Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
Понятие и формы государственно-территориального устройства.
Основные формы государственно-территориального устройства:
58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.
1. Понятие гражданского правоотношения
2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание
§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
1. Возникновение (создание) юридического лица
2. Прекращение юридического лица путем реорганизации
2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
11. Понятие и виды субъектов административного права.
Предмет, метод и задачи науки административного права.
6. По форме выражения (по способу выражения):
3. Процедура принятия административно-правовых актов управления
-
Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства[1]. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума. Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства (или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях), закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности[1]. Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Теория общественного договора определяет Конституцию как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон. В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения[2].
Конституция РФ регулирует государственное управление, определяя закрепленные в ней базовые принципы и положения, относящиеся к основам конституционного строя, правам и свободам человека, федеративному устройству, разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, институту президентства и другим высшим органам государственной власти – Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, судебной власти, местному самоуправлению.
По Конституции Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
-
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы: знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности; представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия; понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим. Конституция РФ состоит из: вступительной части (преамбулы), первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав, второго раздела.
Основные характеристики конституционного строя:
1) народовластие (народный суверенитет);
2) наличие Российского государства как всеохватывающей организации всего народа;
3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
4) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима;
5) идеологическое многообразие и политический плюрализм;
6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.
1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет ее непосредственно и/или через органы государственной власти и местного самоуправления. Интересам народа служит вся организация жизни общества и государства, совокупность институтов власти. Таким образом, как власть в государстве, так и власть (управление) в обществе лишь разные пути и средства воплощения народовластия.
2) единственной организацией, которая может быть названа организацией всего народа,
является государство. Оно должно в равной мере учитывать интересы каждого человека. Государство создается для того, чтобы решать общественно значимые задачи, создавать нормативную правовую базу развития всех общественных отношений и управлять многими делами на благо граждан;
3) ст. 2 Конституции РФ говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Политика РФ строится не только на провозглашении, но и на реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Государство и все хозяйствующие структуры должны создавать материальные основы и предпосылки осуществления прав и свобод. Но личность не может доминировать над государством, поэтому нужно дополнить эту конституционную ценность еще одну: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства;
4) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима – такая конституционная черта, которая проявляется в природе нашего государства, ведь в Конституции РФ оно названо демократическим. При демократии народ управляет всеми своими делами – и государственными, и общественными; и в государстве, и в обществе должна обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы и решать их законными способами. Демократия – это также и внутреннее осознание гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Демократия также является и политическим режимом, когда закон и реальность адекватны друг другу. В государстве должно быть единство государственных институтов, свободы человека и гражданина.
5) идеологическое многообразие и политический плюрализм признаются в ст. 13 Конституции РФ. Этими категориями характеризуется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии
, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения;
6) Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. Закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, капитала, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (кроме направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), равное признание и защита всех форм собственности.
3. Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:
1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимностьпринципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.
Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.
Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:
1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.
Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур