Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
Понятие и формы государственно-территориального устройства.
Основные формы государственно-территориального устройства:
58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.
1. Понятие гражданского правоотношения
2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание
§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
1. Возникновение (создание) юридического лица
2. Прекращение юридического лица путем реорганизации
2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
11. Понятие и виды субъектов административного права.
Предмет, метод и задачи науки административного права.
6. По форме выражения (по способу выражения):
3. Процедура принятия административно-правовых актов управления
6. По форме выражения (по способу выражения):
-
словесные (письменные, устные); -
конклюдентные.
Воля субъекта управления в конклюдентных актах выражается при помощи определенных жестов, сигналов, знаков, явно выражающих решение субъекта применения права. Это повеления, не имеющие характер письменного акта (например, обозначение закрытых участков, зон).
Можно выделить и другие критерии классификации.
3. Процедура принятия административно-правовых актов управления
Процесс принятия административно-правовых актов управления, как правило, включает в себя последовательное совершение следующих действий: постановка вопроса о подготовке акта, разработка проекта, согласование, подписание, государственная регистрация, опубликование, вступление в силу.
На схеме эта процедура может быть изображена в виде «лестницы». Этим подразумевается то, что перечисленные операции выполняются последовательно одна за другой, начиная с действия, указанного на верхней «ступеньке».
Процедура принятия административно-правового акта
Постановка вопроса о подготовке акта
Разработка проекта акта
Согласование акта
Подписание акта
Государственная регистрация акта
Официальное опубликование акта
Вступление в силу акта
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 (с изм. и доп.).
Федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (п. 2 Правил).
Обычно подготовка акта исполнительной власти производится самим органом, в компетенцию которого входит его издание, или, по его поручению, одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями, должностными лицами.
Проекты актов управления могут разрабатываться группами специалистов, для чего создаются экспертные группы по различным вопросам, в том числе по определению стоимости предусматриваемых мероприятий (сметы). Согласование проекта осуществляется заинтересованными органами, все нормативные акты должны быть согласованы с юридической службой. Согласование оформляется визами.
Срок подготовки проекта и издания правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок (п.4 Правил).
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов. Значительные по объему правовые акты делятся на главы.
Одновременно с разработкой проекта правового акта должны быть подготовлены предложения о внесении изменений и дополнений в ранее изданные акты.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие федеральному законодательству, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы органа исполнительной власти.
Требования к содержанию и форме правовых актов управления.
Требования к содержанию можно свести к его всесторонней обоснованности - технической, финансовой, организационной (наличие кадровых возможностей, времени для исполнения и т.д.).
Что касается требований к форме правового акта это: соблюдение юридического стиля, четкость, краткость формулировок. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл.
К такому примеру, когда смысл команды «казнить нельзя помиловать» становится противоположным в зависимости от того, до или после слова «нельзя» поставлена запятая, можно добавить массу современных примеров.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем органа власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Подписанный нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
- наименование органа, издавшего акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.
Правила оформления реквизитов проектов актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти изложены в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 г. №536, индивидуальных инструкциях по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти (в системе ОВД действует приказ МВД России от 1.03.1999 г. №150 «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России»).
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие гостайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации (п.10 Правил).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Минюст России. Государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ производится в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости этот срок может быть продлен до одного месяца.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Минюстом России в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Государственная регистрация актов министерств и ведомств РФ начата с 25 мая 1992 г. Она представляет собой контрольную функцию, которая преследует цель обеспечить соблюдение законности в деятельности федеральных министерств и ведомств, не допустить ущемления свобод и законных прав интересов граждан. Особенностью этой функции является то, что посредством ее исполнительная власть контролирует себя изнутри.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утвержден Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 (с изм. и доп.).
Акты Правительства РФ подлежат опубликованию в течение 10 дней после дня их подписания. Акты иных федеральных органов исполнительной власти публикуются в те же сроки со дня их регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, правовых последствий не влекут как не вступившие в силу.
Акты Правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания, в зависимости от категории документа.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В рамках реализации указанного постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. приказом Министра внутренних дел РФ от 27.06.2003 г. №484 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России.
В Правилах подготовки нормативно-правовых актов в системе МВД России:
-
даны четкие определения различных видов нормативных правовых актов, принятых в системе МВД России (приказы, директивы, положения, уставы, инструкции, правила, наставления, иные нормативные правовые акты);
В системе МВД России запрещается издание актов управления, содержащих правовые нормы, в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов.
-
определены права руководителей Министерства и основания для подготовки и издания ведомственных нормативных правовых актов; -
детально регламентируются порядок подготовки и оформления проектов документов, проведения их правовой экспертизы в правовом подразделении МВД России, правила их издания; -
устанавливается порядок государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер; -
разъясняются особенности подготовки проектов законодательных, президентских и правительственных нормативных правовых актов.
Многие предписания, содержащиеся в Правилах, применимы в работе над любым управленческим документом, соблюдение их обязательно в повседневной деятельности каждого штабного аппарата.
Для практической деятельности органов внутренних дел важно отметить следующее. Вопросы об охране права авторства на документированную правовую информацию не возникают, т.к. согласно Закону РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы, судебные решения и иные тексты законодательного, административного, судебного характера) не являются объектами авторского права. Вместе с тем следовало бы законодательно закрепить обязанность соответствующих государственных структур за создание достоверной информации такого рода, за обеспечение полного и своевременного ее распространения, а также ответственность за нарушения в этой области. Соответствующее законодательство пока только развивается.
30.
Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.
Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах. Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.
Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае