Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания
1. Общая характеристика.
На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.
- Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.
- Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.
- Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.
- При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.
Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.
2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.
б) Индивидуальное сознание включает самосознание – процесс осознания человеком самого себя.
в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.
- Главным объектом отражения общественного сознания является
общественное бытие людей.
- Общественное сознание заключает в себе различные формы:
= мораль;
= искусство;
= философию;
= религию;
= науки.
NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.
г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:
- общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;
- в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;
- общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;
- общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;
- индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.
субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания
1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).
П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.
Этапы модели поведения:
- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;
- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;
- это осознается и приводит к принятию решения;
- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);
- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.
2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.
б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:
- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?
- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?
в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).
г) Принцип нервизма:
- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.
- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.
- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).
- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.
- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).
д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:
- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.
- На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.
Расстройство сознания.
Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.
Базовые характеристики сознания:
-воображение;
- отражение (рефлексия).
Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.
NB: характеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.
Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».
Признаки самосознания (в норме):
- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;
- осознание собственного единства в каждый момент времени;
- осознание собственной идентичности;
- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».
Расстройства сознания:
- выключенное сознание;
- расстроенное сознание.
NB: выключенное сознание:
= обнубиляция;
= сопор;
= кома.
NB: расстроенное сознание:
= делирий;
= аменция;
= онейроид;
= сумеречное состояние сознания.
- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;
NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.
NB: расстройства личности:
= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);
= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.
NB: Типичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.
ЛИТЕРАТУРА:
1). Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк: Норд-Комплект.-2009.-420с.
2). Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Донецк: Норд-Комплект, 2009.- 128с.
3).Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Философия и медицина. – Л.: Изд-во лен. ун-та, 1986.-213с.
4). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.
5). Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.-199с.
6-я лекция
субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.