Файл: Решение по действиям с пояснениями и выражением. Желательно рассмотреть два способа решения задачи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Узнайте, сколько тетрадей купили мальчики, выполнив предварительно чертёж (рисунок).
– Каким действием найдём количество тетрадей, купленных мальчиками? (Умножением.)
– Найдите, сколько тетрадей купили девочки, предварительно выполните рисунок (чертёж).
– Каким действием будем узнавать количество тетрадей, купленных девочками? (Умножением.)
– Сравните записанные вами выражения.
– Что вы думаете об их значениях?
– Найдите значения полученных выражений.
– Вы были правы?
– Запишите ответ.
Учащиеся читают задачу 4 (1) (с. 49 учебника, часть 2), выделяют в ней условие и вопрос, данные и искомые числа, а затем сопоставляют с выражениями, записанными ниже.
– Что узнаете, решив первое выражение? (Какова высота берёзы.)
– Что узнаете, решив второе выражение? (Какова высота рябины.)
– Решите выражения. Узнайте, какова высота берёзы и какова высота рябины.
Далее ученики составляют устно свои подобные задачи по следующим выражениям:
I в а р и а н т II в а р и а н т
40 + (40 – 12) 40 + (40 + 8)
VI. Решение выражений.
На доске записаны выражения из задания 6 (с. 49 учебника, часть 2).
– Какое правило нужно помнить, решая выражения первого столбика?
– Решите эти выражения.
– Проверьте работу друг друга.
– Как удобно решить выражения второго столбика.
– Сгруппируйте числа нужным образом и найдите значения этих выражений.
– Проверьте свою работу с доски.
– Чем интересны выражения последнего столбика?
– Каковы будут их значения?
После этой работы с объяснением выполняется на доске задание 5 (с. 49 учебника, часть 2).
VII. Работа с геометрическим материалом.
На данном этапе урока выполняется задание на смекалку (на полях с. 49 учебника, часть 2).
– Каких фигур не хватает?
– Начертите недостающие фигуры.
– Посмотрите, так ли вы выполнили задание. (Самопроверка с доски.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось?
– Оцените свою работу.
У р о к 107. ДЕЛЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с арифметическим действием – деление, с задачами, которые решаются делением; развивать вычислительные навыки учеников, закреплять умение решать задачи изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6
III. Устный счет.
1. Заполните пустые клетки так, чтобы получился «магический» квадрат.
2. Какое выражение лишнее?
2 + 2 + 2 + 2
3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 2 + 4
4 + 4 + 4
(Лишними могут быть следующие выражения:
2 + 2 + 2 + 2, так как значение данного выражения равно 8, а значения остальных выражений равны 12;
3 + 3 + 2 + 4, так как в данном выражении действие сложения нельзя заменить действием умножения, а во всех остальных можно;
4 + 4 + 4, так как в данной сумме три слагаемых, а в остальных суммах – четыре.)
IV. Изучение нового материала.
1. Практическая работа.
• 12 тетрадей нужно раздать трём ученикам поровну. Сколько тетрадей получит каждый?
• 10 карандашей нужно раздать 2 ученикам поровну. Сколько карандашей получит каждый?
(Под руководством учителя дети выполняют такие действия: сначала раздают по одной тетради каждому из трёх учеников, из оставшихся тетрадей опять раздают по одной тетради каждому и т. д. Затем считают, сколько тетрадей получил каждый из трёх учеников. Аналогично раздаются карандаши.)
– Что мы делали с тетрадями, карандашами? (Раздавали, делили.)
– Сейчас, когда вы раздавали тетради и карандаши, вы выполняли действие деления.
Деление – это четвёртое арифметическое действие, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке.
Деление обозначается таким знаком «:» (учитель записывает знак на доске).
2. Работа с учебником.
Учащиеся читают задачу на с. 50 («Н»), сопоставляют текст задачи с рисунком и выражением, записанным ниже.
Затем дети читают задание 1 (с. 50 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– Что следует узнать?
– Сделайте к задаче рисунок. (Один-два ученика выполняют работу на доске.)
– Как записать решение этой задачи?
12 : 3 = 4
– Прочитаем решение хором. (Двенадцать разделить на три, получится четыре.)
V. Работа над задачами.
Фронтально разбирается задача 3 (с. 50 учебника, часть 2).
После того как выделены условие и вопрос,
названы данные и искомое числа, учащиеся составляют краткую запись либо схему (что в данном случае целесообразнее), затем решают задачу самостоятельно. Далее к этой задаче составляются две обратные.
• В автобусе едут 72 пассажира. Из них 22 пассажира стоят, а остальные сидят. Сколько пассажиров сидит в автобусе?
• В автобусе едут пассажиры. 50 из них сидят, а 22 стоят. Сколько пассажиров едет в автобусе?
Задачи могут быть решены учениками устно либо самостоятельно.
Самостоятельно дети решают задачу 4 (с. 50 учебника, часть 2) с последующей фронтальной проверкой.
VI. Решение выражений.
1. Составление равенств и неравенств из данных выражений.
На доске записаны выражения из задания 2 (с. 50 учебника, часть 2).
Составьте из данных выражений верные равенства и неравенства.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
5 · 2 = 2 · 5
4 · 3 = 3 · 4
5 · 2 < 3 · 4
4 · 3 > 2 · 5
И т. д.
2. Устно с подробным объяснением выполняется задание 6 (с. 50 учебника, часть 2).
3. Самостоятельно с последующей самопроверкой ученики решают выражения в задании 5 (с. 50 учебника, часть 2).
VII. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня?
– Всё ли было понятно?
– Чью работу вам хотелось бы отметить?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 108. ДЕЛЕНИЕ
Цели: формировать умение учащихся решать примеры и задачи действием деления; закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием умножения; развивать навыки счёта, мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
7 7 7 7 7 7
8 8 8 8 8 8
III. Устный счет.
1.«Цепочка».
2. Задание 8 (с. 51 учебника, часть 2).
Учащиеся составляют по таблице, записанной на доске, выражения и находят устноих значения.
IV. Решение примеров и задач действием деления.
Пропедевтика темы «Деление с остатком».
1. Практическая работа.
Учитель предлагает учащимся с помощью фигурок наборного полотна выполнить деление, записать и решить выражения.
Н а п р и м е р: учитель выставляет на наборное полотно 12 яблок.
– Как можно 12 яблок разделить между 3 детьми поровну? (Один из учащихся выполняет работу у доски.)
– Как записать то, что вы сейчас выполнили?
– Запись с комментированием:
12: 3 = 4
– Как можно 12 яблок разделить между 4 детьми поровну?
– Запишите то, что выполняли.
Запись с комментированием.
12 : 4 = 3
– Как можно 12 яблок разделить между 2 (6) детьми поровну?
– Запишите это.
Запись с комментированием:
12 : 2 = 6
12 : 6 = 2
Аналогичная работа проводится по рисункам с. 51 учебника (часть 2, задание 1).
2. Работа с учебником.
К задаче 2 (с. 51 учебника, часть 2) учащиеся выполняют рисунок и записывают решение задачи действием деления. (Один учащийся выполняет работу на доске с использованием фигурок наборного полотна.)
Работа над задачей 3 (с. 51 учебника, часть 2) является пропедевтической работой к изучению темы «Деление с остатком».
Работу можно построить следующим образом: после того как учащиеся прочитали задачу, учитель беседует с ними.
– Сколько дощечек идет на один скворечник? (Семь.)
– Сколько дощечек имеется? (Пятнадцать.)
– Можно из пятнадцати дощечек сделать один скворечник?
– Докажите это. (Если из пятнадцати дощечек взять семь на изготовление скворечника, то восемь дощечек останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать два скворечника?
– Как это узнать? (На один скворечник идёт 7 дощечек. Чтобы узнать, сколько дощечек идёт на 2 скворечника, надо 7 умножить на 2 или к 7 прибавить 7, получится 14. Из 15 дощечек возьмём 14 на изготовление скворечника, и 1 дощечка останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать три скворечника?
– Как это узнать? (На один скворечник идет 7 дощечек, а на 2 – 14. Чтобы узнать, сколько дощечек идет на 3 скворечника, надо к 14 прибавить ещё 7, получится 21. 21 больше 15, значит, 3 скворечника сделать нельзя.)
– Сколько же можно сделать скворечников из 15 дощечек? (Один, два.)
При работе над задачей 4 (с. 51 учебника, часть 2) учитель показывает учащимся краткую запись задачи, которая решается умножением.
– Прочитайте задачу.
– Выделите условие (вопрос).
– Какие слова используем в краткой записи?
– Что известно про Ваню?
– Что известно про Нину?
З а п и с ь:
Решение задачи выполняется по действиям с объяснением.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Как узнать: сколько денег у Вани?
– Запишите. (3 · 5 = 15 (руб.) у Вани.)
– Можем теперь ответить на вопрос задачи?
– Какое действие следует для этого выполнить?
– Запишите. (20 – 15 = 5 (руб.).)
– Сформулируйте ответ и запишите его.
V. Решение и сравнение выражений.
С комментированием выполняется задание 6 (с. 51 учебника, часть 2). Особое внимание следует уделить выражениям первого столбика.
Затем устно, с объяснением выполняется задание 5 (с. 51 учебника, часть 2), в котором учащиеся сравнивают выражения.
Далее учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения, записанные на доске (учитель использует выражения из задания 9 (с. 51 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– На какие группы можно разделить данные выражения? (Высказывания детей.)
– Найдите значения выражений. (Работа выполняется устно, с объяснением.)
– Разделите выражения на группы по их значениям.
VI. Домашнее задание.
Выполнить задание 7 (с. 51 учебника, часть 2).
VII. Итог урока.
– Что узнали сегодня на уроке?
– Всё ли было понятно?
– Оцените свою работу.
У р о к 109. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЕЙСТВИЕМ ДЕЛЕНИЯ
Цели: формировать умение учащихся решать задачи действием деления; развивать вычислительные навыки; закреплять умение учеников решать уравнения и задачи изученных видов; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
9 9 9 9 9 9
0 0 0 0 0 0
III. Устный счет.
1. Какое число и какой знак пропущены?
2. Задание 5 (с. 52 учебника, часть 2).
Учащиеся заполняют таблицу, которая записана на доске. Выполняя задание, дети повторяют термины «слагаемое», «сумма».
3. Сравните значения выражений:
2 · 5 * 2 · 4 3 · 6 * 3 · 3
2 · 7 * 7 · 2 8 · 3 * 3 · 8
2 · 8 * 9 · 2 3 · 4 * 7 · 3
– Можно ли сравнить значения этих выражений, не вычисляя их?