Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания


1. Общая характеристика.

На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.

- Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

- При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.

Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.

б) Индивидуальное сознание включает самосознание – процесс осознания человеком самого себя.

в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.

Главным объектом отражения общественного сознания является 
общественное бытие людей.

- Общественное сознание заключает в себе различные формы:

            = мораль;

            = искусство;

            = философию;

            = религию;

            = науки.

            NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;

в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;

общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.

субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.






Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания


1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).

 

П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

- это осознается и приводит к принятию решения;



- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);

- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.

 

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.

б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:

- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?

- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).

г) Принцип нервизма:

- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.

- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.

На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.

Расстройство сознания.

Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.

Базовые характеристики сознания:

-воображение;

- отражение (рефлексия).


Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

          NBхарактеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».

Признаки самосознания (в норме):

- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;

- осознание собственного единства в каждый момент времени;

- осознание собственной идентичности;

- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».

Расстройства сознания:

- выключенное сознание;

- расстроенное сознание.

            NB: выключенное сознание:

            = обнубиляция;

            = сопор;

            = кома.

            NB: расстроенное сознание:

            = делирий;

            = аменция;

            = онейроид;

            = сумеречное состояние сознания.

- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;

            NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.

            NB: расстройства личности:

= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);

= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.

NBТипичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1). Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк: Норд-Комплект.-2009.-420с.

2). Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Донецк: Норд-Комплект, 2009.- 128с.

3).Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Философия и медицина. – Л.: Изд-во лен. ун-та, 1986.-213с.

 4). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.

 5). Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.-199с.


6-я лекция

субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.