Файл: Решение по действиям с пояснениями и выражением. Желательно рассмотреть два способа решения задачи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели: познакомить учащихся с особыми случаями умножения: единицы на число и нуля на число; развивать умение учеников читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения; продолжать формировать умение учеников заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения; формировать умение учащихся решать задачи умножением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 1 1 1 1 1
0 0 0 0 0 0
III. Устный счёт.
1. Какое число пропущено?
3* + 48 = *8
5* – *2 = 25
89 – 46 = 2*
*5 + 44 = 9*
2. «Составь поезд».
Р е ш е н и е:
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с наборным полотном.
Учитель читает задачу, демонстрируя её при помощи фигурок из наборного полотна.
• На 5 лошадей сели по одному всаднику. Сколько всего всадников?
– Запишите решение задачи. (1 + 1+ 1+ 1+1+1.)
– Можно ли эту задачу решить иначе?
– Замените сложение умножением. (1 · 5)
Учитель читает следующую задачу и демонстрирует её.
• На день рождения папа, брат и бабушка подарили Диме по 1 машинке. Сколько всего машинок подарили Диме?
Задача разбирается и записывается аналогично предыдущей: сначала сложением, а потом умножением.
Затем учитель читает ещё две задачи, демонстрируя их содержание фигурками из наборного полотна.
• После обеда на столе осталось 4 тарелки. Ни на одной из них не было ни одной сосиски. Сколько всего сосисок на тарелках?
• У Саши два кармана на рубашке. В каждом кармане ничего нет. Сколько всего вещей у Саши в карманах рубашки?
Задачи разбираются и решаются аналогично предыдущим.
– Рассмотрите внимательно полученные записи:
1 · 5 = 5 0 · 4 = 4
1 · 3 = 3 0 · 2 = 2
– Что заметили?
– Правильно ли будет сказать, что при умножении единицы на какое-либо число получается это же самое число. При умножении нуля на любое число получается нуль.
Запишем эти правила в общем виде:
Далее учащиеся составляют свои задачи или выражения на изученные правила, а также решают с объяснением выражения из задания 1 (с. 45 учебника, часть 2).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 5 (с. 45 учебника, часть 2).
– Прочитанный вами текст – задача?
– Обоснуйте ваше мнение.
– Что известно в задаче?
– О чём спрашивается?
– Соотнесите текст задачи с краткой схематичной записью.
– Запишите решение задачи умножением.
– Сколько стоила покупка?
– Запишите ответ.
Далее учитель предлагает ученикам составить задачу по выражению:
2 · 5.
VI. Решение и сравнение выражений.
С комментированием выполняется задание 3 (с. 45 учебника, часть 2).
Решение записать на доске.
Работу над заданием 4 (с. 45 учебника, часть 2) можно построить следующим образом:
– Рассмотрите внимательно выражения.
– Можно ли их сравнить, не находя значения выражений?
– Сравните выражения, не вычисляя их. (Учащиеся, рассуждая, сравнивают выражения.)
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображённые на полях учебника (с. 45).
– Назовите каждую из фигур.
– Перечертите их в ваши тетради.
– Дополните фигуры до квадрата.
– Проверьте работу друг друга.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какие открытия сделали?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 101. НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ ПРИ УМНОЖЕНИИ
Цель: познакомить учащихся с названиями компонентов действия умножения; формировать умения учащихся решать задачи умножением, читать произведения, находить значения произведений, заменив умножение сложением; развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
12 12 12 12 12
35 35 35 35 35
III. Устный счет.
1. «Магический» квадрат.
2. Круговые примеры.
Р е ш е н и е:
50 + 37 = 87
87 – 40 = 47
47 – 5 = 42
42 + 7 = 49
49 – 8 = 41
41 – 8 = 33
33 + 5 = 38
38 + 7 = 45
45 + 5 = 50
50 + 37 = 87
И т. д.
IV. Работа над новым материалом.
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть выражения, записанные на доске, и заменить действие сложения действием умножения, если это возможно.
5 + 5 + 5 + 5 3 + 2+1 2 + 2 + 2 + 2 + 2
6 + 6 + 6 + 5 + 6 12 + 12 10 + 10 + 10
– В каких случаях нельзя действие сложения заменить действием умножения?
– Почему?
– Запишите остальные выражения, заменив действие сложения в них действием умножения.
Запись на доске и в тетрадях:
5 · 4 = 20 2 · 5 = 10
12 · 2 = 24 10 · 3 = 30
2. – Вы уже знаете, как называются числа при сложении и вычитании. Сегодня вы познакомитесь с тем, как называются числа при умножении.
Учитель вывешивает на доску таблицу:
Далее выполняется задание 1 (с. 46 учебника, часть 2), при выполнении которого отрабатывается знание новых терминов.
V. Сравнение выражений.
На доске записаны выражения из задания 2 (с. 46 учебника, часть 2), которые нужно сравнить.
– Что заметили?
– Как вы думаете, для того чтобы сравнить данные выражения, обязательно находить их значения?
– Сравните выражения, не производя вычислений.
Задание выполняется с подробным объяснением на доске.
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 3 (с. 46 учебника, часть 2).
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Каким действием будете решать задачу?
– Можно ли решение выполнить другим действием?
– Каким?
– Запишите решение задачи умножением. (2 · 4 = 8(л).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Затем учащиеся решают в парах задачу 4 (с. 46 учебника, часть 2).
Задача проверяется фронтально.
Р е ш е н и е.
I. 30 – (5 + 3)= 22
II. (30 – 5) – 3 =22
III. (30 – 3) – 5 = 22
Задача может быть решена и по действиям. Важно, чтобы дети увидели все способы её решения.
Далее детям может быть предложена задача на смекалку (с. 46 учебника, часть 2).
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите прямоугольник, у которого длина одной из сторон равна 4 сантиметрам, а длина другой на 3 сантиметра короче.
– Проверьте работу друг друга.
– Вспомните формулу нахождения периметра прямоугольника.
– Запишите её. (Один ученик выполняет работу на доске.)
– Найдите периметр изображённого вами прямоугольника по формуле.
– Проверьте свою работу с доски:
Рпр = (4 + 1) · 2
Рпр = 10 см
VIII. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание 6 (с. 46 учебника, часть 2), в котором находят значения выражений, записывая их в столбик, и задание 7 (с. 46 учебника, часть 2).
В заключение урока детям может быть предложено задание «Начерти и раскрась» (с. 46 учебника, часть 2), которое при необходимости может быть закончено дома.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как называются числа при умножении?
– Всё ли вам было понятно?
– Чью работу вам хотелось бы отметить?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 102. РАБОТА НАД ЗАДАЧАМИ И ВЫРАЖЕНИЯМИ
Цели: закреплять знание учащимися компонентов действия умножения; формировать умение находить значение произведения; развивать вычислительные навыки, умение чертить отрезки заданной длины; развивать мышление; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
48 48 48 48 48
61 61 61 61 61
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2
45 + 5 + 26
37 + 19 + 3
42 + 16 + 8
71 + 10 + 9
22 + 35 + 15
IV. Закрепление знания учащимися названия компонентов при умножении.
С этой целью устно выполняется задание 1 (с. 47 учебника, часть 2).
Учащиеся составляют выражения по таблице и находят их значения.
Н а п р и м е р: первый множитель – два, второй множитель – шесть, значение произведения – двенадцать.
Затем с устным объяснением выполняется задание 2 (с. 47 учебника, часть 2).
Ученики, используя значение предыдущего выражения, находят значение следующего.
V. Работа над задачами.
На доске записано выражение:
3 · 5 = 15 (л)
– Перед вами решение задачи. Составьте по нему задачу.
Затем ученики могут сами придумать подобные выражения, а одноклассники – составить по ним задачи.
VI. Решение выражений.
На доске записаны выражения:
56 + 20 60 – 32
50 + 26 80 – 32
56 + 6 50 – 32
– Рассмотрите внимательно записанные выражения.
– Что заметили?
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения выражений в первом столбике? Во втором?
– Найдите значения выражений.
– Вы были правы?
– Выполните с проверкой задание 6 (с. 47 учебника, часть 2).
– Проверьте работу друг друга.
– Рассмотрите фигуру, изображённую в задании 4 (с. 47 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Объясните, как по-разному узнавали, на сколько клеток разбит прямоугольник.
– Продолжите записи. Вычислите результаты.
– Чем похожи и чем отличаются полученные произведения?
– Что означает число 6 в первом произведении? Во втором?
– Что означает число 4 в первом произведении? Во втором?
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите ломаную, состоящую из трёх звеньев: длина первого звена равна 20 мм, длина второго – 40 мм, а длина третьего – сумме длин первого и второго звеньев.
– Найдите длину ломаной, предварительно выразив длину её звеньев в сантиметрах.
– Рассмотрите домик, изображённый на полях с. 47 учебника (часть 2).
– Переложите три палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.