Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) социально-моральная взрослость, выражающаяся в значительной эмансипации от взрослых, участие в заботах о членах семьи, ответственное отношение в общении с взрослыми и товарищами, наличие собственных взглядов, оценок суждений, стремление отстоять их;

2) взрослость в интеллектуальной деятельности, характеризующаяся наличием у подростков стремления к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию;

3) взрослость в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола, которая подражает отношению взрослых: подростки назначают друг другу свидания, устраивают вечеринки с танцами, взаимными ухаживаниями и т.д.;

4) взрослость во внешнем виде и манере поведения, проявляющаяся в прямом подражании взрослым; выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки стараются следовать моде в прическе и одежде; перенимают манеры поведения с непременным атрибутом употребления вульгарных слов, курения и т.д.

То, что касаемо субъективной взрослости – собственно чувства взрослости, то автор говорит, что анализировать содержание «чувства взрослости» очень сложно, поэтому оценивать развитие субъективной взрослости можно только по внешним признакам.

В исследовании «чувства взрослости» Д.В. Эльконин уточнял, что это чувство не имеет прямой связи от полового созревания подростков, поэтому является доказательством изменения именно психического развития, не связанного с биологическим созреванием [6].

К.Н. Поливанова в своих исследованиях раскрыла внутренние переживания подростков, во время взросления, именно через временную перспективу, где ярко выражены изменения Я во времени. Было выявлено, что пик этих кризисных переживаний приходиться на возраст 10,5 – 11,5 лет и характеризуется изменением отношения к себе. На смену представлению о себе "целостного Я» приходит «Я изменяющееся» во времени собственной жизни, «Я становится зависимым от ситуации [10 c.156]. На смену реальному Я приходит видение об идеальном Я в будущем.

Развитие «чувства взрослости» у подростков делает внутренний мир качественно иным относительно предыдущего этапа развития. Его отношение к миру тоже качественно меняется, и поэтому развитие личности ребенка требует качественно другого отношения к себе, прежде всего от близких взрослых. Задача взрослых понимать и принимать «чувство взрослости», уважать это чувство и помочь ему в преодолении тревог и страхов, которые сопровождают подростка в этот непростой этап взросления. При положительном протекании взросления подрастающие люди приобретают такие важные качества как самостоятельность, ответственность, осмысленность жизни, саморазвитие личности, терпимость при социальном взаимодействии, позитивное мышление и личностная активность [12].

1.3 Особенности развития чувства взрослости в онтогенезе
Самой приоритетной задачей в модернизации отечественного образования является не только обеспечение его качества, но и воспитание личностей высоконравственных с высокой социальной жизненной позицией.

Важной частью становления личности является взросление, которое приходится на подростковый период, охватывающий возраст примерно от 11-12 до 14—15 лет. При гармоничном воспитании подростки входят во взрослый мир зрелой личностью. Особенно старший подростковый период играет важнейшую роль в формировании процесса взросления. Успешно прошедшие период взросления подростки благополучно осваивают новые социальные роли в обществе [12].

Многие исследования в области психологии показали, что в подростковом возрасте одним из важных новообразований в развитии личности является «чувство взрослости». Школьник остро чувствует, что он уже не ребенок и требует равноправного отношения со стороны взрослого. Подросток стремиться к независимости, самостоятельности, самоутверждении и настаивает на уважении от окружающих. Он осваивает новые нормы и ценности, установки, которые, по мнению подростка присущи взрослым.

Т.В. Драгунова выделили виды взрослости:

1. Подражание внешним признакам взрослости: в одежде, косметике, манере поведения, курении, формах проявления симпатии и т.п.;

2. Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины» – смелость, мужество, выносливость, воля верность в дружбе. Проявляется в большей степени активным занятием спорта;

3. Социальное взросление - овладение разными умениями при взаимодействии подростков со взрослыми (водить автомобиль, фотографировать, столярничать, шить и т.п.);

4. Интеллектуальная взрослость - стремление много знать и уметь; быть компетентным во взрослых вопросах; участвовать за пределах школьной деятельности.

Важная сторона «чувства взрослости» – делать что то полезное, не детское, признаваемое взрослыми. Так в своих работах Н.С. Лейтес писал, что для учеников средних классов становиться особенно значимым и необходимым для полноты, радости жизни участие в делах, которые впервые оказываются им доступны, где они могут проявить свои новые возможности. Такая степень психологической зрелости, при которой запасы энергии расходуются не только в играх и учебной деятельности, но и в практически значимых видах работы, часто обращает на себя внимание в этом возрасте. Отзывчивость на общественное выступает у учащихся средних классов в стремлении, потребности применить свои силы. Лейтес считает, что, никакой другой возраст не несет с собой такой готовности к самым разнообразным действиям и жажды самоутверждения.



Этим сказывается увлеченность школьников данного возраста в общественно полезной деятельности. Эту особенность используют в работе массовых детских организациях.

В настоящее время такой масштабной организацией как «Пионерия» нет и подросткам негде применить лучшую из сторон «чувства взрослости» - общественная активность. Не востребованность данного направления ведет к неуверенности своей взрослости, в то же время подростку необходимо это признание от окружающих. Поэтому часто формы проявления «чувства взрослости» носят демонстративный характер, на фоне чего возникает конфликтность. Психологи утверждают, что особенно остро это отражается в семье, где подростки хотят самоутвердиться и уйти из опеки взрослых.

Примерно в возрасте 10 лет конфликтное поведение проявляется в общении с бабушками, дедушками, сестрами, братьями и оно сопровождается детскими формами поведения (повышенное требование защиты, ласки, отказ от выполнения новых требований).

На следующем этапе около 11 лет конфликтность появляется в отношении матери. Подросток категорически отказывается от тех форм поведения, какие ему кажутся детскими.

На третьем этапе - 12 лет возрастает значение общения с отцом, чье мнение и признание достижений подростка считается важным.

В возрасте 12-13 лет конфликтность появляется на фоне отстаивания своих взглядов и прав, критикуя нормы и требования взрослых [2].

Д.И. Фельдштейн провел анализ психического развития подростка и его связи, выделил три его стадии:

1) «Локально – капризный» - подростки 10- 11 лет. В этом возрасте ребенок стремиться добиться признания своих возможностей и значения, через решение отдельных задач, которые сопровождаются повышенной эмоциональностью.

2) «Право – значимый» - 12-13 лет. Дети этого возраста нуждаются и требуют признания на общественном уровне, расширения своих прав не только в семье.

3) «Утверждающе – действенный» - 14-15 лет. В это период развивается способность функционировать во взрослом мире, появляется возможность проявить себя. Возникшая самооценка дает представление о себе в настоящем [4].

Таким образом, становление личности подростка происходит через внутренне осознание себя как личности. Ценностный мир ребенка разворачивается в его отношении к себе, другим людям, всему обществу в целом. Его переживания воспринимаются им как уникальные, старательно скрываются от окружающих из страха быть непонятым. В переходный период меняется не только самосознание ребенка, но активно возрастает желание быть признанным, понятым и полезным для общества. Поэтому очень важно особенно внимательно относиться к растущим людям и вовремя направить потенциал ребенка для дальнейшего его развития.


Изменение сознания характеризуется началом кризисного периода развития, который заканчивается трансформацией социальной ситуации развития. Социальную ситуацию развития Л.С. Выготский считает не условием жизнедеятельности ребенка, а системой его взаимоотношений с окружающим миром. Выготский писал о том, что социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возрастам социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения с окружающими. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов, в частности в переходном [20].

На фоне этих внутренних изменений подростка меняется и его поведение, что приводит в замешательство взрослых, которые в свою очередь пытаются вернуть прежнюю модель поведения ребенка. Через процесс противостояний взрослым все же приходится изменить свое отношение и выстраивать новые отношения и способы взаимодействия.

Несмотря на сложность исследования периода взросления подростков, важно найти и выделить положительные особенности развития этого процесса.

Картина мира ребенка переходного возраста меняется, в том числе видение себя во времени тоже меняется. Значит необходимо понять возникновение новой временной перспективы, как изменение отношения подростка к окружающей действительности. Это делается возможным, если используются представления о соотношении реальных и идеальных форм как того, что изначально характеризует развитие ребенка. Новая идеальная форма специфична для каждого возраста, для подростков она более абстрактна и неконкретна, в то же время романтизирована в представлении о взрослости. Стремление быть взрослым чаще всего приводит к критичности по отношению к настоящему и идеализированному представлению о будущем [9].

Развитие «чувства взрослости» делает внутреннее состояние подростка качественно другим относительно предыдущего этапа развития, поэтому его отношение к окружающему миру так же становиться качественно другим. В связи с этим дальнейшее развитие личности подростка требует качественно нового отношения со стороны окружающих и прежде всего со стороны близких взрослых [6].
Выводы по первой главе
Переходный возраст в развитии человека протекает, как правило, остро и бурно. В период взросления у подростков выявляются с одной стороны негативные проявления: капризность, упрямство, противоречие, бунтарство по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст характеризуется и многими положительными факторами: самостоятельностью, ответственностью, расширением сферой деятельности, стремлением к познанию нового. Данный период важен, прежде всего, как период освоения подростком своей новой социальной роли.


В психологической науке взросление исследуется как один из важнейших этапов развития личности, дающее закладку идентичности личности. В нашей стране исследования в этой области имеют большое и пристальное внимание (Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, О.И. Фиофанова, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, и др.).

Опираясь на исследования К.Н. Поливановой, О.А. Фиофановой, Т.А. Хагурова, можно выделить следующие риски взросления: дефицит общения со сверстниками, неприятные условия пребывания в школе, уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры, отказ от взросления, пассивность в проявлении собственной активности, боязнь собственных инициативных действий, отсутствие ценностного отношения к жизни, различного рода негативные эмоции.

Овладение внутренней стороной взрослости – умение отвечать за свои поступки, развивать систему ценностей, иметь собственную позицию требуют большой работы над собой. Эта позиция предполагает развитие самопонимания как постижение смысла собственного существования [18].

Развитие подростков проходит обязательным взрослением, которое сопряженно «чувством взрослости» – одним из новообразований в психике ребенка. Меняется самосознание растущего человека, его отношение к себе и окружающим. Подросток требует к себе уважительного отношения, заявляет о своих правах, стремиться к самостоятельности. Он примеряет на себе новые образы и стремится к идеалам, стараясь подражать внешне и равняться по таким качествам как «настоящий мужчина», «настоящая женщина». Особое значение имеют новые социальные роли, которые осваивает подросток – это стремление действовать по взрослому, овладевать новыми знаниями и умениями. Взрослеющим детям очень важно быть понятыми и признанными, им необходимо делать что-то действительно полезное. Если эти стремления подростка не поняты взрослым и не востребованы, то чаще всего это выливается в протесты, конфликты, противостояния. Чувство взрослости обозначает свою жизненную позицию в отношении к людям и миру, выражает индивидуальное направление в социальной активности. В сознание подростка происходит изменение отношения реального и возможного, отсюда и изменения восприятия себя во временной перспективе.

Зафиксированы данные в ряде отечественных и зарубежных исследованиях о взаимосвязи отдельных показателей личностной зрелости и отношения к разным периодам собственной жизни подростков. Так, описание жизненных сценариев, личных историй о своем прошлом, настоящем и будущем могут служить индикаторами дезадаптации, тревожного расстройства в подростковый период.