Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                                     - внешнее сходство;

                                     - внешнее абстрактное тождество;

                                     - внутреннее конкретное тождество;

                                     - тождество многообразного;

                                     - закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом.

                                   в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на

                                       уровне диалектики «общего»:

                                      - «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций

                                        (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их

                                         динамики (лабильность, ригидность и др.);

                                      - о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда

                                        эмоции деформируют поведение и вызывают социально-

                                        психологическую дезадаптацию;

                                      - гипотемия - основное синдромообразующее расстройство

                                        (для депрессивного синдрома);

                                      - для гипертемии «общим» является состояние эйфории

                                        (благодушно-беспечный аффект);

                                           NB: эйфория бывает общим признаком многих самых

                                                   различных экзогенных и соматических поражений

                                                   головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли

                                                   мозга, обширные распадающиеся внемозговые

                                                   новообразования , тяжёлые поражения печёночной и

                                                   почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может

                                                   сопровождаться бредовыми идеями величия.

                                     - общим для депрессий являются такие симптомы, как:

                                           =дисфория (внезапные приступы гнева);

                                           = тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью,


                                              беспокойством, напряжением мышц);

                                           = амбивалентность (одновременное сосуществование

                                               двух взаимоисключающих эмоций);

                                           = апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности

                                              эмоций);

                                           = эмоциональная лобильность (чрезвычайная

                                              подвижность, неустойчивость, легкость возникновения

                                              и смены эмоций);

                                           = эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и,

                                              тугоподвижность, склонность долго переживать чувства,

                                              особенно неприятные).

                                   г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в

                                       диалектике «общего»:

                                               - в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива-

                                                 ния какого-либо феномена (его появления, движение,

                                                 развитие);

                                               - понятие «детерминанты» - множественность числа

Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:

                           - факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к

                              болезни) - статический материал эпидемиологических

                              исследований позволяет анализировать различные биологические,

                              климатические и социокультурные факторы;

                           - факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние

                              (факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных



                              отношений и социально-психологического климата;

                           - особо исследуются такие факторы как:

                                 = генетические                                     = нейрофизиологические

                                 = биохимические                   = структурно-морфологические

                                 = иммунологические              = социально-психологические

6)      свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне

диалектики «общего»:

                                     клинические проявления начальной депрессии:

                                   - потеря интересов;

                                   - потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

                                   - утрата эмоциональной реактивности;

                                   - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность

                                     заснуть вечером, пробуждение ночью);

                                   - понижение настроения по утрам.

 

          10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая

                          система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная

                          система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего

                          принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное

                         качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей

                          (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и

                          сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 


 

           

Выводы:

                             Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и

                  функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,

                   выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей

                   живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы

                   диалектики.

                   Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все

        сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы

        получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями

        Бога».

                   В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».

        Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими

        ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику

        существования материального мира в диалектико-материалистическое

        мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.

 

Литература

 

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.

2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.

3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.

4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.

5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.

4 лекция

письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающей определенное содержание сознания, носит идеальный характер.

- Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в этой области и воплотить в реальность.

Идеальность образов имеет специфическое значение, 
выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.