Файл: Учебное пособие для студентов по направлению 38. 03. 01 Экономика (квалификация бакалавр) Чита Забайкальский Государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2.Планирование показателей производства и ресурсного обеспечения предприятия

2.1. Основные положения разработки текущих (годовых) планов


Применительно к отдельному предприятию промышленной ориентации, действующему в конкретной среде, можно выделить один из более распространённых на практике видов планов - текущей (годовой) план, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.

Годовые планы разрабатываются для того, чтобы на их основе предпринимались текущие действия, которые, в свою очередь, должны быть осуществимы с точки зрения имеющихся возможностей. Годовой период разработки планов объясняется также удобством пользования отчётными данными. Выполнение такого плана служит основой для оценки работы в области стратегического планирования.

Исходными данными для разработки годового плана являются:

  • материалы технико-экономического анализа;

  • уточненный спрос на продукцию;

  • данные о поставках продукции;

  • информация о предполагаемых ценах на товары по различным рынкам;

  • уточненные технико-экономические нормы и нормативы по использованию производственных мощностей, затрат живого труда и материальных ресурсов;

  • показатели по организационно-техническим мероприятиям, сведения по изобретениям, патентам и рационализаторским предложениям.

Разработка годового плана, в отличие от других планов, подчиняется некоторым правилам, касающимся сроков разработки, порядка доведения до подразделений предприятия, а так же структуры и конкретных показателей.

Разрабатывается план до начала планируемого года (как правило, в октябре или ноябре предпланового года). До наступления планового периода доводятся планы до структурных подразделений. Порядок доведения планов устанавливается предприятием и отражается в нормативных документах.

Структура и содержание годового плана не регламентированы. Состав разделов и показателей плана зависит от спецификации и отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся на нем системы управления и т.д. В тоже время план должен иметь определенные разделы, содержащие плановые показатели и их технико-экономическое обоснование.


Годовой план может состоять из следующих разделов:

  • план производства и реализации продукции;

  • план технического и организационного развития производства;

  • план материально-технического обеспечения производства;

  • план по труду и социальному развитию коллектива;

  • план по себестоимости;

  • финансовый план.

В состав каждого из разделов плана включаются свои показатели, которые, в свою очередь, можно группировать по направлениям:

  • сбыту и производству продукции;

  • организационному и техническому развитию производства;

  • ресурсному обеспечению;

  • социальному развитию;

  • затратам и финансам.

Предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные разделы годового плана в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, которые составляют систему показателей. Именно эта система определяет содержание каждого раздела плана, дает экономическое измерение отдельным направлениям деятельности предприятия. Система показателей и разделов плана определяется практически одновременно.

Годовой план предприятия имеет поквартальную и помесячную разбивку всех показателей выступает в виде конкретного планового задания. При этом вся система показателей должна быть направлена на достижение конечных результатов. От содержания показателей и общей целевой направленности во многом зависит уровень планирования и экономического стимулирования производства, а также степень их воздействия на работу предприятия.

Система плановых показателей сочетает натуральные и стоимостные, количественные и качественные, абсолютные и относительные измерители. Показатели подразделяются на утверждаемые (устанавливаемые), расчетные и оценочные показатели как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Требуется точно установить статус показателей, порядок их определения и учета хозяйственной деятельности. Рациональной следует считать ту систему показателей планирования, которая отвечает следующим условиям ( требованиям):

  • имеет лучшую нормативную базу и более тесную связь с материальным стимулированием;

  • является максимально простой и понятной для работающих;

  • обеспечивает объективную оценку вклада предприятия и его подразделений в конечные результаты работы коллектива;

  • направлена на улучшение использования внутренних резервов производства;

  • обеспечивает раздельный учет зависящих и не зависящих от предприятия факторов, влияющих на его работу, выявляет результаты работы по зависящим факторам;

  • согласуется с действующей на предприятии системой учета и отчетности, обеспечивается единство плановых и отчетных показателей.


На предприятиях внедряются различные организационно-технические мероприятия, которые способствуют выполнению заданий по основным показателям работы. Направление воздействия предусмотренных планом оргтехмероприятий могут быть самыми разнообразными. Одно мероприятие может влиять на несколько показателей. Это влияние должно учитываться при пересмотре действующей нормативной базы и через них находить свое отражение в соответствующих разделах плана для получения дополнительного объема продукции с наименьшими затратами.

В условиях плановой экономики бала установлена система экономических показателей, утверждаемых предприятием, которая распределялась по четырем направлениям: контрольные цифры (объем производства, номенклатура, себестоимость, прибыль и т.д.), государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты. В условиях рыночных отношений количество устанавливаемых предприятию показателей значительно уменьшается и ограничиваются теми из них, которые определяют единые для всех предприятий нормативы (нормы, тарифы, ставки налогов и регулируемые цены), а также для некоторых предприятий государственные заказы. Экономическим рычагом расширения самостоятельности предприятия становятся нормативы. Основную роль в системе нормативов играют налоговые регуляторы и свободные рыночные цены.

Перед началом работ по подготовке годового плана издается приказ за подписью руководителя предприятия, в котором указываются порядок и сроки выполнения работ и назначаются ответственные за подготовку отдельных разделов плана. Общее руководство планом остается за руководителем предприятия, а методическое за главным эконгомистом. Срок разработки плана определяется предприятием, план утверждается руководителем. В разработке разделов плана принимают непосредственное участие планово-экономические службы предприятия с привлечением других отделов и служб.

2.2 План по производству продукции и оказанию услуг

2.2.1 Определение и назначение, исходная информация


План производства продукции - один из центральных планов развития предприятия. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т.д.

План производства и реализации продукции, а так же оказания услуг должен удовлетворять конкретные потребности покупателей (потребителей) и быть тесно связан с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Основная деятельность промышленного предприятия - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. От эффективности данного процесса зависят важнейшие показатели функционирования хозяйственного субъекта, в том числе прибыль и рентабельность. Планирование производства продукции в рыночных условиях - это ведущая задача комплексного планирования социально-экономического развития предприятия.

Годовой план производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т. п. Поэтому разработка годового плана производства в современных условиях играет большую роль.

Исходными данными для формирования плана производства и реализации продукции служат:

  1. Данные анализа хода выполнения стратегического и других планов по производству и сбыту продукции. Позволяют наиболее полно изучить все факторы, оказывающие как положительные, так и отрицательные влияния на выполнение показателей плана в их динамике и сопоставлении по годам, кварталам и месяцам.

  2. Информация о предлагаемых ценах на готовую продукцию необходима для определения объема выпуска и производства в стоимостном выражении, а так же для определения объема продаж (реализации) продукции.

  3. Контракты на поставку отдельных видов продукции для федеральных государственных нужд. Федеральным Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» регламентируется работа предприятий при производстве отдельных видов продукции. Система государственных заказов распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Получение госзаказа является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе.

  4. Сводка действующих договоров, портфель заказов. Предприятиям дано право свободно выбирать предмет договора. Перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещается либо ограничивается, устанавливается законодательством РФ. В договорах указаны сроки и условия поставок продукции, ее качество и комплектность, вид упаковки, цена, организация расчетов и имущественная ответственность сторон.

  5. Данные плана технического и организационного развития предприятия. В этом плане предусмотрены мероприятия, обеспечивающие увеличение производственных возможностей (мощностей) и увеличение выпуска продукции.

  6. Ожидаемые на начало планируемого года остатки готовой продукции на складе и в пути и незавершенного производства. При планировании указанные остатки на конец планируемого года берутся на уровне норматива, а на начало – ожидаемые. Данные по остаткам позволяют сопоставить план продаж с планом производства (с производственной программой) и рассчитать соответствующие показатели. Объем производства товарной продукции отличается от объема реализуемой продукции на величину изменения остатков готовых изделий на складе и в пути. Изменение остатков незавершенного производства (НЗП) может учитываться при определении общего объема валовой продукции.

  7. Календарно – плановые нормативы производства изделий. Эти нормативы используются в оперативно – производственном планировании. В тоже время при тактическом планировании с помощью календарно – плановых нормативов производства (длительность производственных циклов, нормативы незавершенного производства, размеры партий изделий и т.д.) достигается календарное распределение выпуска отдельных номенклатурных позиций в планируемом периоде. Имеется возможность рассчитать показатели производственной программы.

2.2.2 Структура плана


Пример плана производства и реализации продукции в стоимостном выражении приводится в табл. 2.1. План производства и реализации продукции формируется в следующей последовательности: 1.Планирование продаж

Таблица 2.1

План производства и реализации продукции в стоимостном выражении на … год, тыс. руб.

Показатель

Базисный период

Планируемый период

План

Ожидаемое выполнение

План в оптовых ценах

Сопоставимых/

базисного периода/ планируемого периода

В том числе по кварталам

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Продукция для государственных нужд

  2. Продукция, план продаж которой формируется предприятием























Окончание табл.2.1


1

2

3

4

5

6

7

8

Итого реализуемая продукция






















  1. Разность стоимости остатков готовой продукции на начало и конец года (увеличение(+), уменьшение(-))






















Итого товарная продукция






















  1. Стоимость прироста (+) или убыли (-) остатков незавершенного производства






















Итого валовая продукция






















  1. Внутрипроизводственный оборот






















  1. Валовый оборот