Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2836

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
физики и химии. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли со­здали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в со­здании электроизмерительной техники. Созданы первые химические лабора­тории на предприятиях.

490

XVIII в. стал временем крупных научно-технических изобретений. А. И. Нартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И. Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета.

Выдающийся теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект уни­версального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.

Русский гидротехник К. Д. Фролов создал в 70-е гг. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахт.

И. П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических прибо­ров и создал уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — про­тотип прожектора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созда­ны уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для Екатерины II. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».

Продолжалось развитие гуманитарных наук. М. В. Ломоносов и В. Н. Та­тищев положили начало русской исторической науке. Написанный Ломоно­совым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по исто­рии. «История российская» Татищева была первым опытом научного осве­щения истории нашей страны. Во второй половине века исторические труды создали М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала орга­низация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий:

  • освоение Каспия и Средней Азии: в начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая побережье Кас­пия, земли Хивы и Бухары;

  • сибирское направление: материалы исследований были положены в ос­нову издания «Атласа» И. К. Кириллова;

  • освоение Камчатки: в 1719—1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его име­нем; С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»;

  • изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768—1774 гг. были снаряжены экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гемелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы, населения, хозяйства и культуры России.


Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткаме­ра — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Биб­лиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.

Литература. В отечественной литературе сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличитель-

491

ными чертами этого времени стали новый литературный язык и система сти­хосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.

У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского теат­ра в Петербурге А. П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классичес­ком стиле. Басни, написанные живым, близким к разговорному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.

Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин {реализм) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г. И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма в русской литературе было связано прежде всего с Н. М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза « показаны человек и его чувства.

А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме по­ставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостниче­ства. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие кар­тины произвола и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Толь­ко опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.

Н. И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живописец», «Коше­лек», «Всякая всячина», средствами сатиры также высмеивал и осуждал поро­ки крепостничества.



Театр. До середины XVIII в. при царском дворе и в дворцах вельмож вы­ступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пуш­кина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декорато­ром, ас 1761 г. — директором.

Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в ко­торых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Наиболее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было поло­жено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа.

492

Музыка. В Петровскую эпоху получило развитие домашнее музицирова­ние на клавесинах и гуслях. Первая придворная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные по­становки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.

Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д. С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В. А. Пашкевич — «Скупой», Е. И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем рус­ского хорового концерта.

Живопись. XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и ис­торической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Наиболее известными мастерами исторической живописи были А. П. Ло­сенке («Владимир перед Рогнедой») и Г. И. Угрюмое («Избрание Михаила Фе­доровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.


Одним из известных мастеров был А. П. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоин­ство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).

Мастером портретного жанра был признан И. П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметьевых. Им написаны портреты простых со­временников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н. И. Аргунов прославился портретами крепостных актрис графов Шере­метьевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой). Особая душевная тон­кость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А. П. Струйской).

Портреты Д. Г. Левицкого, ученика А. П. Антропова, отличала яркая инди­видуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института.

Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В. Л. Боро­виковского. Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображен­ного образа, пейзажный фон.

В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сго­вор», акварели И. А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок.

493

Скульптура. Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью созда­ваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господ­ствовал барокко, во второй половине — классицизм.

Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком.

Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры был Ф. И. Шубин.
Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицина, статуя «Екатери­на II— законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбород- ко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.

М. И. Козловский прославил себя памятником А. В. Суворову, изображен­ному в аллегорическом образе бога войны Марса, и главной статуей Петер­гофского каскада фонтанов «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне.

Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.

Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обога­щенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в.

Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В. В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной.

Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Пе­тербурге и его пригородах в XVIII в.: Зимний дворец, Большой дворец в Пе­тергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строга­новых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве. Они были вы­полнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии.

Основоположник русского классицизма — В. И. Баженов. По его проек­там были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ан­самбль под Москвой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский за­мок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные соору­жения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского универ­ситета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Пет­ровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дво­рянскому собранию (ныне Колонный зал).

Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство гу-

494

бернаторского дворца, здания судебных органов, собора, театра, больницы, гимназии, библиотеки вело к тому, что город становился центром культуры.