Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подсистем, набор специального программного обеспечения для решения функциональных задач и реализации специалистом-экономистом его профессиональных обязанностей по повышению качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
Современное проектирование ИС и ИТ тесно увязывается с поиском новых путей совершенствования самой управленческой деятельности. Имеется в виду разработка бизнес-процессов, использование инженерных подходов — инжиниринга и реинжиниринга для формализации и моделирования процедур управления с последую- щим их анализом, нахождением наиболее рациональных вариантов организации бизнес- процессов.


2.2. Система поддержки принятия решений и инженерное
проектирование в управлении организацией
Развитие современных информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования процесса управления. Создание системы поддержки принятия решений (СППР) создает реальные условия менеджерам и руководителям любого уровня оперировать в процессе аналитической работы и подготовки решений не только количественными, затратными параметрами, но и оценивать и учитывать качественные стороны управленческих процедур.
В настоящее время проблема комплексной автоматизации управленческой деятельности стала актуальной для каждой организации (предприятия, фирмы) вне зависимости от ее размеров, профильной ориентации, сложности иерархии управления.
Не допустить снижения уровня ликвидности и рентабельности, обеспечить координацию планов, анализ причин отклонения фактических показателей от плановых, разработать рекомендации по обеспечению выживания организации на ближайшую перспективу — далеко не полный перечень задач, которые должны решаться менеджером и руководителем организации в автоматизированной среде СППР, входящей в состав ИС организации.
Накопленный многолетний опыт создания ИТ и ИС управления показал, что эффективность функционирования организации зависит не столько от уровня автоматизации информационных процессов, сколько от целенаправленности, аналитичности, регламентированности процедур самой управленческой деятельности, в обоснованности принимаемых менеджерами и руководителями решений. Теперь не возникает вопроса о том, надо или не надо автоматизировать технологические операции при решении функциональных задач, а решаются проблемы и ведется поиск путей использования информационных технологий для повышения эффективности деятельности организации, ее прибыльности, безубыточности. Поэтому на первом плане оказываются разработка информационных технологий решения функциональных задач, анализа и подготовки принятия решений, внедрение целенаправленных, научно обоснованных процедур управления организацией.
Начало проектированию управленческих процессов на этих основах было положено за рубежом в 80-х годах истекшего столетия и получило название бизнес-инжиниринга.
Под бизнес-инжинирингом понимается выполнение комплекса проектировочных работ по разработке методов и процедур управления бизнесом, когда без изменения принятой структуры управления в организации (,предприятии, фирме) достигается улучшение ее финансового положения.


Бизнес-инжиниринг, в основе которого лежат системотехнический, инженерный подход и те же методы проектирования, которые используются при создании ИС и ИТ, как показало его практическое применение, позволяет более результативно использовать преимущества новых информационных технологий и человеческих ресурсов для дости- жения успеха и избежания рисков от управленческой деятельности.
Инжиниринг бизнеса состоит из набора приемов и методик, которые использует организация для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями, сохраняя действующую организационную структуру и соответствующую архитектуру ИС (рис.
2.2). При этом деятельность организации рассматривается как процесс, который может быть спроектирован, смоделирован с использованием ПК и ППП, и если необходимо, то перепроектирован в соответствии с инженерными принципами и учетом поставленных целей
Инжиниринг располагает для проектирования бизнеса рядом методик:
• выделение пошаговых процедур проектируемого бизнеса;
• внедрение описывающих процедуры систем обозначений;
• использование эвристик и прагматических решений, позволяющих описывать степень соответствия спроектированного варианта бизнеса заданным целям.

Решение этих сложных проблем взяли на себя зарубежные и российские специализированные фирмы — консалтинговые, занимающиеся консультационной работой и подготовкой проектных решений, и фирмы по созданию тематических прикладных программ.
В качестве примеров таких систем могут быть названы: MRP — Material
Requirement Planning (системы планирования потребностей в материалах); MRP II —
Manufacturing Resource Planning (системы планирования ресурсов производства); CRP —

Computing Resource Planning (система планирования производственных мощностей);
CAE — Computing Aided Engineering (автоматизированные системы инженерного проектирования — САПР). Приобрела широкую известность и завоевала рынок программных продуктов компания — разработчик «1C», выпускающая программные комплексы «1С» с расширенными инструментальными возможностями авторизации решения бухгалтерских задач в различных организациях (отраслевые системы
«Промышленность», «Торговля», «Бюджетные организации», «Строительство» и др.).
Благодаря заложенным в них конструкторским особенностям программные комплексы
АРМ обеспечивают пользователям возможность выполнения любых расчетов, составления отчетности в требуемых формах, выдачи информации в нужных режимах.
Реальным стало внедрение в повседневную практику управленческой деятельности формирования бизнес-процессов.
Под бизнес-процессом понимается целостное описание основных видов деятельности организации (предприятия, фирмы, корпорации) и их проекции на организационные структуры с учетом развития взаимодействия между участниками во времени.
Создание такого сложного организационно-технологического комплекса ме- тодических решений, направленного на кардинальное улучшение управления бизнесом, получило название «реинжиниринг бизнес- процессов».
Проект по реинжинирингу бизнеса, как правило, включает следующие этапы: разработку образа будущей организации; анализ существующего бизнеса; разработку нового бизнеса и внедрение нового бизнеса. Обновляются и подходы к проектированию
ИС, где новые ИТ должны служить технологической платформой реального реинжиниринга в организации и платформой новых отношений и возможностей людей в компьютеризированных коллективах. Должны создаваться проектные решения, предусматривающие влияние изменений бизнес-процессов на новые ИТ архитектуры, и прежде всего на архитектуры систем с базами данных.
Построение процессной модели предприятия предусматривает выделение на верхнем уровне рассмотрения следующих видов бизнес-процессов с последующей их декомпозицией:
• основные бизнес-процессы (производство продукции, услуг);
• вспомогательные бизнес-процессы
(обеспечение материальными, финансовыми, техническими, информационно-технологическими и другими ресурсами);
• бизнес-процессы управления предприятием (стратегическое, тактическое, оперативное управление).


Среди наиболее известных западных систем подобного класса, представленных в
России, — Axapta, Baan, R/3. Приближаются по своим эксплуатационным возможностям и программные приложения, выпускаемые отечественными фирмами: Галактика, БЭСТ,
Парус, 1C и другие.


Поэтому появившиеся OLAP-системы, системы аналитической обработки (On-line
Analytical Processing) со структурами многомерных хранилищ данных, которые разрабатывались параллельно с ERP, но сразу были ориентированы на анализ и обработку информации в режиме реального времени, оказались благодаря гибкости представления и обработки данных чрезвычайно востребованными именно аналитиками и руководителями организаций, т.е. лицами, непосредственно принимающими решения или их подготавливающими. В практике наших организаций, банков используются
Oracle, Express, Business Objects, Essbase и др.
Следующим шагом в развитии методики создания ИС и ИТ стал выпуск версий приложений, специализирующихся на автоматизации решения управленческих задач бюджетирования, финансового планирования, анализа и контроля. Таким приложением явилось семейство программных средств, получивших название Управление эффективностью бизнеса — ВРМ (Business Performance Management), рассчитанное на корпоративное функционирование внутри организации.
ВРМ как информационная система интегрирует системы транзакционного типа
(ERP, СРМ и другие приложения), а также включает системы бизнес-интеллекта BI
(Business Intelligence) и тем самым создает информационно-технологическую среду для реализации управленческих процессов, что позволяет специалистам осваивать, рационально использовать методы стратегического и тактического управления, являющиеся на текущий момент наиболее эффективными с точки зрения глобальных целей организации (рис. 2.5).
Интенсивно развивающаяся сеть корпоративных ИС, расширяющееся применение
Web-серверов создает специалисту- аналитику реальные возможности доступа к огромному объему разнообразной по содержанию и формам представления информации.
Применение для интеллектуального анализа, тактического и стратегического управления таких информационных технологий, как DM (Data Mining) и DWH (Data Ware Havse), позволяет выделять скрытые зависимости между рассматриваемыми факторами, представленными в различных форматах (символьные, числовые, графические, неструктурированные, структурированные и т. п.), проводить анализ различных фактов и выделять из множества характеризующих их значений те, которые определяют поведение объекта (процесса) в текущем и будущем периодах.


ВРМ -системы позволяют менеджерам увязывать воедино такие аспекты рассмотрения, как миссия компании, стратегия развития, цели, долгосрочные планы, среднесрочные перспективы и конкретные бюджеты на ближайший период. В рамках подобной среды сотрудничества руководители (топ-менеджеры) могут доводить черно- вую версию бюджетов до АРМ линейных менеджеров (начальников отделов).
Последние, оценив свои возможности, могут вносить коррективы, использовать в работе отчетность смежных подразделений, например, на основе поставок сырья, оценивать свои возможности по объемам производства и т.п. Такой процесс двунаправленного бюджетирования, проходящий в информационнотехнологической среде, может итеративно повторяться до тех пор, пока не будет составлен наиболее реальный бюджет.
2.3. Методы и модели формирования управленческих решений
2.3.1.
Классификация задач принятия решений
Процессы принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности в экономике, политике, технике, социальной сфере. Научным обслуживанием этих процессов, т.е. изучением и развитием методов принятия решений, первоначально занималась такая научная дисциплина, как «Исследование операций».

Однако со временем практика управления потребовала вовлечения в процесс принятия решений не только формальных методов, но и качественных факторов. К последним относятся характеристики и знания специалистов, которые невозможно формализовать.
Это прежде всего опыт, интуиция, приверженность к тем или иным взглядам на методы управления лица, принимающего решение (ЛПР). Отсюда появилось новое комплексное научное направление «Системы поддержки принятия решений», которое использует не только формальные методы дисциплины «Исследование операций», но и достижения в области новых информационных технологий и искусственного интеллекта. В числе по- следних особенно важными являются мультиагентные системы, способные к воспроизведению таких антропоморфных свойств, как опыт и интуиция, а также к имитации убеждений, желаний, замыслов и обязательств.
Конечный продукт работы любого менеджера — это решение и действия.
Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприятия, либо к неудачам.
Принятие решения — это всегда выбор определенного направления деятельности из
нескольких возможных.
Так как процесс управления в экономике реализуется исключительно посредством формирования и реализации управленческих решений, поэтому остановимся на типах решений, которые имеют различные характеристики и требуют различных источников данных. На рис. 2.6 показана взаимосвязь типов решений, преследуемых руководством различных уровней.
Оперативные решения принимаются в условиях определенности. В результате процесс принятия решения становится относительно рутинным и почти беспроблемным.
Параметры (характеристики) производства, используемые в процессе принятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью, а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна.
Например, работники отдела поставок, осуществляющие поддержку на определенном уровне бесперебойности производства, проверяют соответствие запасов выполнению заказов, договорам и потребностям предприятия и изменяют предыдущее количество заказов, если количество товаров на складе снизилось.


Тактические решения обычно принимаются управленцами среднего уровня, ответственными за обеспечение средствами для достижения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена. Ответы на такие вопросы, как: «Каковы должны быть кредитные лимиты для определенного класса заказчиков?», «Какой поставщик должен быть первоисточником сырьевых ресурсов?», «При каких условиях давать скидку заказчику?» — это примеры тактических решений, принимаемых на среднем уровне.
Стратегические решения принимаются на основе целей компании, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базироваться долгосрочное планирование, а также опреде- ление критических факторов деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений. «Какой стратегии мы должны придерживаться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке — выбрать дешевого по- ставщика или что-то другое?», «Хотим ли мы завоевать весь рынок или только его часть?», «Каков соответствующий баланс между ростом долгосрочных продаж и краткосрочной прибыльностью?». Ответы на эти вопросы — типичные решения стратегического уровня.
Стратегическим решениям присуща долгосрочность, комплексность, неструктурированность и непериодичность. Большинство характеристик, которые следует учесть, не могут быть определены, хотя оценки, как правило, содержат несколько ключевых переменных, влияющих на решения. Существует много неопределенных факторов, которые влияют на решение (например, информация о конкурентах, поставщиках, потребителях и о всей индустрии, в которой работает фирма).
Во многих случаях информация, используемая для принятия решения, основывается на интуиции и мнении других ЛПР. Из-за расплывчатости и отсутствия ясных причинно-
следственных связей существует высокая степень неопределенности, связанная с принятием стратегических решений, сопряженных с высокой степенью риска и длительным периодом их влияний. Должен пройти длительный срок для выявления реальных результатов, которые в дальнейшем трудно изменить.
Задачи принятия решений можно классифицировать по следующим признакам:
• степени определенности;
• критериальности;
• коллективности.
Степень определенности определяется условиями, в которых принимается решение.
Принятие решений в условиях определенности. Под определенностью понимается ситуация, при которой известен вполне определенный набор последствий альтернативного решения. Для расчетов, как правило, применяются детерминированные зависимости, а исходные данные достаточно достоверны. При этом соблюдаются при условия:
1) задача хорошо формализована (имеется модель решения);
2) существует критерий оценки качества решения;
3) последствия принятия решения можно определить.
Принятие решений в условиях риска. В этом случае имеется несколько ситуаций, которые могут наступить с разной вероятностью, и каждому условию соответствует свой набор последствий. Вероятность может быть определена, для чего должны быть статистические данные.
Принятие решений в условиях неопределенности. Эти задачи возникают при условии применения в процессе принятия решений неточной, неполной, слабо структурируемой информации. Формальные модели либо отсутствуют, либо сложны.
Вероятности наступления событий не определяются.
С помощью признака критериальности все задачи принятия решений можно разделить на два класса:
• однокритериальные;
• многокритериальные.
Если процесс принятия решения характеризуется несколькими альтернативами, то должен быть критерий, согласно которому будет выбрана одна их них. Если альтернативы нет, задача тривиальна.
Признак коллективности делит все задачи на те, что принимаются одним лицом,