Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и те, что принимаются коллективом.
На практике задача принятия решений характеризуется одновременно несколькими значениями признаков классификации:
• решения в условиях определенности, однокритериальные, групповые;
• решения в условиях риска, многокритериальные, индивидуальные;
• решения в условиях неопределенности, однокритериальные, индивидуальные и т.д.
2.3.2.
Методы формирования решений
Методы формирования решений создаются в соответствии с классом задач принятия решений. Данное понятие является многоуровневым и включает в себя сочетания базовых и специфических методов решения задач. Базовые методы используются в различных областях управленческой деятельности, специфические — в некоторых.
К базовым методам относят следующие:
• целевое управление;
• сетевое планирование и управление;
• статистические (временные ряды, уравнения регрессии, прогнозирование и т.д.);
• методы оптимизации (линейные, нелинейные);
• факторный анализ;
• имитационное моделирование;
• таблицы решений;
• нечеткие множества;
• математический анализ и т.д.
К специфическим методам решения относятся:
• управление проектами;
• управление перевозками;
• управление запасами;
• управление цехом и т.д.
Метод формирования решений, как правило, включает в себя один, два базовых и несколько специфических методов решения задач. Устойчивое, широко применяемое сочетание методов решения задач может приобретать имя, и тогда оно получает свой собственных статус. Например, такое сочетание, как сетевое планирование и управление, в сочетании с методами оптимизации и методами управления перевозками получило
название «оперативный анализ и управление перевозками».
2.3.1.
Этапы принятия решений. Критерии оценки, поиск вариантов, выбор
Практика принятия решений многообразна. Однако все они реализуются по определенной схеме, подсказываемой здравым смыслом. Для того чтобы принять эффективное решение, необходимо выполнить ряд работ, складывающихся из отдельных этапов, процедур и операций. Среди многочисленных подходов к формированию решений выделим трехэтапную модель Г. Саймона, являющуюся основой для реализации большинства известных на сегодня технологий. Модель приведена на рис.
2.7.
Рассмотрим содержание каждого из этапов.
На первом этапе применяются в основном неформальные методы для того, чтобы:
• сформулировать проблему;
• выявить цель;
• сформулировать критерий оценки принятия решений.
Проблема выражает объективно возникающий в процессе управления вопрос, решение которого диктуется интересами лица, принимающего решение (ЛПР).
Для того чтобы осознать проблему, ЛПР должно дать ответы на ряд вопросов, например:
1) в чем проблема? каковы симптомы, т.е. признаки или показатели проблемы? что, собственно, не устраивает ЛПР?
2) в чем особенности проблемы? что мешает или чего недостает при наличии проблемы?
3) можно ли разложить проблему на части, а среди выделенных частей выделить основные и второстепенные проблемы?
На втором этапе формирования решений происходит поиск различных вариантов
— альтернатив. Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений


(действия, состояния, маршруты, стоимости и т.д.).
Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описанием их свойств. Генерация вариантов решений в большинстве случаев выполняется с помощью либо различного рода аналитических моделей, либо баз знаний экспертных систем.
Существует множество аналитических моделей, используемых для подсчета результатов принятия того или иного варианта. Наиболее распространенными являются:
• численные методы решения уравнений или их систем;
• теория игр;
• теория полезности;
• теория статистических решений и т.д.
На третьем этапе, согласно сформулированному на втором этапе критерию выбора, происходят сопоставление, оценка и выбор решения на основании функции полезности.
Простейшим методом оценки, используемым в условиях определенности, является оценка с помощью таблицы «Стоимость — эффективность». Критерием выбора в данном случае выступает максимальный доход на единицу издержек. Метод требует расчета общих издержек и общих доходов по каждому из вариантов. В табл. 2.1 приведен пример использования метода «Стоимость — эффективность» для оценки вариантов капиталовложений.
Если же применяется больше одного критерия, создается таблица «Стоимость — критерий» (табл. 2.2). В ней представляются варианты решений, оцениваемые с различных точек зрения. Допустим, те же четыре варианта капитальных вложений необходимо оценить с позиций трех критериев: близость расположения к железной дороге (транспортные затраты), близость расположения к водоемам (затраты на транспортировку воды), наличие в данной местности работоспособного населения
(затраты на перевозку людей).

Наилучшим вариантом, согласно данным табл. 2.2, является вариант В
4
. Однако абсолютные величины в большинстве случаев малоинформативны. Например, издержки в сумме 153, не соотнесенные с доходами, не устанавливают полностью объективной картины. Поэтому в большинстве случаев в качестве элементов Еу используют относительные величины (ранги, рентабельности, нормы прибыли и т.д.).
Кроме критериев оценки в табл. 2.2 могут указываться и условия, влияющие на результат реальных событий. Такие таблица получили название таблиц решений.
Таблицы решений сочетают в себе варианты решений и возможные ситуации
(условия). Их элементы указывают на ожидаемый результат. Продолжая рассматривать пример о капитальных вложениях, будем считать, что в результате применения таблицы
«Стоимость — критерий» выбран вариант В
4
. При данном варианте возможны различные условия его реализации. В результате будут различаться и последствия. Допустим, возможны следующие факторы: U\ — тарифы на энергоносители не будут превышать ус- тановленные границы; Ui — тарифы на водозабор не будут превышать установленные границы; Щ — работоспособного населения достаточно.


В таблице с помощью символа (У, представлено условие, отрицающее фактор U.
Таблицы решений используются в двух случаях:
1 ) если можно выделить условия, влияющие на результаты вариантов решений;
2 ) если выделенные условия достаточно весомы.
Деревья решений используются в условиях риска, и при этом условия, определяющие варианты решения, находятся в отношениях соподчиненности. На практике это означает, что процесс принятия решения носит многоступенчатый характер: принятие одного решения на более низком уровне управления позволяет перейти к другому, более высокому уровню. Как правило, условия носят качественный характер и определяются вероятными величинами.
Иерархические отношения удобно представлять в виде дерева: дуги дерева отражают альтернативы частичных решений, а узлы — результаты. Таким образом, получают дерево решений, с помощью которого можно представлять вероятностные
(частотные) характеристики условий. Это позволяет достаточно просто определять ре- зультат принятия решения на том или ином уровне дерева, используя математическое ожидание:
Е (общего результата) =
????
????
????
????=????
????
????
где Е (общего результата) — математическое ожидание общего или про- межуточного результата; р\ — вероятность наступления события /; d, — результат
(частный), получаемый при наступлении события /; п — количество событий, влияющих на общий (промежуточный) результат.
Выбор управленческих решений зависит не только от интеллектуального уровня личности, но и от ее нравственно-этической позиции. Современная действительность подчеркивает особую актуальность этой проблемы во всех звеньях управления экономикой.

2.4. Методические и организационные
принципы создания ИС и ИТ
2.5.
Стадии, методы и организация создания ИС и ИТ
2.6. Роль пользователя в создании И С и постановке задачи
План постановки задачи
1.
Организационно-экономическая сущность задачи:
• наименование задачи;
• место решения;
• цель решения;
• назначение
(для каких объектов, подразделений, пользователей предназначена);
• периодичность решения и требования к срокам решения;
• источники и способы получения данных;
• потребители результатной информации и способы ее отправки;
• информационная связь с другими задачами.
2.
Описание исходной (входной) информации:
• перечень исходной информации;
• формы представления (документ) по каждой позиции перечня, примеры заполнения документов;
• количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
• описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
• точное и полное наименование каждого реквизита документа, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
• способы контроля исходных данных;
• контроль разрядности реквизита;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
• балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
• метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
3.
Описание результатной (выходной) информации:
• перечень результатной информации;
• формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель

и его макет и т.д.);
• периодичность и сроки представления;
• количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
• перечень пользователей результатной информации (подразделение и персонал);
• перечень регламентной и запросной информации;
• описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
• способы контроля результатной информации;
• контроль разрядности;
• контроль интервала значений реквизита;
• контроль соответствия списку значений;
Следует запомнить

Эффективность деятельности любой организации в современных условиях определяется степенью информатизации управленческих процессов, качеством информационного обслуживания работающих в ней специалистов, поэтому вопросы создания, эксплуатации, совершенствования ИС и ИТ находятся под постоянным вниманием заинтересованных в их деятельности руководителей.

Процесс информатизации управленческой деятельности сложен, многоаспектен и, прежде всего, зависит от методически обоснованных подходов к созданию, внедрению и эффективному использованию ИС и ИТ, квалифицированного применения стандартов и регламентов при разработке проектных решений и их реализации в программных продуктах, создаваемых фирмами и компаниями- разработчиками.

Информационная технология является основным элементом информационной системы управления в экономическом объекте (предприятии, фирме, корпорации и т.д.).

Объектами проектирования при создании ИС и ИТ является функционирующий в организации управленческий процесс, причем как его содержательная, функциональная часть, так и технология реализации управленческих процедур.

В процессе проектирования ведутся создание и разработка важнейших составляющих
ИС
— информационной технологии, технологии решения функциональных задач и системы поддержки принятия решений.


Для повышения результативности экономической деятельности организации в рыночных условиях проектирование ИС совмещается с инжинирингом, реинжинирингом управленческих процессов, проектированием бизнес-процессов, что позволяет организовать на базе ИТ слежение за результативностью управленческих процедур во времени, включая СППР.

Совместимость
(прежде всего, информационная, техническая, программная) различных экономических объектов (организаций) достигается созданием
ИТ и ИС на единых методических принципах, стандартах и регламентах.

Наибольшее распространение при создания ИТ получили типовое проектирование и автоматизация проектировочных работ.

Пользователь — руководитель, менеджер, специалист конкретной экономической службы — принимает активное участие в работе, связанной с переходом на новую ИТ.

Каждый специалист-экономист, менеджер на своем рабочем месте должен внести вклад в создание ИС и ИТ своими зна- ниями специфики и методики выполняемых им функций и решаемых задач.
• Постановка экономической задачи для ее перевода на новую технологию выполняется по разработанной методике, владеть которой должен каждый менеджер, специалист-экономист.
Вопросы для самоконтроля
1.
Каковы место и значение ИТ в ИС?
2.
В чем состоят назначение и необходимость каждой из обеспечивающих подсистем ИТ?
3.
Раскройте смысл важнейших методических и организационно- технологических принципов создания ИТ и ИС организации.
4.
Охарактеризуйте СППР как объект проектирования ИС управления организацией.
5.
Раскройте взаимосвязь в создании ИС и инжиниринга процесса управления.
6.
Обоснуйте роль ИТ в реинжиниринге и контроллинге бизнес- процессов.
7.
Раскройте смысл основных этапов формирования управленческих решений и СППР.
8.
Назовите критерии, согласно которым происходит выбор решения.
9.
Обоснуйте необходимость участия пользователя в создании проектной документации в процессе создания ИС и ИТ.


10.
Охарактеризуйте наиболее часто применяемые методы и варианты организации создания информационных систем и информационных технологий в управлении.
11.
В чем состоит технология постановки задачи для последующего проектирования ИТ и ИС управления организацией?
Тесты
1.
К какой стадии жизненного цикла системы следует отнести разработку проектных решений?
а) предпроектному обследованию;
б) проектированию;
в) внедрению;
г) эксплуатации.
1.
На какой стадии жизненного цикла информационной системы ведется включение в ИТ новых задач?
а) проектирования;
б) эксплуатации (сопровождение);
в) предпроектного обследования;
г) внедрения.
2.
К какой группе методов создания ИС и ИТ могут быть отнесены устный и письменный опросы исполнителей на их рабочих местах?
а) методы изучения фактического состояния ЭО;
б) методы анализа фактического состояния;
в) методы проектирования нового состояния ЭО, ИС, ИТ.
3.
На какой стадии создания ИС и ИТ применяются методы моделирования бизнес-процессов?
а) предпроектной;
б) проектирования.
в) внедрения.
4.
Укажите правильное определение постановки задачи:
а) постановка задачи — это описание входной и результирующей информации;
б) постановка задачи — это описание алгоритма решения задачи;
в) постановка задачи — это описание задачи по правилам, которое дает представление о ее экономическом содержании и логике преобразования входной информации в результирующую.

5.
Укажите методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта и технологии управленческой деятельности:
а) устный и письменный опросы;
б) анкетирование;
в) наблюдение, измерение, оценка;
г) структурное (модульное) проектирование;
д) анализ задач.
6.
Выберите правильный вариант, в котором перечислены основополагающие принципы создания ИС:
а) системности, развития, совместимости, стандартизации и унификации, эффективности;
б) системности, первого руководителя, новых задач, совместимости, автоматизации информационных потоков и документооборота;
в) системности, развития, первого руководителя, формализации, непротиворечивости и полноты, структурирования данных, новых задач;
г) системности, документооборота, новых задач, стандартизации и унификации.
7.
К какой стадии относится создание технического задания на проектирование системы?
а) проектирование;
б) предпроектное обследование;
в) ввод системы в действие;
г) промышленная эксплуатация.
1.
Выберите правильный вариант ответа. Эргономическое обеспечение ИС — это:
а) комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИТ;
б) совокупность математических методов и моделей, используемых при решении функциональных задач;
в) совокупность методов и средств, предназначенных для создания оптимальных условий деятельности человека в ИТ, ее быстрейшему освоению.
2.
Выберите правильный вариант ответа. Принцип развития ИС заключается в том, что:
а) с течением времени ИС будет адаптироваться к новым задачам управления;
б) будут расширяться возможности системы за счет совершенствования системы управления, появления новых задач;
в) будет достигаться оптимальное соотношение между затратами на создание ИС