Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В теоретической части исследования были обнаружены основные дескрипторы «чувства взрослости» наиболее характеризующие переживания подростками переходный возраст:
- изменение самосознания, самоотношения, самооценки;
- критичность по отношению настоящего и идеализирование будущего;
- временная перспектива как отражение динамики отношений реальной и идеальной форм;
- развитие ответственности, стремление к самостоятельности, стремление делать что то важное, реально полезное;
- желание, что бы окружающие относились к нему как взрослому, уйти от контроля взрослых;
- присвоение внешних атрибутов взрослости.
Глава 2 Изучение особенностей чувства взрослости младших и старших подростков
2.1 Обоснование гипотезы
В первой главе, на базе мировых исследований, было выявлено, что «чувство взрослости» подростков – одно из новообразований психики подрастающих людей, которое в будущем задает определенно направление в жизненной перспективе личности. Это чувство способно отождествлять и сравнивать себя с окружающими, находить образцы для усвоения, строить новые межличностные отношения. Однако «Чувство взрослости» проходит стадиальность от «сказочного», внешне окрашенного героическими поступками до реальных поступков, движимыми внутренними признаками взрослости. Дети внутренне меняются, меняется их отношение к окружающей действительности и прежде всего к себе.
В исследовании необходимо было выяснить то, как меняются внутренние психологические процессы подростка, путем самопонимания себя в настоящей реальности и во временном пространстве в рамках прошлого, настоящего и будущего. Важно отметить и оценить эту трансформацию, что бы понимать - как внутренние мотивы ведут ребенка во взрослость.
Одной из особенностей, характеризующей подростковый возраст, является развитие самосознания, которое формируется на протяжении всех этапах развития личности, но особенно высокие параметры его изменения приходятся на младший подростковый возраст.
Предполагается, что «чувство взрослости» как одно из важнейших новообразований самосознания младших подростков на начальном этапе развития отличается от «чувства взрослости» подростков – старшеклассников. Таким образом, необходимо найти особенности динамики развития чувства взрослости в онтогенезе. Данную гипотезу нам предстоит исследовать в этой главе.
2.2 Методология исследования
С целью определения сравнительных изменений чувства взрослости у младших и старших школьников было проведено исследование, состоящее из трех этапов: теоретическое исследование, обоснованное путем анализа научных статей, учебников, давших представление о взрослении и чувстве взрослости подростков на разных этапах его развития; практическая исследовательская работа с применением методик: «Профиль самовосприятия» для подростков (С. Хартер в адаптации Н.К. Радиной, Е.Ю. Терешенковой) (Приложение А); «Прошлое, настоящее, будущее» ( А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова) (Приложение Б); методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем»; (Приложение В);интерпретации и сравнительного анализа результатов исследования.
Методика «Профиль самовосприятия» С. Хартер (1988) использована с целью выявления особенностей самовосприятия у подростков. Используемая методика С. Хартер адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке исследователями Н.К. Радиной и Е.Ю. Терешенковой в 2006 году. В этой методике используется 9 субшкал: «Школьная компетентность», «Социальное принятие», « Атлетическая компетентность», «Физическая форма», «Профессиональная компетентность», «Романтическое влечение», «Поведение», «Близкие дружеские отношения», «Глобальная/общая самооценка». В нашем исследовании мы использовали две субшкалы «Социальное принятие» и «Глобальная/общая самооценка» для определения основных качеств чувства взрослости. Методика поводилась фронтально с классом в виде опросника. Подросткам предлагается ответить на вопросы, выбирая одну из альтернатив высказывания. Результаты сопоставляют со стандартизированными данными с помощью ключа. Полученные результаты дают нам самооценку подростка направленной компетенции.
Методика «Прошлое, настоящее, будущее» (А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова) применили для диагностики временной перспективы (представление о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином пути развития).
Методику проводили с целым классом на классном часе. Детям предложили бланки, где нужно было написать по пять событий из своего прошлого, настоящего и предполагаемого будущего. Далее никаких разъяснений не дается, подростки пишут самостоятельно.
В этой методике анализируются такие параметры как – само содержание события, его временная отнесенность, субъективность (роль респондента в данных событиях), отношение к событиям. То как подросток видит себя во времени от прошлого к настоящему, является показателем переходного возраста на этап выше к взрослости.
Методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем» была завершительным этапом нашего исследования, в котором мы фиксировали данные личностных характеристик и перспективу их развития.
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Результаты методики «Профиль самовосприятия для подростков»
Таблица 1 - Результаты методики «Профиль самовосприятия для подростков» подростков 6 класса
6 класс – 25 человек | ||||
Девочки – 9 человек | Мальчики – 16 человек | |||
Социальное принятие | Общая самооценка | Социальное принятие | Общая самооценка | |
9 баллов - 1 | 12 баллов – 1 | 8 баллов – 1 | 9 баллов – 3 | |
12 баллов – 1 | 13 баллов – 2 | 10 баллов – 1 | 10 баллов – 2 | |
13 баллов – 6 | 14 баллов – 4 | 12 баллов – 1 | 11 баллов - 3 | |
15 баллов - 1 | 15 баллов – 1 | 13 баллов – 4 | 12 баллов – 1 | |
| 16 баллов - 1 | 14 баллов - 6 | 13 баллов – 3 | |
| | 15 баллов - 2 | 14 баллов – 3 | |
| | 17 баллов - 1 | 16 баллов - 1 | |
Ниже среднего – 11,11% Выше среднего – 11,11% Ближе к среднему –77,78% | Ближе к среднему – 88,89% Выше среднего - 11,11% | Ниже среднего – 12,5% Ближе к среднему – 81,25% Выше среднего- 6,25% | Ниже среднего – 31,25% Ближе к среднему – 62,5% Выше среднего- 6,25% |
Рисунок 1 - Гистограмма показателей социального принятия и глобальной самооценки подростков 6 класса
Из гистограммы (Рисунок 1) видно, что общее социальное принятие у шестиклассников достаточно ровное, в кругу сверстником они чувствуют себя достаточно комфортно. По выявленным ответам на утверждения «Другие подростки с легкостью заводят новых друзей» и «У некоторых подростков много друзей», большинство из подростков ответили положительно, что является позитивным показателем социального принятия подростком. Самооценка девочек - шестиклассниц значительно выше самооценки мальчиков и низких показателей по этой шкале у девочек нет совсем. По заданным утверждениям девочки выбрали варианты ответов, где отмечается, что они собой очень довольны и счастливы быть такими, какие они есть. Показатели мальчиков по глобальной самооценке достаточно низкие и почти треть младших подростков дали низкие показатели. Мальчики данной категории отмечают, что они не совсем довольны собой и хотели бы, что то в себе изменить. Ввиду того, что школа «Патриот» с кадетскими классами - девочек в классах гораздо меньше, самооценка у них достаточно высокая, т.к. конкуренция среди девочек небольшая и дает им преимущества быть боле увереннее в себе.
Таблица 2 - Результаты методики «Профиль самовосприятия для подростков» (С.Хартер) подростков 9 класса
9 класс – 23 человека | |||
Девочки – 8 человек | Мальчики – 15 человек | ||
Социальное принятие | Общая самооценка | Социальное принятие | Общая самооценка |
9 баллов - 1 | 10 баллов – 3 | 9 баллов – 1 | 6 баллов – 1 |
10 баллов - 2 | 11 баллов - 1 | 10 баллов – 2 | 8 баллов –1 |
12 баллов – 2 | 12 баллов – 2 | 11 баллов – 1 | 11 баллов - 2 |
13 баллов – 2 | 13 баллов – 1 | 13 баллов – 5 | 12 баллов – 3 |
16 баллов - 1 | 16 баллов - 1 | 14 баллов - 4 | 13 баллов – 3 |
| | 15 баллов - 1 | 14 баллов – 4 |
| | 18 баллов - 1 | 18 баллов - 1 |
Ниже среднего – 12,5% Выше среднего – 12,5% Ближе к среднему – 75% | Ближе к среднему – 87,5% Выше среднего – 12,5% | Ниже среднего – 6,67% Ближе к среднему – 80% Выше среднего - 13,33% | Ниже среднего – 13,33% Ближе к среднему – 80% Выше среднего- 6,67% |
Рисунок 2 - Гистограмма показателей социального принятия и глобальной самооценки подростков 9 класса
У девятиклассников картина показателей по шкалам более стабильная, чем у шестиклассников (Рисунок 2). «Социальное принятие» у девочек и мальчиков ближе к средним показателям и выше. Они так же легко находят друзей, имеют много приятелей и вполне довольны собой. Большая часть подростков этой группы считают себя популярными среди сверстников и считаю, что легко нравятся тем, кого встречают. «Глобальная самооценка» девочек – девятиклассниц тоже чуть выше, чем у мальчиков - девятиклассников, но у мальчиков - старших подростков она значительно выше, чем у мальчиков – младших подростков, т.е. они более уверенные в себе и спокойные.
При сравнении показателей младших и старших подростков можно удостовериться в том, что младшие подростки более критичны к себе и к социальной ситуации в целом. Это подтверждает одну из характеристик качеств «чувства взрослости». Т.е. внутренняя конфликтность подростков к себе и окружающему миру в своем развитии ослабевает и подросток к старшему периоду приобретает большую уверенность в себе и может более адекватно оценивать свои возможности в социализации.
Важной характерной чертой в межличностных отношениях подростков считается – общение со сверстниками, что мы и зафиксировали в данной методике. В большинстве утверждений предложенных подросткам например: «У некоторых подростков много друзей» или «Некоторые подростки довольны своим кругом общения в среде ровесников» согласий было большинство.
Шкала «Социальное принятие» свидетельствует о самовосприятии подростка своей популярности у ровесников, а так же его представлений о том, нравится ли он (она) другим (например, утверждение «У некоторых подростков много друзей, «У других подростков мало друзей»).
Шкала «Глобальная/общая самооценка» отражает то, насколько подросток нравится самому себе как личность, насколько он доволен своей жизнью (например, утверждение «Некоторые подростки довольны собой практически всегда, а другие подростки часто недовольны собой»).
Подростки меняют свое отношение к окружающим изменения прошлого и настоящего и будущего, происходят изменения Я во времени, таким образом, важно проследить эту динамику от младшего до старшего подросткового возраста. Для определения временной перспективы мы использовали методику “Прошлое, Настоящее, Будущее” (А. Венгер, Ю.М. Десятникова, 1995). Детям предложили написать на листе бумаги по пять событий из прошлой, настоящей и предположительной будущей жизни, без дальнейших комментарий. Было выделено 15-20 минут для проведения исследования.