Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
Понятие и формы государственно-территориального устройства.
Основные формы государственно-территориального устройства:
58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.
1. Понятие гражданского правоотношения
2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание
§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
1. Возникновение (создание) юридического лица
2. Прекращение юридического лица путем реорганизации
2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
11. Понятие и виды субъектов административного права.
Предмет, метод и задачи науки административного права.
6. По форме выражения (по способу выражения):
3. Процедура принятия административно-правовых актов управления
4. Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с
государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Органы государства классифицируются по различным основаниям
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.
Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по
установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в
административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов.
Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник —
народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не
абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных
монархиях — монарх в республиках — президент.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства
государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.
Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция
(милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства
местные органы власти.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он
назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных
прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.
-
Конституционный статус Президента рф как главы государства.
Президент РФ – единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Конституция РФ закрепляет статус Президента РФ в ст. 80, и он обладает следующими функциями:
1) Президент РФ – гарант Конституции РФ, отслеживает неукоснительное ее соблюдение
2) Президент РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина
3) Президент РФ призван принимать определённые меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
4) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
5) Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства.
6) Президент РФ как глава государства представляет страну в международных отношениях
7) Президент РФ не входит не в одну из ветвей власти, и входит в особую систему разделения властей.
-
Порядок выборов Президента Российской Федерации. Федеральный закон "о выборах Президента Российской Федерации"
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ:
Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». Президентом РФ может быть лицо не моложе 35 лет, постоянно проживающее на территории РФ 10 лет. Президент РФ не может занимать свой пост более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Этапы избрания и вступления в должность Президента:
1) принятие и объявление решения Советом Федерации дня выборов (не ранее чем за 100 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования; решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия).
2) подготовка к проведению выборов (деятельность избирательных комиссии различных уровней) - информирование избирателей и составление списков избирателей
3) выдвижение и регистрация кандидатов – от политической партии и самовыдвижение
4) проведение предвыборной агитации
5) голосование – днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах
6) подсчет голосов и оформление результатов выборов, определение победителя, или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ.
7) опубликование результатов и церемония вступления Президента в должность (инаугурация).
-
Полномочия Президента Российской Федерации.
Компетенция Президента РФ.
а) в области кадровой политики
1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а также по его предложению назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров
2) Президент РФ назначает и освобождение от должности по представлению Государственной Думы председателя ЦБ РФ
3) Президент РФ назначает и освобождает от должности судей федеральных судов и Генерального прокурора РФ
4) Президент РФ назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
5) Президент РФ назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ
6) Президент РФ назначает и освобождает от должности дипломатических представителей в иностранных государствах
7) Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ
б) в сфере взаимодействия с Парламентом
1) ежегодное послание Президента Федеральному собранию РФ
2) Президент РФ наделен правом законодательной инициативы
3) Президент РФ подписывает и обнародует ФЗ
4) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы РФ
5) Президент РФ назначает референдумы