Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- внешнее сходство;
- внешнее абстрактное тождество;
- внутреннее конкретное тождество;
- тождество многообразного;
- закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом.
в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на
уровне диалектики «общего»:
- «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций
(гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их
динамики (лабильность, ригидность и др.);
- о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда
эмоции деформируют поведение и вызывают социально-
психологическую дезадаптацию;
- гипотемия - основное синдромообразующее расстройство
(для депрессивного синдрома);
- для гипертемии «общим» является состояние эйфории
(благодушно-беспечный аффект);
NB: эйфория бывает общим признаком многих самых
различных экзогенных и соматических поражений
головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли
мозга, обширные распадающиеся внемозговые
новообразования , тяжёлые поражения печёночной и
почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может
сопровождаться бредовыми идеями величия.
- общим для депрессий являются такие симптомы, как:
=дисфория (внезапные приступы гнева);
= тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью,
беспокойством, напряжением мышц);
= амбивалентность (одновременное сосуществование
двух взаимоисключающих эмоций);
= апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности
эмоций);
= эмоциональная лобильность (чрезвычайная
подвижность, неустойчивость, легкость возникновения
и смены эмоций);
= эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и,
тугоподвижность, склонность долго переживать чувства,
особенно неприятные).
г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в
диалектике «общего»:
- в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива-
ния какого-либо феномена (его появления, движение,
развитие);
- понятие «детерминанты» - множественность числа
Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:
- факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к
болезни) - статический материал эпидемиологических
исследований позволяет анализировать различные биологические,
климатические и социокультурные факторы;
- факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние
(факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных
отношений и социально-психологического климата;
- особо исследуются такие факторы как:
= генетические = нейрофизиологические
= биохимические = структурно-морфологические
= иммунологические = социально-психологические
6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне
диалектики «общего»:
клинические проявления начальной депрессии:
- потеря интересов;
- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;
- утрата эмоциональной реактивности;
- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность
заснуть вечером, пробуждение ночью);
- понижение настроения по утрам.
10. Категории «целое и часть»
1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно. NB: любой единичный предмет может быть понят только в единстве с целым. NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и выяснять характер связи между ними, уяснить природу частей. 2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей. 3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям. 4) Категории целого и части – это соотносительные категории: - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть другого целого (молекулы); - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого (организма) и т.д.; - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей мысли. 5) Виды систем (целостностей): - простые – одноклеточные, водоросли и т.п. - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная система, иммунная система и др.) 6) единство и дифференциация целого: - целое не есть сумма его частей; - целое устойчивее его частей; - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего принципа развития); - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное качество; - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические, политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности; - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей (т.е. это киберсистема) NB: Напомним, киберсистемами называются такие системы, которые имеют хотя бы первых три своих механизма: саморегуляцию, самоорганизацию и самовоспроизводство; - высшей формой целостности является общество; - в системном целом действует обратная связь: = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с внешним окружением); = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и сплочение всех элементов в единое целое); 7) Регресс целого: противоречивый процесс: - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот. Пример: - прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов; = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы. |
Выводы:
Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и
функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,
выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей
живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы
диалектики.
Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все
сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы
получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями
Бога».
В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».
Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими
ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику
существования материального мира в диалектико-материалистическое
мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.
Литература
1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.
3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.
4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.
5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.
4 лекция
письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.
- При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающей определенное содержание сознания, носит идеальный характер.
- Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в этой области и воплотить в реальность.
- Идеальность образов имеет специфическое значение,
выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.
Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.