Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.

83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.

Понятие и формы государственно-территориального устройства.

Основные формы государственно-территориального устройства:

58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.

1. Понятие гражданского правоотношения

2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание

§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц

1. Возникновение (создание) юридического лица

2. Прекращение юридического лица путем реорганизации

2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

11. Понятие и виды субъектов административного права.

18.Административная правосубъектность: административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность.

Предмет, метод и задачи науки административного права.

6. По форме выражения (по способу выражения):

3. Процедура принятия административно-правовых актов управления



4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует 
правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Система гражданского права







Под системой права в теории права понимается внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. При этом особо следует подчеркнуть, что система права обусловливает систему законодательства и неразрывно с ней связана.

Система гражданского права как отрасли права - это внутреннее строение данной отрасли и права, единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов.

Подотрасль гражданского права - это комплекс правовых норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения.

В российском законодательстве в настоящее время принято выделять пять подотраслей:

Вещное право, оформляющее принадлежность вещей (имущества) участниками имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки и результата имущественного оборота;

Обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот. В свою очередь оно разделяется надоговорное и деликтное право, имея при этом единую для них собственную Общую часть. Договорные обязательства далее дифференцируются на группы обязательств по передаче имущества в вещное право, в пользование, по выполнению работ, по оказанию услуг, по совместной деятельности и т.д.;

Исключительные права, охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности (права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов, являющихся результатами творческой деятельности, произведений науки, литературы и искусства, изобретений и полезных моделей и т.п.) и институт гак называемой промышленной собственности (устанавливающий правовой режим промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т.п.);

Наследственное право, регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам:

Защита нематериальных (личных неимущественных) благ

 (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т.п.).

В свою очередь перечисленные подотрасли делятся на институты - совокупности норм, регулирующих менее крупные однородные группы общественных отношений. Так, в подотрасли вещных прав можно выделить институты права собственности, ограниченных вещных прав, вешно-правовых способов их защиты, а в подотрасли обязательственного договорного права — институты отдельных договорных обязательств (купли-продажи, аренды, подряда и т.д.).

Институты разделяются на еще более дробные, мелкие совокупности норм - субинституты, которые, однако, тоже сохраняют единство и однородность своего предмета. Например, институты договорных обязательств разделяются на субинституты, охватывающие правила об отдельных их разновидностях (институт договора купли-продажи — на субинституты розничной купли-продажи, поставки, контрактации и т.д.; институт договора аренды — на субинституты проката, аренды транспортных средств, предприятий, финансовой аренды и т.д.). Институты и субинституты тоже имеют общие положения, свидетельствующие о юридической однородности охватываемых ими норм.

Кроме того, гражданское право делится на две части — Общую и Особенную. Нормы, включенные в Общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в Особенную часть. Таким образом, система гражданского права такова:

Общая часть:

  • введение в гражданское право (понятие отрасли права, предмет, методы, принципы, система, источники гражданского права);

  • субъекты и объекты гражданского оборота;

  • гражданское правоотношение;

  • возникновение, осуществление и защита гражданских прав.

Особенная часть:

  • вещное право (оформляет принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений);

  • обязательственное право (оформляет собственно имущественный оборот);

  • исключительные права, оформляющие правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность);

  • наследственное право (регулирует переход имущества в случае смерти граждан):

  • личные неимущественные права (защита чести, достоинства, деловой репутации, жизни, здоровья граждан, неприкосновенность частной и личной жизни).

20. Понятие и особенности гражданского законодательства. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов в РФ. (
Артамонов).

Гражданское право представляет собой отрасль российского права, которая регулирует имущественные и связанные с ними отношения, складывающиеся между физическими лицами, юридическими лицами, публичными субъектами на началах равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности и инициативы участников этих отношений. Предмет правового регулирования гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные, связанные с имущественными отношениями.

Имущественные отношения представляют собой отношения по пользованию, владению и распоряжению вещами. Большинство отношений, регулируемых гражданским правом, являются товарно-денежными.

Гражданское право регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом, под предпринимательской понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Неимущественные, связанные с имущественными, отношения представляют собой отношения, связанные с товарно-денежными посредством своего результата.

Объектом такого рода отношений являются произведения искусства, литературы и т.п.

Неимущественные отношения, не связанные с имущественными, не регулируются, но охраняются гражданским правом. К числу таких объектов относятся жизнь и здоровье гражданина, достоинство личности и некоторые другие блага.

Гражданское право выделяется в системе права как предметом, так и методом правового регулирования, который выражается в признании юридического равенства сторон. Реализация равенства осуществляется через независимость и самостоятельность сторон. Субъекты гражданского права действуют по своему желанию, руководствуются своим интересом, могут проявлять предприимчивость, совершать любые действия, не противоречащие закону.

Таким образом, гражданское право - это система правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Гражданское право отличается от других отраслей права инструментарием, оттачивавшимся в течение сотен лет. Его место в системе права предопределено своеобразным предметом и методом правового регулирования, имеющим давние корни, и в определенной степени трансформируется в системе права.


Гражданское право нуждается в отделении его от публично- правовой сферы. В частности, не следует смешивать гражданское право с административным, финансовым и другими отраслями, основу которых составляют властеотношения.

В системе права гражданское право составляет ядро частного права. Гражданское законодательство тесно связано с трудовым, семейным, жилищным, земельным и иными отраслями.

Гражданское право тесно связано с трудовым правом. Однако особенность трудовых отношений основывается на выполнении правил внутреннего трудового распорядка. Отношения администрации и рабочего (служащего) носят неравный характер ввиду наличия властных полномочий работодателя. Гражданское право взаимодействует с семейным правом, но не сливается с ним. Так, в семейных отношениях приоритетными являются неимущественные отношения, в которых отражается нравственная, этическая сторона личности. Именно такими представляются взаимная забота членов семьи, оказание материальной помощи, воспитание и т.п. Взаимопроникновение указанных отраслей осуществляется в виде брачного контракта, перехода от общей собственности супругов к долевой собственности.

Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Конституция РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ принимать законы в пределах их компетенции. Эти законы действуют в пределах границ соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ не вправе принимать законы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ: 1) войны и мира; 2) регулирования федеральной собственности; 3) установления федерального бюджета и т. Д.

В случае принятия субъектом РФ закона вне пределов его компетенции законы РФ и субъектов РФ вступают между собой в противоречие, т. Е. Возникают коллизии норм права.

В этом случае всегда действует общее правило разрешения таких споров: федеральные законы обладают наивысшей силой по отношению к законам субъектов РФ, что обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории и верховенство федерального законодательства.

В случае возникновения более сложной коллизии между правовыми актами РФ и актами субъекта РФ она разрешается Конституционным Судом РФ.

Коллизии между законами субъектов РФ и федеральным законодательством могут быть: 1) о противоречии нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ федеральному законодательству; 2) о пределах компетенции принявшего нормативный акт органа власти.