Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.

83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.

Понятие и формы государственно-территориального устройства.

Основные формы государственно-территориального устройства:

58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.

1. Понятие гражданского правоотношения

2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание

§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц

1. Возникновение (создание) юридического лица

2. Прекращение юридического лица путем реорганизации

2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

11. Понятие и виды субъектов административного права.

18.Административная правосубъектность: административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность.

Предмет, метод и задачи науки административного права.

6. По форме выражения (по способу выражения):

3. Процедура принятия административно-правовых актов управления

опыт федеративного строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные по национальному(национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и потерриториальному(края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов Федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.


Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно реализуется виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своём составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одой нации (а, например, двух и более).

Население всех республик, автономий многонационально, причем в большинстве из них нация, давшая им название, составляет менее половины населения.

Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — её субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.



2.5. Равноправие субъектов Российской Федерации— принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление —равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации. Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

17.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою тер-рию, складывающуюся из тер-рии ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание гос. суверенитета. Территория РФ является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, фед. законы имеют верховенство на всей ее территории. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экон-кой зоне в порядке, определяемом фед. законом и нормами международного права.


Согласно К. (ст. 74) на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с фед. законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту гос. границы, территориальных вод, воздушного пространства, экон-кой зоны и континентального шельфа. Режим гос. границы устанавливается Законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О Гос. границе РФ", а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями РФ с сопредельными гос-вами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением гос. границы, процедурой разрешения территориальных споров.

30 ноября 1995 г. принят ФЗ "О континентальном шельфе РФ", который определяет статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соотв. с К. РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.


Федеративное устройство РФ сочетается с единством гос-ва. Общефедеральные конституционные прин­ципы свободы личности, организации власти и суверенитета имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов РФ. Это означает также, что Федеральная Конституция не нуждается в подтверждении в какой-либо форме субъектами РФ.

Федеративное устройство РФ обусловлено историческими, географическими, экон-кими, социальными, этническими и политическими факторами.

РФ является федеративным гос-вом. РФ состоит из равноправных субъектов Федерации. Федерация является формой организации национальных отношений. Федерализм в России как в многонац-ном государстве обеспечивает сочетание самоопределения этносов и их равноправия с суверенитетом российского народа в целом. Федерализм РФ выражается в создании разнообразных форм национальной государст­венности народов РФ. В РФ существуют следующие формы национальной государственности: 1)республика; 2) автономная область (Еврейская автономная область); 3) автономный округ.

В качестве субъектов РФ выделяют также область, край, города фед. значения. В отличие от субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу, они образованы в первую очередь по территориальному принципу.

Всего в РФ 89 субъектов, добровольно объединенных в одно го­с-во: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фед. значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. От автономных округов следует отличать федеральные округа. Таких округов 7. Все субъекты РФ объеди­нены в эти округа с центром- столицей округа.

Все субъекты РФ имеют в своем статусе общие черты, такие как: 1)конституции, уставы, фиксирующие их правовое положение и закрепляющие компетенцию;2)самостоятельное установление системы органов гос. власти в соответствии с основами конст. строя РФ;3) собственный бюджет;4) собственная символика;5)право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти;6) представительство в фед. органах гос. влас ти (по 2 представителя в Совете Федерации: по одному от представительного и исп-ного органов гос. власти);7) частичная международная правосубъектность.