Файл: Организация безналичных расчётов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аккредитив — это обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет платежи физическим и юридическим лицам в пределах суммы и на условиях, указанных в поручении.

Аккредитивная форма — одна из основных в международных расчетах. В России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40—50% — по экспорту; определенное распространение эта форма получила и во внутренних расчетах.

Документарный аккредитив — это соглашение, в силу которого банк-эмитент должен по просьбе клиента и на основании его инструкций: произвести платеж третьему лицу (бенефициару) или платеж по приказу бенефициара, оплатить или акцептовать переводные векселя (тратты), выставленные бенефициаром; негоциировать (купить либо учесть) документы; дать полномочия произвести любую из этих операций другому банку (исполняющему банку).

В осуществлении операций по данному аккредитиву участвуют:

- клиент, который дает поручение банку открыть аккредитив;

- банк, открывающий аккредитив, — банк-эмитент;

- банк, оплачивающий аккредитив, — исполняющий банк;

- лицо, в пользу которого аккредитив открыт.



где

1. Представление покупателем заявления на открытие аккредитива.

2. Списание средств с расчетного счета покупателя в сумме открываемого аккредитива.

3. Учет суммы открытого аккредитива за балансом на отдельном внебалансовом счете.

4. Пересылка в банк поставщика документов по аккредитиву и перевод денежных средств в банк поставщика на отдельный счет.

5. Депонирование в банке поставщика средств, поступивших по аккредитиву.

6. Вручение извещения поставщику об открытии аккредитива.

7. Отгрузка поставщиком продукции в адрес покупателя в счет открытого аккредитива.

8. Передача реестра счетов и товарно-сопроводительных документов поставщиком в свой банк, где ему открыт аккредитив.

9. Зачисление денежных средств на расчетный счет поставщика после проверки соответствия представленных документов условиям аккредитива.

10. Извещение банку покупателя об оплате, пересылка реестра счетов и товарно-сопроводительных документов.

11. Списание суммы использованного аккредитива с учета с внебалансового счета после проверки соответствия представленных документов условиям аккредитива.

12. Передача покупателю товарно-транспортных документов, оплаченных за счет аккредитива.


Порядок работы с аккредитивами в банке (эмитенте и исполняющем) четко регламентирован. Исполняющим банком может выступать банк-эмитент.

Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют отзывные и безотзывные формы аккредитива.

Отзывный аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

Безотзывный неподтвержденный аккредитив авизуется бенефициару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам.

Аккредитивы могут быть покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными). Покрытие — предоставление в распоряжение исполняющего банка средств в сумме аккредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для платы по аккредитиву. В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы.

В российской практике аккредитивная форма расчетов пользуется на основе договора между контрагентами. В договоре предусматриваются: срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименования банка-эмитента и банка, обслуживающего получателя средств; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком, сроки их представления, ответственность перед получателем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщиком — в случае неправильной выплаты сред вследствие нарушения условий аккредитива. В России применение аккредитивов более эффективно, чем предварительная оплата, получившая распространение в целях гарантии платежа.

Аккредитивная форма расчетов — наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж.

Инкассо — банковская операция, посредством которой банкэмитент на основании расчетных документов по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. В основе инкассовых операций лежит договор поручения.



Расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежные банки принимают финансовые и (или) коммерческие документы: чеки, векселя, акции, ипотеки, облигации и др.

Разновидности инкассовых операций в России — расчеты платежными требованиями (выставляются в обслуживающий банк на инкассо кредитором (поставщиком) после отгрузки товаров и выписки товарных документов) и инкассовыми поручениями.

Банк-эмитент, принимая документы на инкассо (платежные требования и их реестр по установленным формам), обязан переслать их в исполняющий банк, взыскать при посредстве этого банка деньги и перечислить на расчетный счет поставщика. В платежном требовании содержатся реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, время отгрузки и т.п. Получив документы, банк плательщика сообщает ему об этом и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта. Срок для акцептанта — пять рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк покупателя.

В течение этого срока, когда документы находятся в отдельной картотеке №1, плательщику необходимо представить в банк на бланке заявление об акцепте либо отказе от него. При отсутствии у плательщиков средств акцептованные расчетные документы помещают в картотеку несвоевременно оплаченных документов. Об этом сообщают поставщику, и он за каждый день просрочки платежа взыскивает с покупателя пеню в претензионном порядке в размере, предусмотренном договором. Допускается частичная оплата платежных требований и инкассовых поручений платежным ордером.

Плательщик вправе отказаться от акцепта платежных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме.

Такая форма расчетов предполагает доверительные отношения контрагентов. При ней у покупателя нет необходимости заранее отвлекать средства из оборота, а поставщик несет риски несвоевременной оплаты счетов покупателями (в связи с ухудшением финансового положения) и неполучения средств из-за необоснованных отказов от акцепта, несет потери из-за замедления оборачиваемости средств, обусловленного разрывом во времени отгрузки товара и получения выручки.

Первый риск уменьшается посредством получения от покупателя гарантий в форме предусматриваемых в договоре правовых средств обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залога, удержания), второй риск — применением средств связи, ускоряющих доставку документов.


Расчеты платежными требованиями могут проводиться и без акцепта плательщика, если они предусмотрены законодательством и сторонами по основному договору при условии во втором случае предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание средств со счета последнего без его распоряжения.

Условие о расчетах путем безакцептного списания средств со счета в российской практике может быть включено в договор, когда законодательство такой возможности прямо не предоставляет. Предприятия могут предусмотреть такую форму, как средство воздействия на неисправного должника в договорах поставки и банковской ссуды (по ее возврату). Предоставляя контрагенту право в безакцептном порядке списывать средства со своего счета, плательщик осуществляет свои правомочия по распоряжению собственным счетом и хранящимися на нем средствами. Реализован, данный порядок расчетов может быть, при условии оформления плательщиком соглашения с обслуживающим банком в форме отдельного документа или оговорки в тексте договора банковского счета. При этом необходимо указать, какой кредитор вправе списывать с должника суммы в безакцептном порядке, и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы).

Инкассовое поручение на бесспорное списание средств со счетов плательщиков — частный случай расчетов по инкассо, когда документы согласно ч. 2 ст. 875 ГК РФ подлежат оплате по предъявлении такого поручения. Оно составляется на бланке установленной формы и применяется согласно законодательству или условиям основного договора.

В экономической практике основания бесспорного (принудительного) списания средств делятся на две группы:

- по распоряжению взыскателей, в том числе органов, выполняющих контрольные функции;

- исходя из исполнительных документов.

Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей в соответствии с законодательством допускается по следующим видам платежей:

- недоимкам по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штрафов и иных санкций;

- таможенным платежам, пеням и штрафам, взимаемым таможенными органами;

- недоимкам по платежам, штрафам и иным санкциям в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).


Средства плательщиков взыскиваются также по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами, арбитражными судами. К ним приравниваются распоряжения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по претензиям.

Весьма прогрессивный является способ безналичных расчетов, зачета взаимных требований основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

Концентрация платежей при расчетах по зачету позволяет сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется денежная (кассовая) наличность, за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.

При зачете равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Зачет может быть организован, когда несколько предприятий связаны между собой встречной и последовательной передачей продукции или оказанием услуг.

Зачеты взаимной задолженности могут проводиться: между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые; разовые (единовременные) и постоянные (обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежей). Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. В последнем случае в банк представляется поручение или чек на незачтенную сумму.

При проведении разового зачета через банки каждому участнику обслуживающий банк открывает параллельно с расчетным счетом временный (на период зачета) активно-пассивный счет по зачету. По дебету этого счета списываются суммы, причитающиеся другим участникам зачета, по кредиту зачисляются суммы, поступающие от них. Обычно назначается период (один или несколько заранее определенных дней), в течение которого выполняются подобные операции.

К зачету принимаются: платежные поручения, чеки, векселя, платежные требования за товары (услуги), не оплаченные в срок или срочные к оплате в день проведения зачета. В установленный срок лицевые счета по зачету закрываются, и выводится сальдо по зачету каждому участнику. Кредитовые сальдо перечисляются на расчетные счета, дебетовые погашаются с расчетных счетов, а при отсутствии на них средств могут быть оплачены за счет кредита банка. Поступающие после закрытия временных лицевых счетов суммы по зачету направляются на погашение задолженности по кредиту.