоху получило развитие домашнее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придворная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.
Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д. С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В. А. Пашкевич — «Скупой», Е. И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
Живопись. XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Наиболее известными мастерами исторической живописи были А. П. Лосенке («Владимир перед Рогнедой») и Г. И. Угрюмое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Одним из известных мастеров был А. П. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).
Мастером портретного жанра был признан И. П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметьевых. Им написаны портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н. И. Аргунов прославился портретами крепостных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой). Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А. П. Струйской).
Портреты Д. Г. Левицкого, ученика А. П. Антропова, отличала яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.
Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В. Л. Боровиковского. Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, пейзажный фон.
В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И. А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.
493
Скульптура. Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм.
Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком.
Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры был Ф. И. Шубин.
Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицина, статуя «Екатерина II— законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбород- ко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.
М. И. Козловский прославил себя памятником А. В. Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса, и главной статуей Петергофского каскада фонтанов «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.
Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.
Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в.
Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В. В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной.
Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII в.: Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.
Основоположник русского классицизма — В. И. Баженов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал).
Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство гу-
494
бернаторского дворца, здания судебных органов, собора, театра, больницы, гимназии, библиотеки вело к тому, что город становился центром культуры.